E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

облачно, без осадков

ощущается как 0

4 м/c,

зап.

733мм 36%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Мой дом Полезные статьи Ставка на повышение

Ставка на повышение

В феврале в России запустили программу льготного кредитования на покупку новых автомобилей отечественной сборки. Реально она заработала только с апреля. Сколько россиян и уральцев воспользовались государственными льготами?

Программа льготного автокредитования, направленная на стабилизацию и оздоровление ситуации в отечественной автомобильной промышленности, начала обсуждаться в правительстве с конца 2008 года. Ее официальный старт пришелся на февраль нынешнего года, но реально она заработала только с середины апреля. Схема проста: тем автолюбителям, которые стремились приобрести машину отечественной сборки стоимостью не более 350 тыс. руб. и способны были внести первоначальный взнос в размере 30% от ее стоимости, государство, в свою очередь, готово было оплачивать часть суммы по кредиту. Взять его можно было в трех банках — Сбербанке, Россельхозбанке или ВТБ 24 — по стандартной ставке банка, а государство бралось компенсировать ее на 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (на момент запуска она составляла 13%). Т. е. государство готово было оплачивать около 8,66% суммы по каждому автокредиту. Так, например, если ставка по автокредиту в Сбербанке составляла 15% годовых, то за вычетом государственной субсидии она уменьшалась для автовладельца до 6,34%. Стандартная ставка в ВТБ 24 составляла 18%, соответственно при дисконте в 8,67% минимальная субсидированная ставка по программе равнялась 9,33%.

На эти цели из федерального бюджета до конца 2009 г. было выделено 2 млрд рублей. Насколько важна была эта программа, в первую очередь, для поддержания отечественного автопрома, говорит тот факт, что на официальном сайте Минпромторга РФ в мае был запущен еженедельный мониторинг реализации программы. Судя по цифрам, госльготами никто не торопился воспользоваться. Автолюбители не спешили подавать заявки — в среднем за месяц в банки за льготным кредитом обращалось порядка 9 тыс. россиян. Для сравнения: всего в мае в России, по данным АЕБ (Ассоциации европейского бизнеса) было продано около 120 тыс. новых автомобилей. В свою очередь, банки удовлетворяли далеко не все заявки. Так, на конец мая за весь период работы программы почти из 20 тыс. автомобилистов, попросивших льготный автокредит, положительный ответ получили менее 9 тыс. человек.

Стало очевидно, что разрекламированная программа особой популярностью не пользуется. И в начале июля вышло новое постановление правительства: с августа цена субсидируемых автомобилей повышалась до 600 тыс. руб., а первоначальный взнос снижался до 15% от стоимости покупки. Кроме того, увеличился срок погашения кредита: если первоначально срок выплаты ограничивался 31 декабря 2011 года, согласно новым правилам, ссуда выдается на срок до 3-х лет. Это дало свои результаты: российские автомобилисты активизировались и стали охотнее обращаться за субсидированными автокредитами (см. таблицу).

Безоговорочным лидером является Сбербанк России: на его долю приходится более 80% льготных автокредитов. С апреля по сентябрь на территориях республики Башкортостан, Свердловской, Челябинской и Курганской областей в рамках правительственной программы Уральским банком Сбербанка России было выдано 2315 субсидированных автокредитов на общую сумму 458 млн руб. На территории Свердловской области льготные автокредиты получили 800 заемщиков.

Повысив сумму и тем самым расширив перечень автомобилей, которые попадают в программу льготного кредитования, правительство также увеличило и количество банков, которые могут участвовать в этой программе. Было объявлено, что получить льготный автокредит теперь можно еще в четырех банках — ЮниКредит Банке, Газпромбанке, Альфа-Банке и Банке Москвы. Однако объявленные банки не спешат в нее включаться. Информация о субсидированных автокредитах появилась только на сайте Газпромбанка. Обзвонив филиалы остальных трех банков в Екатеринбурге, я услышал в ответ, что никто из них по этой программе не работает.

Тем временем ставки по льготным автокредитам постепенно растут, поскольку напрямую зависят от ставки рефинансирования ЦБ. Если на момент запуска программы льготного автокредитования она составляла 13%, то с апреля уже несколько раз понижалась. Последнее изменение произошло 30 октября. На момент написания статьи ставка рефинансирования составляла 9,5%, соответственно госсубсидия (в размере 2/3 ставки рефинансирования) понизилась с 8,66% до 6,33%. Таким образом фактическая процентная ставка для автолюбителей, которые решат воспользоваться данной программой, возросла. Нетрудно подсчитать, если стандартная процентная ставка банка по автокредиту составляет 15%, то на долю автовладельца достанется 8,67% годовых, при 18% — 11,67%.

Впрочем, у каждого банка в запасе есть собственные льготные программы, разработанные совместно с автосалонами. И если банк выдает субсидированный автокредит, он может добавлять к нему собственные дополнительные льготы. Например, в Сбербанке — это единовременная скидка от розничной цены автомобиля у дилеров LADA, FIAT, UAZ, ГАЗ и Skoda.

Возможно, в ближайшем будущем программа льготного автокредитования претерпит еще несколько изменений. Первоначально предполагалось, что она запускается только на 2009 год. Сейчас рассматривается вопрос о продлении срока выдачи субсидированных автокредитов еще на год, что неудивительно: правительство до конца нынешнего года планировало выдать 100 тыс. автокредитов, однако на середину октября реально было выдано только 43 тыс. Велика вероятность, что правительство решится еще на один шаг — снять ограничение по стоимости автомобилей, которые попадают в программу субсидированного кредитования. А это означает, что перечень иномарок, которые продаются в рамках госпрограммы, может расшириться вдвое: к десяти иномаркам российской сборки (Ford Focus, Kia Spectra, Chevrolet Cruze, Renault Logan, Fiat Albea и Doblo, Skoda Fabia и Octavia, Hyundai Sonata и Accent) добавятся их более дорогие комплектации, а также внедорожники Opel Antara, SsnagYong Rexton и Kyron, Chevrolet Captiva, Nissan X-Trail, Volkswagen Touareg, кроссовер Tiguan и др.


Продажа автомобилей в России в мае — сентябре 2009 г.














Материал предоставлен журналом «ГАИ: городской автоинформатор»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления