E1
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+9°

облачно, без осадков

ощущается как +4

6 м/c,

зап.

736мм 41%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Мой дом Полезные статьи Игра в спрос и предложение

Игра в спрос и предложение

Работодатели и работники зачастую лукавят, общаясь друг с другом. Одна из самых распространенных сфер такого взаимного лукавства – публикация объявлений о резюме и вакансиях. Причем речь идет даже не о ложной информации, содержащейся в тексте, а именно о том, что не все вакансии скрывают за собой ныне свободное рабочее место, и не все авторы резюме, поддерживающие их в активном режиме – безработные.

«Пробные» вакансии

Далеко не все вакансии, размещаемые на различных job-порталах, в действительности являются предложениями о работе. Не секрет, что публикация вакансии является так же прекрасным способом сбора разнообразной информации о рынке труда и отдельных кандидатах.
Работники часто жалуются: находим вакансию на сайте, отправляем резюме, звоним, а на собеседования нас никто не приглашает (и «обратной связи» никакой) или отправляем резюме, звоним в тот же день, а вакансия якобы уже закрыта. Самый интересный вариант описала знакомая журналистка: она ходила на собеседовании в компанию, найдя объявление о вакансии, а потом узнала через третьи руки, что никакой открытой вакансии в этой компании не было.

Представители работодателей не скрывают, что периодически используют подобную технологию для того, чтобы «держать руку на пульсе» рынка труда. «С помощью «пробников», я пополняю базу кандидатов на вакансии, которые будут актуальны позже, то есть когда существуют планы на подбор, скажем, на весну- лето, и сейчас, я готовлю под них почву», - комментирует ситуацию знакомая рекрутер.

Интересно отметить, что раньше подобной практикой работодатели пользовались куда интенсивнее. В период кадрового голода она была довольно распространена, так как людей искать было сложно и, следовательно, начинать это стоило заранее.

«С 2005 по 2009 год я работала HR-менеджером в строительной сфере, и «пробные» вакансии у нас велись всегда, - вспоминает один из опрошенных кадровиков. - Основной целью было создание базы резюме, поскольку был катастрофический кадровый дефицит».

За последний год эта практика по понятной причине сократилась в объемах, и ее активно применяли только относительно довольно узкого круга специальностей. Например, к некоторым категориям «технарей», многие из которых так и не снизили своих зарплатных ожиданий.

Опросы работодателей показывают, что последнее время число использующих такую практику работодателей опять несколько увеличилось, особенно учитывая планы многих компаний на увеличение подбора на ближайший год. Но пока возвращение «пробников» нельзя назвать тенденцией.

Признаки пробы

Обычно «пробные вакансии» отличаются от «нормальных» некоторой «неконкретностью». Причем не в описании функционала работы, не в содержании. Неконкретность эта чаще всего чисто формальная. Например, во многих таких вакансиях вообще не указывается название компании. Если человек привлекается на должность, которая в данный момент занята, то в вакансии может быть дан прямой номер руководителя отдела персонала (сотовый), а так же указан анонимный ящик.

Правда, эти признаки не всегда однозначно указывают на «пробник». «Шифровать имеет смысл, когда набираешь базу или мониторишь рынок по очень узкой специальности или позиции, например, ищешь исключительно начальника отдела продаж, - рассказывает директор по персоналу одной из торговых компании города. – А что касается, например, торговых представителей или супервайзеров – позиций массовых, то «пробные» вакансии по ним я размещают «в открытую», часто и не скрывая реквизиты компании. Многие наши сотрудники о такой практике знают, и их это не особо «напрягает».

Самый простой способ немного обезопасить себя, провести свой собственный мониторинг: забейте ключевые слова вакансии в поисковики, а так просмотрите списки вакансий в вашем сегменте рынка труда за последний месяц на 3-4-х ключевых работных портала города. Может показаться хлопотно, но способы довольно эффективные. Иногда обнаруживается, что схожая или точно такая же вакансия выставляется уже несколько раз. Это значит, что какую-то позицию долго не могут закрыть (что стало заметно реже случаться в наше время), или данная вакансия как раз работает пробником. Как минимум, станет поводом задуматься. Или, например, во всех остальных вакансиях желанной организации указаны реквизиты с городским номером и почтой, содержащей характерные слова personal, kadr, job или производные от них, а в нужной вам – сотовый телефон или совершенно другая форма связи.

Правда, стоит учесть, что форм и методов поиска действительно необходимых компании сотрудников существует столько, что ни один из этих признаков нельзя считать однозначно дискредитирующим вакансию.

Стойкое резюме

Интересно, что и работники тоже далеко не всегда публикуют резюме, исключительно находясь «в поиске». Судя по наблюдениям и опросам коллег и знакомых, все большую популярность приобретает публикация резюме «впрок», с целью возможного получения «более интересного предложения». Встречаются даже случаи, когда вроде бы типичное резюме в базе вакансий используется как объявление о внештатных услугах в данной области. Так что собирают заказы фриласнеры: журналисты, дизайнеры, маркетологи, бухгалтеры, юристы и т.п. товарищи («айтишники», обычно, используют более «продвинутые» способы).

По данным портала SuperJob 43% людей, опубликовавших резюме по УрФО, уже имеют работу (30 100 из примерно 70 000). По Екатеринбургу эта цифра еще более показательная - всего резюме в базе портала 34970, из них резюме людей, имеющих работу, 16 200.

Портал Е1.ru провел на данную тематику опрос, и его результаты, в принципе, не расходятся с данными федерального job-портала. Из 4641 человека, высказавшего свое мнение, примерно половина (2247 респондента) время от времени или постоянно размещают свое резюме, даже если имеют работу. Интересно отметить, что по результатам опроса главная причина «неразмещения» резюме сотрудниками – вовсе не прагматические опасения быть «неправильно понятым», а этические аспекты (мол, как-то это неправильно).

Публикация своего резюме становится все более распространенной формой мониторинга рынка соискателями. Хотя раньше этим «баловались» почти исключительно работодатели. Например, могу признаться, что держу резюме в базах двух job-порталов среди активных. Хотя имею официальную штатную работу и плюс проекты, которые сами по себе могут считаться еще одной работой.

На этом фоне предлагаю еще раз подумать, прежде чем оценивать уровень спроса и предложения на рынке труда (и тем более уровень безработицы, как это делают некоторые) с помощью соотношения объявлений о вакансиях и резюме. Ведь многие участники рынка в спрос и предложение только играют, а работа и сотрудники могут пригодиться им еще не скоро.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления