Неуемное желание обрести новых ездовых впечатлений способно довести если не до цугундера, то до довольно странных поездок. Большой любитель моторизованных путешествий за экстримом и хороший товарищ журнала «Автостиль» Александр Осипов выяснял на собственной шкуре, каково это - гоночный уик-энд в благословенной Прибалтике.
Различные покатушки выходного дня - явление, вполне распространенное в благополучной Европе. Большое количество качественных трасс высокого уровня, которые банально простаивают в те дни, когда на них не проводятся WTCC, DTM и Grand Prix плюс общая моторная культура, доступность разного рода тюнинга и открытые границы. Все это приводит к тому, что во время track days на Нордшляйфе, Хунгароринге или других подобных трассах чтобы пройти хотя бы один круг, придется не только хорошо заплатить, но и хорошо подождать. Тем не менее, асфальт европейских колец не пустует практически никогда.
Россия подобным роскошным времяпрепровождением отнюдь не избалована, других проблем хватает. Естественно, и у нас не без автодромов, подмосковное Мячково или красноярское Красное кольцо практикуют доступ непрофессионалов на свои просторы вполне успешно. Однако заграница все равно както слаще, да и экзотики хочется. Кроме того, в Прибалтике отношение к автоспорту в свое время было почти европейское, а вот цены отнюдь не сравнимы с той же неметчиной.
Александр, соблазнившись на предложение из Каунаса организовать вдумчивый и познавательный гоночный уикэнд, по его словам, вдохновился не только ценой - трехдневный all inclusive драйв обещал обойтись примерно в тысячу евро - но и полным отсутствием всяких забот. Гостеприимные прибалты обещали, помимо помощи с расселением, обеспечить и спортивные автомобили, и трассы на выбор, и массу разноплановых эмоций.
Со времен Советского Союза в Прибалтике поддерживается в более-менее рабочем состоянии несколько бывших некогда престижными кольцевых трасс. Кое-какие - наподобие Бикерниеки - функционируют «на ура», позволяя проводить разного рода официальные соревнования, а некоторые - вроде каунасского «Неманского кольца» - были признаны в свое время небезопасными и стали прибежищем самодеятельных гонщиков, превратившись в тренировочные автодромы. Предприимчивые владельцы трасс сдают их частями в аренду автоспортсменам, а те время от времени организуют «покатушки» для всех желающих, если позволяет автопарк.
Раньше я никогда в такие покатушки не ездил, это первый раз у меня. Через знакомых, через знакомых знакомых, через Интернет, приедете на место - разберетесь, сами все увидите... Это, конечно, немножко напрягало. С другой стороны, билеты на самолет недорогие, решил для себя, что если не понравится - просто арендую машину и скатаюсь в Прагу или в Германию. Ехали на разведку, потому что получалось это все относительно недорого.
Один из организаторов этого дела - Эгидиус Паулаускас, человек в возрасте «за полтинник», большой чемпион Прибалтики по ралли. Его команда, Lectus Rally, и занимается организацией таких вот уикэндов. Они на себя берут целиком и полностью все. Мы арендовали машину, они говорят - зачем? Мы вас возить будем, куда скажете, туда и повезем.
У них есть свой небольшой полигон недалеко от Каунаса, грунтовый, с перепадами высот. Мы на нем не катались, хотя нам предлагали, но несмотря на размеры, я думаю, нам было бы за глаза. Я-то ехал ради асфальта, ради кольца. Что мне эту пыль глотать... А вот компаньон мой как раз грунтовой трассой вдохновился. Однако нам предложили вариант, устраивающий нас обоих.
Неманское кольцо состоит из нескольких трасс, вложенных друг в друга как матрешки. Есть там такое кольцо, которое наполовину из асфальта, наполовину из гравия. Там мы весь уикэнд и проторчали.
Аренда гоночных автомобилей входит в стоимость тура. Причем если вариант «по умолчанию» это подготовленные BMW 3 серии с каркасом безопасности, то при желании за отдельную плату можно получить и боевые Impreza я не знаю какой степени подготовки, и машину класса touring - арендовать ее на профессиональную гонку стоит 10 000 евро за раз... Выбор есть. Чем больше народу, кстати, едет, тем дешевле получается, но мы были вдвоем. Москвичи к ним ездят толпой, человек по десять, на такие выездные корпоративы. Мы ездим на картинг, а они в Прибалтику, шашлык, прочее и на машинах покататься. Те машины, что они дают, кстати, в плане внешности - вообще полные дрова, ржавые и мятые. Но ездят отлично, нам хватило выше крыши.
Если ты не знаешь, чего с этой трассой делать, принимающая сторона за тебя все решит. Началось все с того, что они выставили конусами широченную змейку, и мы первое время просто прикатывались - к машинам, к трассе… надоело уже через два часа, тем более, что мы ездили по очереди, 10 минут один, 10 другой. Потом, конечно, все стало куда веселее. У меня и синяки еще не все сошли, и ноги болят почему-то - руль крутить на асфальте даже с гидроусилителем тяжело. По комплекту резины за день мы там урабатывали. В гостиницу приползали елееле.
Мы не оформляли вообще никаких документов. Точнее, на второй день оформляли, но как это было! Мы сидели в мерседесовском вагончике, который на трассе используется как жилище, приходит какой-то дедок и подсовывает бумажки, которые как бы надо заполнить. Дело в том, что собственно трасса не принадлежит Lectus Rally, она государственная, но сдается в аренду. Вот мы и заполнили пару бумажек, причем на меня одного. Чистая формальность.
Машины, конечно, страдали. Но «принимающая сторона» сказала - если хочешь, можешь перевернуться, это недорого. Краем уха слышал, что такая подготовленная машина стоит у них целиком около полутора тысяч евро, поэтому они на мелкие повреждения особого внимания не обращают. За безопасностью, впрочем, следят - только в ремнях, только в шлеме. Но асфальтовая трасса на Немане мне показалась небезопасной, кстати - вылетать некуда. Она довольно узкая, и после трассы почти сразу отбойник, такой избитый...
В Европе существенно дороже. Тот же Нюрбургринг - дороже раза в четыре как минимум. Можно ли организовать такие покатушки на местном уровне, с доступной по деньгам арендой машин - понятия не имею. Да, есть Арамиль, но машину где взять? Кто тебе даст боевую машину и скажет - переворачивайся, это недорого? Арендоватьто можно что угодно, вопрос в цене и дальнейшей ответственности, если не дай Бог что. Если бы у нас в Екатеринбурге было что-то подобное за сравнимые деньги, я бы с удовольствием.