E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

732мм 57%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Мой дом Полезные статьи Ловушки на дорогах

Ловушки на дорогах



О том, как мы провели летний отпуск

Я

всегда жду этого времени с нетерпением. Летний отпуск! Его все ждут! Это понятие, как правило, ассоциируется с отдыхом на море, пляжем, солнцем. Где оно, наше уральское солнце? Может, в этом году оно и показывалось из-за грозящих дождём облаков чаще, чем обычно. В то же время садоводы в июне сетовали на недостаточное количество влаги в почве с взращиваемыми ими плодово-ягодными культурами. Оставим садоводов в стороне с их проблемами. А у нас — отпускное время!

Готовиться к нему мы начали заранее. Получится ли совместный семейный отдых? Плановые отпуска имеют свойство не совпадать по времени даже тогда, когда они запланированы и утверждены высоким начальством. Потому как это же начальство с таким же успехом может эти отпуска перенести «в связи с производственной необходимостью». За свой отпуск я не переживал. Было неспокойно за жену Татьяну. Наконец, всё определилось: 3-го августа мы наметили отъезд. Осталось определиться с видом транспорта.

О транспорте

Я уезжаю в отпуск на родину. Родину, говорят, не выбирают. Как, впрочем, и родителей. Вот я и еду в свой родной красивый город Мариуполь, расположенный на берегу самого тёплого моря (из стран СНГ, по крайней мере) — Азовского. Территориально — это Украина. Я её люблю так же, как и Россию. Там моя родина, там мои родители. Там от дома, расположенного в частном секторе, до моря буквально рукой подать. И езжу я туда уже добрых 10 лет на автомобиле. Что позволило мне забыть проблемы с железнодорожными билетами. Самолётом не только дороже, но и — без доставки к месту конечного пункта. А с пересадками всегда дополнительные хлопоты.

Автопутешествие сопряжено с другого рода трудностями. В первую очередь, это сотрудники ГАИ. На пути длиной более 2,5 тыс. км они нас, останавливая симпатичными полосатыми жезлами, встречают радушно и с улыбкой. Ибо штрафы, которые с нас, водителей, берут, без труда материализуются в наличность, оседающую в карманах наших доблестных представителей власти на дорогах. Удивительная закономерность: когда мы едем в обратном направлении (возвращаемся с юга), количество нарушений сходит на нет. То ли за время преодоления первой половины пути, называемой «туда», мы и в самом деле «перевоспитываемся», не выезжаем на полосу встречного движения (нарушение, которое карается изъятием прав или, как правило, солидным откупом блюстителям закона), то ли, разморенные и изнеженные знойным южным солнцем, мы ленимся ехать быстрее. Учитываем и третий вариант — отсутствие на пути «обратно» достаточного количества валюты, чтобы «накормить» и свой автомобиль, и сами понимаете кого.

Впреддверии авто-поездки невольно прислушиваешься к тем, кто аналогичную поездку уже совершил. Слухи о беспределе гаишников, особенно на территории Башкирии, разделились в устах рассказчиков примерно поровну. Кто оставлял в виде мзды по дороге солидную сумму от 10 до 50 тыс. (!), кто смог проехать почти «без вопросов». Короче говоря, решили мы не портить свои нервы, здоровье и ехать поездом. В наш коллектив влилась моя тётя — Ольга, которая не была на родине сестры своей матери более 25 лет. Желание жены взять с собой в отпуск внуков было вполне естественным. И желанным. Законным оно могло стать при наличии необходимых документов. В частности, доверенностей от родителей детей. Пока готовились документы, мы взяли 4 билета. Внучке Полинке 4-х лет от роду отдельного документа на проезд не требовалось, а 10-летнему Данилу полагался билет взрослый. Однако с обратными билетами вышла загвоздка. Сначала не получилось их достать в Екатеринбурге. Подключив сестёр в Мариуполе, я сделал вторую попытку. Неудачно. Ни через Москву, ни через Челябинск билетов было не достать. Более сложных перекладных нам не хотелось. Поэтому вернулись вновь к идее авто-поездки. Впятером в одном авто, конечно, тяжеловато. Задача имела дополнительное решение. Мой сын Евгений, заимев водительские права менее двух лет назад, был не прочь испытать себя в дальней поездке: водить машину ему нравилось. Решили пересадить мою тётю в его «десятку». В придачу Женя взял друга. Благо, и отпуска у всех совпадали по времени. Итого нас оказалось семеро: 4+3. На двух машинах. В любом случае, поездка на автомобилях обходилась дешевле: на бензин одному автомобилю в одну сторону необходимо 5-6 тыс. руб. Тогда как стоимость ж/д билета Челябинск-Мариуполь (плацкарта) на человека — 4 тыс. руб. (через Москву ещё дороже). Необходимо добавить только стоимость проживания. В пути провести ночлег — не проблема. Благо, гостиниц на дороге и предложений со стороны местного населения хватает. Цена вопроса, конечно, разная. Причём, предпочтительнее «связываться» именно с «аборигенами». За умеренную плату можно и переночевать, и помыться в баньке, и своего «конька» приютить.

Наш маршрут: Екатеринбург–Красноуфимск–Уфа–Тольятти–Саратов–Волгоград–Ростов–Новоазовск–Мариуполь. Обычно я выезжаю рано утром — часа в четыре. И к вечеру второго дня пути добираюсь до границы с Украиной. На таможне в Новоазовске, правда, можно потерять в очереди до 7 часов. А то и более. Проезд на границе через Новошахтинск (севернее Ростова) не приветствуется из-за крайне безобразного состояния дороги на территории Украины сразу за таможней. От Новошахтинска можно уйти левее на таможню Авило-Успенки. Там дорога за границей более приемлема, однако российский участок Новошахтинск–Матвеев Курган отбивает охоту у большинства любителей авто-путешествий состоянием дороги и отсутствием знаков–указателей теперь уже со стороны России. В любом случае, добираться до конечного пункта — Мариуполя — приходится уже на третий день пути, утром.
На двух авто мы ехали впервые. К тому же с нами было двое маленьких детей. Я предполагал, что заданный ранее маршрут по времени у меня в этот раз не получится. Поэтому мы решили выехать после обеда и переночевать в районе Уфы (600 км от Екатеринбурга). При выбранной «стратегии» — с выездом в 16:00 — мы попадали на территорию Башкирии в вечернее время, когда трасса, в особенности Челябинск–Уфа, менее загружена авто-фурами и прочими авто, что облегчало наши манёвры на дороге. К исходу второго дня мы могли доехать до Волгограда, а к концу третьего (5 августа) уже могли бы быть в объятьях бабушки–мамы–сестры…

В пути



Всё получалось практически по задуманному. Дорожных правил мы почти не нарушали (незначительные превышения скорости не в счёт). Тяжеловато было детям. Поэтому мы им частенько разрешали отстёгивать ремни безопасности и «беситься» на заднем сиденье. После первого короткого сна всей нашей компании в автомобилях, на второй день пути и это занятие детям стало утомительно. Данила спал дольше и Полинка, высовываясь между сиденьями, тянулась вперёд, к взрослым. Ветер, пробиваясь в слегка приоткрытое окошко передней дверцы автомобиля, ласково теребил кудри маленькой симпатичной куколки. «Бабулечка, а мы скоро приедем на море? — Завтра. — Почему? — Потому что далеко ещё. —Почему?» Эти постоянные «почему?» могли выбить из спокойного состояния души кого угодно. Но не бабулечку. Когда она уставала отвечать на любопытные «почемушки» внучки, то командовала: «Быстро садись на место! Там гаишники впереди! Сейчас тебя увидят и оштрафуют дедулечку!». «А почему?..» Позже и Полинка начинала капризничать и на смену «почему» пришло «не хочу». Благо, сон Данилы тоже имел своё окончание, и он на правах старшего пристёгивал себя и Полинку злополучными ремнями безопасности, предварительно подложив сестрёнке высокую подушку, чтобы ремень не оказывался в соприкосновении с нежной шейкой этого милого существа. А потом играл с нею, отвлекая от длительной и трудной дороги. На это время замолкали утомительные «почему?» и в салоне раздавался заливистый почти непрекращающийся смех.

Гаишники всё-таки остановили нас. На ДПС перед Тольятти, посмотрев мои документы, нашу машину отпустили. Молодёжь со второго авто — Женю и его друга Игоря — ждал тщательный досмотр. Блюститель власти проверил дотошным образом сумочки ребят и содержимое их карманов. Позже выяснилось, что у них проводится акция по наркотикам. И, хоть уехали мы без эксцессов, у нас подобная акция вызвала сомнение: насколько правомочны работники ГАИ заниматься подобными процедурами на дороге?! Остальные ДПС мы миновали без остановок.

Поздним вечером, свернув в одну из гостиниц перед Дубовкой, что в 30 км от Волгограда, мы провели полновесную ночёвку: с душем и сном в кроватях. Не было ещё и семи утра по московскому времени, когда мы миновали Волгоград. Проезжая по трассе, можно было легко увидеть гигантский монумент Родины-матери. Данила указывал Полинке куда смотреть, чтобы её увидеть. И со второй попытки, когда автомобиль вынырнул на очередной подъём, Полинка наконец увидела фигуру, возвышавшуюся над остальными постройками города-героя, с мечом в руках. Вовремя! Потому что третьей попытки уже быть не могло — дорога уходила правее и ниже по рельефу. Самые скоростные участки приходились именно на отрезок «Волгоград–Белая Калитва». Но именно там попадаются на превышении скоростного режима беспечные водители. Ибо здесь, как нигде, работниками ГАИ уже в течение нескольких лет освоено видеонаблюдение. Подъезжая к очередному посту ДПС, мы могли наблюдать, как блюстители порядка на посту вертят в руках бумажки с записанными номерами нарушителей и сверяют их с подъезжающими автомобилями. Мы все ДПС миновали без остановок. Значит, если и нарушали, то — незначительно.

Об ужесточении штрафов

Как водитель с большим стажем, могу оценить желание законодательной власти по ужесточению действий в отношении водителей–нарушителей. Особенно пьяных за рулём. Как всякий гражданин, имеющий определённые права в суверенном государстве, не могу смириться с мыслью, что все эти действия имеют однобокую направленность. Виноваты в ДТП водители — с них и спрос?!

По-прежнему никто не несёт ответственность за дорожные знаки, не убранные вовремя (некоторые могут не убираться, наверное, годами!). Особенно, после ремонта дорог. Кроме тех, которые предупреждают о выбросе гравия. Хотя с помощью современных технологий можно и эту проблему решить, и не допускать порчи автомобилей смесью свежеотремонтированного дорожного полотна.

Наверняка нет головной комиссии на федеральном уровне, которая могла бы вынести вердикт в отношении целесообразности установки того или иного дорожного знака. Например, если на трассе существует пешеходный переход, наверное, можно было бы установить некий единый стандарт по скоростному режиму перед ним. Непонятны ограничения в скорости на трассе до 50-ти или 40 км, если конечно они не сопряжены с каким-либо опасным поворотом. Даже в городской черте можно ехать со скоростью 60 км. Пологие повороты с отличной видимостью на прямой вообще можно не ограничивать! А видели ли вы где-нибудь знак «Магистраль», где можно двигаться со скоростью до 110 км? Между тем, качество дорог всё-таки улучшается. На том же отрезке перед городом Ростов (трасса Москва–Ростов) участки по три полосы в каждом направлении с отменным качеством дорожного полотна встречаются часто. Такие участки попадаются и в районе Саратова, Уфы, Тольятти, Волгограда. Допускаю, что установить знак ограничения скорости до 110 км можно было бы только на 2-ой и 3-ей полосах или хотя бы на третьей. Но — нет! 90 и баста! А то как же без штрафа?! Не прожить ведь на одну зарплату!

Отмена действия запрещающих знаков соблюдается далеко не всегда. А если знак отмены и ставится, то так далеко от окончания опасного участка, что водитель подразумевает, что его уже не будет. А он есть! И в конце зоны действия такого знака, как правило, собиратель мзды в форме!



А как любят запутывать водителей с помощью дорожной разметки! В прошлом году я «попал» в районе Саратова. Дело было так. По одной полосе в каждом направлении. Знак «Обгон запрещён» (любимый знак гаишников: любой выезд на полосу встречного движения — лишение прав). Внизу под знаком цифры «300 м». Т. е. до начала зоны действия знака — 300 м. Водители частенько на скорости интерпретируют эту цифру как протяжённость действия знака. Тем более что и дорожная разметка соответствует — сплошная линия (для «не водителей» поясню, что сплошную линию дорожной разметки пересекать так же нельзя: трактовка та же — выезд на «встречку»). А в начале действия знака «Обгон запрещён» сплошная линия разметки вдруг переходит в прерывистую! Нате, ребята, дерзайте, обгоняйте! (Я позже специально вернулся, чтобы не на скорости уточнить все перипетии хитросплетений знаков и разметки.) И тут как тут — «рыбаки с сетями» и полосатыми жезлами. «Пожалуйте к нам, в авто, обсудим ситуацию, побеседуем о знании вами правил ДД». В ходе нашей беседы и моего резонного вопроса насчёт прерывистой разметки, типа «почему нельзя продублировать действие знака, подкрепив его дорожной разметкой — сплошной линией?», законники ответили, что на данном участке с прерывистой линией обгонять нельзя, зато можно развернуться! Если учесть, что конец действия знака «Обгон запрещён» приходится на конец подъёма, более парадоксального и более опасного действия, чем разворот на этом участке (в один заход не получится) и предположить нельзя! Беседовал я с ними достаточно долго — «качал свои права». И блюстители порядка пошли на «попятную» — скостили-таки мне штраф и водительские права не изъяли. Позже я размышлял: «К чему бы такая добродетель?». И таки сообразил! Знак «Обгон запрещён» должен быть установлен непосредственно в начале его действия. То есть — продублирован! А его, похоже, либо убрали, либо не поставили. Цель понятна?! Точно так, ещё годом ранее, я пытался убедить старшего лейтенанта на участке недалеко от таможенной границы перед Новоазовском в нецелесообразности сплошной линии непосредственно в районе автозаправки, которая по ходу движения от меня была слева, и куда я завернул заправиться. Старлей говорил, что здесь было много ДТП, и участок сам по себе очень опасный. Меня он не убедил: за время нашей 15-минутной беседы мимо нас проехали штук 5–6 авто в обоих направлениях (эта дорога ведёт только к границе или от неё). Высокая интенсивность движения, не правда ли?! Причём сплошная «нарисована» только в зоне протяжённости автозаправки (перед и после, метров через 20 — прерывистая). Да к тому же нарисована невнятно — сразу и не сообразишь, что это сплошная линия (может, её уже пытались стереть?). А «законнички» маскировались в кустах и поджидали водителей в засаде. А уже после того, как мы заправились, дожидались нас: проследуйте с кошельком к нам! Я уже не говорю про вопиющие ситуации с «подставными» транспортными средствами типа старого «Москвича», движущегося на заданном участке со сплошной линией разметки с заведомо низкой скоростью — 20–30 км в час — с целью «подловить» уставшего тащиться за ним автолюбителя. Эти приёмчики не красят представителей власти в форме. Но они имеют место! В связи с этим хотелось бы просить законодателей вернуться к прежнему действующему правилу, по которому движущиеся автотранспортные средства со скоростью менее 30 км в час можно было бы обгонять, пересекая сплошную линию разметки. Либо делать «расширяющие карманы» на трассе, куда эти тихоходы могли бы перестроиться, уступив дорогу остальным участникам движения.

Прошу прощения у читателей за данное отступление. Но — наболело!

О бюрократии

Вернёмся к нашему путешествию и его героям.

Свернув с московской трассы на Новошахтинск, мы выбрали путь до Авило-Успенской границы. Здесь намного меньше очередь из машин. В этот раз их было всего 6 (в Новоазовске, я помню, количество авто достигало 60-70). Жена начала ворчать, когда мы ехали по, мягко говоря, неважной дороге перед Матвеевым Курганом в течение получаса. На границе услышали от одного из автолюбителей, приехавшего сюда из Новоазовска об очереди из более 100 (!) машин со стороны России. Мой расчёт по «пропускаемости» автомобилей на границе, исходя из опыта, прост: 10 авто за 1 час. Так что уже через каких-нибудь 20 минут, предварительно заплатив за авто-страховку почти 1000 рублей, мы показывали документы на выезде с российской таможни. Татьяна приняла мою правоту в отношении выбранного пути и успокоилась. Рано!..

Нас ждал неприятный сюрприз. С документами на Полинку всё было в порядке. На Данилу, родившегося в 1999 году, к свидетельству о рождении полагался дополнительно вкладыш. Более «свежие» свидетельства о рождении имеют «правильную» трактовку гражданства родителей: «Отец — гражданин России (Белоруссии, Украины, др.)». В старом же указано, что родитель «русский», «украинец» и т. д. У Данилы и его сестры Полинки разные мамы. Поэтому мы не могли использовать в качестве аргумента для Данилы документы Полины. Всю мою сознательную жизнь (а мне уже за 50) я слышу разговоры об искоренении пресловутой бюрократии. Видимо, наше российское правительство в этом не заинтересовано, поскольку «воз и ныне там». Именно из-за отсутствия вкладыша Данилу, который, кстати, до этого уже дважды побывал на Украине, не пропускали бдительные и принципиальные таможенники России. Можно подумать, что гражданство «русской» мамы Данилы, что-то изменит в отношении разрешения выезда за пределы России. Пусть даже она будет гражданкой Новой Зеландии! С любой записью в компьютере нас обязаны были пропустить!

Женя с другом Игорем и Ольгой к тому времени уже практически заканчивали прохождение украинской таможни. На ней, кстати, по сравнению с прошлыми годами, произошли положительные, на мой взгляд, изменения. В этот раз мы не заполняли никаких деклараций, ограничившись только иммиграционной карточкой. Вспоминаю прошлый год, когда мы с сыном подверглись тщательнейшему досмотру со стороны украинских таможенников именно на Авило-Успенке. Наши рубли в размере примерно 30 тысяч на двоих пересчитывали с нарочитой расстановкой (не пропустить бы лишний рубль!). Затем осмотрели сумки, дочиста вынув содержимое. В машине досмотру подверглись все закоулки и «потайные места», включая воздушный фильтр под капотом. Процедура досмотра затянулась на час. Для сравнения: при въезде в страны той же Европы декларация не заполняется вообще, если количество ввозимой валюты не превышает энной суммы (порядка 3,5 тыс. $). И, видимо, Украина всё же стремится «соответствовать» уровню европейского стандарта, если изменения налицо. Хотя, может, мы просто попали в «нужное время в нужном месте».

Я успел сказать Евгению, чтобы они нас не ждали и ехали по обозначенному нами ранее маршруту (обычно я свои авто-круизы фиксирую по пунктам прохождения и километражу на бумаге). Вернулся к жене и растерянным детям. Данила выглядел не по-детски серьёзным, понимая, что вся эта «катавасия» из-за него. Точнее, из-за его документов. Дети не отвечают за ошибки родителей. И как мы могли объяснить притихшей внучке такое слово как бюрократия? То, из-за чего она лишается моря. Куда она стремилась всей душой и сердцем! Мы не всегда находим ответы на более простые «почему» в её устах. Что же говорить о возникшей ситуации, когда мы сами её не понимаем. Не только не понимаем, но и не приемлем. Несмотря на извиняющийся тон не попускающего нас главного таможенника — он не виноват в существующей системе. И нарушение правил пропуска за границу может повлечь за собой расставание с должностью, рабочим местом. Не знаю, насколько доходным… Жена Татьяна успевает позвонить по мобильному в Екатеринбург другой бабушке Данила. Та проявляет оперативное участие, находит злополучный вкладыш и обещает его сразу переслать. Куда? Мы решаем — только в Ростов или Таганрог. И снова — за руль. Едем в обратном направлении от границы. Таганрог, конечно, ближе. Но при получении заказной бандероли (вкладыша) сыграет роль и один день, а Ростов всё-таки город областной, и сюда почта дойдёт быстрее.

О человечности

Ростов — город большой. Но он не совсем удобен для транзитного транспорта. Я знаю немного городов, не имеющих объездных путей. Сравнительно недавно таким городом был и Саратов. С левой стороны реки Волги невозможно было его миновать, двигаясь в направлении Волгограда. Ехать необходимо было через весь город. Помню, блуждали мы по этому Саратову. Потому как знаков, направляющих по нужному маршруту, было не густо. Сейчас там построили шикарный объезд. Не доезжая города, есть поворот на большой мост через Волгу. Не нужно париться по многочисленным перекрёсткам города и спрашивать у прохожих направление движения. А вот Ростов в этом отношении не только не изменился, но, похоже, и не пытается измениться. Видимо, власти Ростова нисколько не беспокоит присутствие большого количества транспорта в городе. Ехать по городу в дневное время — сплошное мучение. Большегрузные фуры, следующие транзитом в Краснодар, Таганрог, Москву, вываливаются на всех этих основных направлениях в узкие городские улочки Ростова. Как ни старался я миновать сам город, в этот раз не удалось. Ибо стал он конечным пунктом для жены и внуков.

Нам несколько повезло. В Ростове, на гребном канале, шли в эти сроки соревнования байдарочников и каноэистов. Участвовали здесь и представители Свердловской области. Знакомые тренеры. Мой тёзка Владимир Анатольевич и Наталья Георгиевна встретили и приютили наш семейный коллектив. Дело было к вечеру. Я решил переночевать и поутру уехать в Мариуполь. Татьяна должна была дождаться необходимого документа, добраться до границы и пройти её в Новоазовске (пешие проходят без очереди). А я встретил бы их по ту сторону кордона. Там до Мариуполя — рукой подать. Всего 60 км. Так и порешили.

К 11-ти часам следующего дня, 6 августа, я уже обнимал своего отца, мать и сестрёнку Тамару. Весь путь от Ростова до Мариуполя через Успенку общей протяженностью в 300 км (лишний крюк 120 км) я преодолел менее чем за 5 часов. На прохождение таможни российской и украинской затратил в общей сложности не более 50-ти минут. Машину мою пропустили без очереди, учитывая оформленные накануне документы на транспорт. Хотя иммиграционную карту пришлось заполнить и там, и там. Равно, как и пройти паспортный контроль. В принципе, машин и в этот раз на Авило-Успенской таможне было немного.

Мы очень надеялись на нашу авиапочту. По месту отправки бабушка Данила, которая была в Екатеринбурге, была проинформирована о том, что даже на этот, самый быстрый вид связи отводится по доставке от двух часов до двух дней. Кто бы знал, как нам долго придётся ждать необходимый документ по самому срочному виду отправки бандероли! Авиасвязь оказалась не быстрей паровоза благодаря работникам почтовых отделений. Каких — выяснить было не просто. Работник на пункте доставки (кроме главпочтамта есть в Ростове и такой первоочередной пункт приёма почты) изо дня в день

раздражённо отвечала, что нужной нам почты нет. При получении документа Татьяне не дали посмотреть штамп даты его прибытия в Ростов. Она предположила (по информации из Екатеринбурга), что это было в субботу — 8-го числа. Получила же она его на руки только во вторник — 11-го! К тому времени уже все спортсмены и тренеры разъехались, и Татьяне с детьми пришлось решать проблемы с жильём и питанием самостоятельно. Таким образом, половину своего отпуска Татьяна провела в ожидании и на нервах. Единственная из всех на главпочтамте в Ростове девушка по имени Алёна проявила сочувствие к отчаявшейся женщине с двумя детьми. Остальные к «не своим» проблемам отнеслись безучастно.

Кстати, во вкладыше на ребёнка об отце и матери — ни строчки. Указывается только гражданство ребёнка. Гражданин России — это звучит гордо?

Остальное можно подробно не описывать. Получив документы, договорившись с такси (не очень дорого — за 300 руб.), Татьяна с детьми доехала до Новоазовска, где я их и встретил. И хотя бы оставшуюся неделю мы провели вместе на Азовском море. Правда, детям и в Ростове удалось побывать на море, ведь Таганрогский залив, в который впадает река Дон — это его составная часть. И всё же в «своём доме» спокойнее. Следует добавить, что дети, попав в сложную ситуацию, вели себя пристойно, а Полинка в Ростове просто всех очаровала!

Думаю, что это не просто рассказ, а поучительное повествование для всех, кто собирается в отпуск… да на машине… да с детьми… Пусть он поможет и тем, кто собрался в отпуск на Украину. Удачи всем в отдыхе и — на дорогах!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления