У нас появилась привычка ностальгировать. Причем склонность с теплотой вспоминать жизнь в стране Советов проявляется не только у вполне зрелых людей. Даже те, кто лишь рождены в СССР, а воспитаны были уже в другую эпоху, зачарованно вглядываются в советское прошлое. И фильм Гарика Сукачева, события которого происходят в 80-е, тут в тренде. Но «Дом Солнца» совсем не похож на киноленту, снятую под прощупывающийся спрос. Скорее наоборот. От картины веет ощущением, что сделана она для себя. И в этом - правда и очарование «Дома Солнца».
Гарик Сукачев снял фильм про время, в которое ему выпало взрослеть. СССР 1975 года – страна все с той же железной хваткой и ходящими строем людьми. Единственное - тех, кто из общей колонны выбивался, тогда уже массово не расстреливали. Свободолюбивые молодые люди могли хипповать и пытаться играть рок. Именно эти советские хиппи и стали героями «Дома Солнца».
«Дом Солнца» - фильм из разряда forever young. Настроение его – это юность, когда чувства обострены до предела, мир кажется удивительным и прекрасным, а решения принимаются легко и без раздумий – ведь душа еще не знает горя потерь и боль разочарований. Именно такова девушка Саша. Она молода, прекрасная и невероятно наивна в своих представлениях о жизни. И вот это воздушное создание, выпавшее из гнезда благополучной семьи партийных функционеров, встречается брутальному хиппи с ником «Солнце». И угрюмый парень начинает очень бережно погружать любознательную девушку в свой мир – мир людей, считающих, что каждый до всего должен доходить сам и жить согласно своим принципам, а не общим установкам. И Саша идет за Солнцем в поисках его тепла и света.
Помимо основной истории в фильме есть еще куча второстепенных, но не менее значимых линий. Это и история легендарной нелегальной советской радиоведущей Бабы Беды – девочки-пионерки, создавшей подпольную радиостанцию и врубавшей рок на весь полуостров Крым. И повествование о судьбе художника Корейца, поплатившегося за стремление его жены уехать из страны. Колоритен даже Сашин папа – советский клерк, привыкший делать что-то без понимания общей логики происходящего.
Сукачев терпеливо собирает мозаику человеческих характеров и судеб. В итоге у него получается очень добротный колоритный фильм, отражающий целую эпоху. При всем при этом «Дом Солнца» не превращается в масштабное эпическое полотно. Почему? Потом что очень много личного есть в этом фильме для тех, кто его делал.
Это касается не только Гарика Сукачева. Иван Макаревич, например, играет своего отца. Как и Данил Маргулис. Появляются они всего в одном эпизоде – первый концерт группы «Машины времени». Но просто представьте: молодые люди изображают своих родителей в молодости. Они играют их жизнь так, как те им о ней рассказали. Фильм от этого приобретает ауру невероятной правдивости: в нем чувствуется привкус семейных легенд.
Еще один актер, с прославленной ни им фамилией - Никита Высоцкий. Изображает он, правда, не своего отца. Но так или иначе, действие картины происходит во время, когда тот жил и творил. И опять понимаешь, что люди, создавшие «Дом Солнца» знали, о чем снимали и не могли снять плохо.
«Дом солнца» в кинотеатрах с 1 апреля. Выходить после этого фильма на улицы весеннего города очень приятно. Кажется, что солнечная картина продолжается дальше. На душе становится тепло и по-весеннему оптимистично, хотя хэппи энда в фильме нет. Но, несмотря на это, почему-то все равно тянет горланить песню Гарика Сукачева:
Весной простужен и объят
Город мой, город мой.
И ветры весело галдят
Над рекой, над Москвой.
А в кружке чай давно остыл,
И погас беломор.
А на душе от слов и рифм
Перебор, перебор.