E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама

Дави на газ

Пора отпусков в разгаре. Автомобильные поездки на дачу, челябинские озера и побережье Черного моря набирают обороты, а цены на бензин опять ползут вверх. Самое время задуматься о том, не перевести ли свою машину на газ? О стоимости услуги, ее преимуществах и недостатках читайте в материале.

Ограничения

Начнем с тех, для кого этот материал не представляет никакого интереса. Это владельцы автомобилей на дизельном топливе. Теоретически газобаллонное оборудование (ГБО) можно поставить и на дизель. Но особенности впрыска топлива на дизельном двигателе таковы, что воспользоваться газом можно будет только на трассе и при условии, что это метан, поэтому установщики ГБО не практикуют перевод дизельных машин на газ.

Также как и автомобилей, оснащенных двигателем GDI (Gasoline Direct Injection), что в переводе значит «двигатель с непосредственным впрыском топлива». Их выпускают фирмы Mitsubishi (6G74, 4G93, 4G-73), Toyota (3S-FSE, 1AZ-FSE), Nissan (3.0-litre Engines VG30dd), BOSCH (система Moronic MED7). Особенность этих двигателей заключается в том, что топливо впрыскивается не во впускной коллектор, как на других двигателях, а прямо в цилиндры. Как объяснили мне в одной из мастерских, газовый контроллер «не видит» сигнала с очень быстрых GDI-евских форсунок и, соответственно, работать не будет. Поэтому владельцам Mitsubishi и других марок, оснащенных «новым словом в двигателестроении», в переводе на газ отказывают.

В остальном ограничений нет. Мастерские работают как с карбюраторными двигателями, так и с инжекторными. Сразу предупреждают, что при переводе на газ нового, купленного в автосалоне автомобиля, его снимут с гарантии. Несмотря на то, что газ является дополнительным видом топлива, соответственно ГБО — дополнительным оборудованием, установка которого по закону о защите прав потребителей вроде как не запрещена. Как не запрещено устанавливать дополнительные противоугонные системы не в салоне дилера, а в любом сертифицированном центре. Но специалисты, с которыми я беседовал, вспомнили единственный случай, когда автовладелец из Нижнего Тагила установил ГБО и при этом выиграл дело в суде против автосалона-дилера, снявшего автомобиль с гарантии.

Аргументы «за»

Ответ на вопрос, зачем переводить автомобиль на газ, кажется очевидным. Чтобы существенно экономить! Даже притом, что расход газа на 100 км несколько выше (на 5-10%), чем расход бензина, соотношение цен на газ и бензин однозначно в пользу первого. Если сейчас бензин на заправках стоит 18-20 руб. за литр, то пропан-бутановой смесью можно заправиться за 6–6,5 рубля за литр.

Во всем мире на газе ездит более 4 млн автомобилей. Фирмы FIAT, Opel, Mercedes и Audi выпускают автомобили в заводском исполнении, работающие на газе. Однако во всех вышеперечисленных странах в качестве топлива используется сжатый природный газ метан. Цена на метан стабильна, и рост ее при любом раскладе на мировых биржах незначительный. Одна из причин, по которой екатеринбургские специализированные мастерские не переводят машины на метан, — отсутствие развитой сети заправок, в Екатеринбурге их всего две. Затраты на строительство метановых заправок существенны — этот газ хранится или под высоким давлением, или в криогенных установках. Как следствие — отсутствие большого спроса на установку подобного оборудования.

В то время как заправок пропан-бутана и в городе немало, и на выездах из города не по одной. Большинство екатеринбургских мастерских, занимающихся переводом автомобилей на газ, как раз и устанавливают оборудование для пропан-бутановой смеси, продукта переработки нефти. Цена на бутан так или иначе растет вместе со стоимостью нефти. Но в соответствии с постановлением Правительства РФ, принятым еще в 1998 году, стоимость на побочный продукт нефти на заправочных станциях не должна превышать 50% от стоимости 76-го бензина.

Однако экономия — не самая главная причина для перехода на газ. По мнению Владимира Максимова, владельца специализированной мастерской, по сравнению с бензином газ является более чистым топливом. В газе практически нет веществ, являющихся каталитическими ядами для нейтрализаторов (сера, свинец и пр.), и в принципе нет механических примесей. Не подумайте, что специалисты по установке ГБО и автолюбители озабочены экологией окружающей среды. Это входит в обязанность других органов и организаций. Автомобилистов интересует экология собственного автомобиля. «Когда разбираешь двигатель, который работает на газе, все клапана чистые, — делится опытом Владимир Максимов. — Когда же разбираешь двигатель, работающий на бензине, — все в грязи, чуть ли не каждую деталь приходится отмывать. При условии регулярного прохождения техобслуживания, моторесурс автомобиля, работающего на газе, значительно увеличивается». Газ является высокооктановым топливом (октановое число 102–105), при эксплуатации у двигателя практически нет детонации. С ним согласны и другие коллеги. По опыту предпринимателя Вадима Ермолаева, директора компании «Мастер ГАЗ», если выполнять все инструкции, на газу без капитального ремонта двигателя можно и 300 тыс. км проехать.

Особенности эксплуатации

Что касается эксплуатации машины, работающей на газу, здесь есть свои специфические особенности. Во-первых, заводить автомобиль при температуре ниже +5 градусов, следует на бензине. Температура воспламенения у бензина меньше 200 градусов, у газа — 400 градусов, зажечь его тяжелее. Кроме того, газ хранится в баллоне в жидком состоянии, его надо сначала испарить, а для этого двигатель должен быть нагрет, иначе газ все зальет и движок просто заглохнет. И даже если вы установите газовый инжектор нового поколения, который впрыскивает газ в распыленном состоянии, он не переключится на газ до достижения определенной температуры.

Во-вторых, приезжать на ТО после каждых 5 тыс. км пробега, особенно обращать внимание на такие неблагоприятные симптомы, как повышение расхода топлива и уменьшение мощности двигателя. Возможно, где-то происходит утечка. Если водитель обратился вовремя, отрегулировать работу ГБО, поменять резинки, прочистить мембраны и форсунки для мастера не составит труда.

В-третьих, сливать конденсат из редуктора.

В-четвертых, и это главное — устанавливать и проверять газобаллонное оборудование только в специализированных мастерских. В первую очередь в целях безопасности автомобиля — такие работы огнеопасны. Но не только: при прохождении государственного техосмотра у водителя потребуют пакет документов на ГБО (паспорт на баллон, сертификат на работы по установке ГБО и т. д.) — их выдают только мастерские, имеющие соответствующие документы.
Наконец, каждые два года нужно освидетельствовать сам баллон. В городе существует несколько специализированных мастерских, которые проводят опрессовку баллона — проверяют швы баллона на разрыв при очень высоком давлении.

Что касается специальной пометки в техпаспорте автомобиля, которую раньше необходимо было делать в ГИБДД, сейчас это требование отменено.

Что касается стоимости установки газобаллонного оборудования, то разброс цен здесь очень велик. Стоимость зависит как от марки автомобиля, так и от марки самого оборудования. С оборудованием российского производства мастерские практически не работают. Несмотря на то, что мы являемся лидерами в высокотехнологичных космических разработках, в газобаллонной технике российские инженеры ничего эффективного не изобрели. Поэтому чаще всего компании по установке ГБО закупают итальянское, польское и турецкое оборудование. Установка газового оборудования для автомобилей с карбюратором обойдется в среднем в 8-10 тыс. руб. Самые простые системы инжекторного типа (с впрыском топлива) начинаются от 16 тыс. руб. Установка газового инжектора с возможностью постоянной адаптации под стиль вождения начинается от 25 тыс. руб. Классические карбюраторные системы, конечно, дешевле, но по токсичности выхлопа они максимум соответствуют экологическому стандарту Евро-2. Если правительство Российской Федерации будет четко следовать утвержденному им техническому регламенту, то с 2010 года автомобилисты обязаны будут ездить на топливе стандарта Евро-4, а с 2014 года — Евро-5. Между тем современное впрысковое газобаллонное оборудование уже сейчас соответствует нормам токсичности Евро-5.


Аргументы «против»

Среди аргументов против установки ГБО, помимо высокой цены и снятия автомобиля с гарантии, называют еще несколько. В первую очередь — его взрывоопасность. Технический директор предприятия «Газтек» Константин Багаев, который ездит на газе с 1999 года, заверил меня, что ГБО совершенно безопасно. Газ в баллоне хранится под давлением 16 атмосфер, сам же баллон имеет повышенный запас прочности и при разрыве выдерживает нагрузку в 40 атмосфер. Для сравнения, толщина стенок бензинового бака составляет 0,2-0,3 мм, толщина стенок газового баллона от 2,5 мм. Кроме того, на баллоне установлен запорный клапан: при обрыве трубки он срабатывает, и газ в баллоне герметично закрыт. Но если даже газ выйдет (в жизни всякое случается, вот и НАСА в очередной раз отложило запуск шаттла Endeavour из-за утечки водорода из топливного бака), вероятность его воспламенения крайне низка: вытекает из баллона жидкий газ, который гореть не будет. А при соединении с воздухом у него низкий диапазон возгорания — от 35 до 70% (для сравнения: у бензина от 5 до 95%).

Кроме того, газовые баллоны устанавливаются в наименее уязвимых и статистически реже повреждаемых местах автомобиля. В России такие исследования не проводятся, а вот фирма BMW в свое время на основе фактических данных рассчитала вероятность поражения и конструктивного разрушения корпуса автомобиля. Результаты расчетов свидетельствуют, что вероятность разрушения корпуса автомобиля в зоне расположения баллонов составляет 1-5%.
Также существует мнение, что из-за увеличения массы автомобиля, он теряет свои динамические свойства. Давайте сосчитаем. Вес баллона — 20 кг, сам сжиженный газ в два раза легче воды, и масса 80 л топлива составляет 40 кг. Итого — 60 кг, что сравнимо с массой одного среднего пассажира. Конечно, для болидов Формулы 1 этот дополнительный вес имеет существенное значение, но для кроссоверов, такси и микроавтобусов, которые чаще других переводят на газ — вряд ли.

Действительно, водители, использующие ГБО, подтверждают, что разгон на газе более вялый, чем на бензине. Но это ощущается при установке ГБО карбюраторного типа, на впрысковых газовых системах это практически не чувствуется.

Еще одной проблемой для автомобилистов, которые устанавливали первое появившееся в России газобаллонное оборудование, были выпускные клапана. При неправильном соотношении газовой смеси они очень быстро выгорали. Точное дозирование топлива в газовых инжекторах нового поколения позволило избавиться
и от этого недостатка.


МНЕНИЕ
Константин Багаев, технический директор предприятия «Газтэк»:
— Качество газа в России пока не соответствует мировым стандартам. Но в отличие от бензина, это не мешает ему сгорать полностью и не загрязнять атмосферу вредными выхлопами. Также у газа есть своя особенность. Он не смывает масло со стенок цилиндра, и это плюс. Но с другой стороны, у него нет смазывающих свойств, как у бензина.
Но это компенсируется тем, что циркуляция бензина в топливной системе не прекращается при работе на газе, хотя он и не расходуется. А тот факт, что газ не смывает масло, очень важен для повышения общего срока службы двигателя.

СТАТИСТИКА
Американская газовая ассоциация накопила и опубликовала интересную информацию. В течение 10 лет эксплуатации 2400 автомобилей, работающих на газовом топливе, имели суммарный пробег 280 млн км. За это время с ними произошло 1360 столкновений.
В 180 случаях удар приходился в зону расположения газовых баллонов, но ни один баллон не был поврежден. В пяти случаях было зарегистрировано воспламенение бензина. Нельзя сказать, что на газобаллонных автомобилях вообще не было пожаров и взрывов. Но все эти случаи были связаны с грубыми нарушениями правил эксплуатации. Например, известны случаи, когда происходило разрушение баллона для сжиженного нефтяного газа, рассчитанного на давление 16 атмосфер, при попытке заправить его природным газом, подаваемым в баллон под давлением 200 атмосфер.

Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления