Сейчас+6°C

ощущается как +2

ю-з.

Тамань-Кубань

Собираясь в отпуск, я не думала, что приеду оттуда влюбленной. Влюбленной в волны Азова, свежий запах полевых трав, в ракушки, прилипавшие к загорелым ногам... Я ехала не валяться на пляже, я ехала путешествовать.

Голубицкая

Двухнедельное путешествие по Таманскому полуострову началось с Анапы. Именно туда нас привез самый душный поезд в мире сообщением Екатеринбург – Анапа. Потные, липкие и уставшие мы прыгнули в такси и помчались к месту нашего отдыха – в станицу Голубицкую. Первое, что запомнилось, - удивительный запах. Пахло полевыми травами.

«Там будет домик на берегу моря, 250 рублей в сутки с человека», - рассказывали мне перед поездкой. Что ж, действительно, домик был. И не один. Жили мы на одной из баз отдыха, каких в Голубицкой масса. Только домик вот был нестандартный – это была огромная бочка, переделанная под две комнаты. Удобства – на улице. Вода в душе нагревается исключительно солнышком. Зато в «номере» - телевизор, показывающий один канал, холодильник и кондиционер (!).

Скажу сразу, на нашей базе отдыха были и другие апартаменты, более комфортабельные, но они были, естественно дороже.

Бросив сумки и переодевшись, побежали на море. На Азовское море. До него – метров 150. На пляже – ракушечник, на море – штиль, вода – теплая-теплая...

Наш дом / Пляж

Накупавшись, отправились на поиски общепита. Кафе в Голубицкой есть, но их немного. Все сосредоточены в районе центрального пляжа, к которому ведет длинная асфальтированная улица без тротуаров. Вдоль нее – множество столовых с неприветливыми тетеньками на раздаче. Кормят не сказать, чтобы очень вкусно, но сносно, обед в среднем – 120 рублей на человека. Практически на каждом шагу там продают квас и лимонад. Маленький стаканчик – 10 рублей.

Буду откровенной, в Голубицкую мы ехали с целью попробовать таманское вино. В окрестностях расположено сразу несколько известных винных заводов, поэтому, думали мы, вино там будет буквально литься рекой... Ошиблись. Найти магазин с дешевым разливным напитком оказалось трудно – по непонятной причине отдыхающие предпочитают пить пиво, а местные – идут навстречу спросу. Ассортимент вин – богатый. Но почему-то красного сухого практически нигде нет. «А зачем мы будем его продавать? Оно же кислое», - пояснила продавщица в пляжном кафе. Странные...

Центральный пляж / Волны Азова

В общем, первый вечер на море мы завершили легким ужином и бутылочкой разливной сухой «Изабеллы» производства Темрюкского винного завода. Уставшие, чуть сгоревшие на солнце и все еще не верящие в то, что мы на море, отправились спать. На следующий день нас ждала наша первая экскурсия – в город-герой Новороссийск.

Кстати, купить экскурсию на юге очень легко. Пункты продажи путешествий по окрестным городам и селам там на каждом шагу. Стоимость – от 200 до 400 рублей на человека.

Новороссийск

Ранним утром второго дня садимся в экскурсионный автобус и отправляемся к Черному морю в город-герой Новороссийск. Экскурсовод на протяжении всего пути рассказывает историю мест, где проезжаем – интересно. На полпути останавливаемся – сломался автобус. Загораем прямо на дороге, любуемся видами и фотографируем водителя, ползающего под автобусом. В общем, до Новороссийска мы ехали долго.

Воздух там, конечно, так себе – в городе-герое добывают цемент, пыль буквально стоит в воздухе. На центральных улицах – пробки. Совсем не курорт. За 50 рублей идем на экскурсию по крейсеру «Михаил Кутузов», потом – кататься на катере. Жара невыносимая. Свободное время потратили на купание в море – прямо на центральном пляже. Вода – прозрачная, море через три шага от берега уже по подбородок. Измотанные – в автобус и в Голубицкую. Отдыхать.

Водитель пытается починить автобус / В Новороссийске на крейсере "Михаил Кутузов"

Анапа

В Анапу хотелось съездить просто потому, что это Анапа. Последний раз я ее видела семь лет назад. Экскурсия называлась «Анапа ночная». Приехали. Идем по набережной. Я помню Анапу тихим спокойным курортным городком с уютными кафе. От всего этого не осталось и следа. Рядом с центральным пляжем – настоящий Лас-Вегас. В киоске пытаемся купить сигареты. Продавец-кавказец называет цену «60 рублей». «Но на пачке же написано, что максимальная цена – 31 рубль...», - спорим мы. «А мне все равно, я сам тут цены устанавливаю!». Принципиально идем в соседний киоск – и покупаем сигареты за 31 рубль. Отовсюду гремит музыка, аттракционы перемешиваются с кафе, всюду толпы куда-то спешащих отдыхающих, тянущих за руки капризничающих детишек. На пляже – не лучше. Море, как в бассейне, разделено на секторы. На берегу не то, чтобы лежать, там, кажется, стоять негде... Идем подальше от этой суматохи. В районе главной площади слышим музыку, живую, подходим – трое ребят играют блюз. Красота! Еще немного побродили по городу, нашли достопримечательность - Анапскую крепость с пушкой - и поехали обратно.

В Анапе

Тамань

О Тамани как населенном пункте раньше читала лишь у Лермонтова, в «Герое нашего времени». Обстоятельства так сложились, что именно во время отпуска в этой станице проходил большой праздник – фестиваль урожая «Таманская лоза» - не съездить было нельзя. Поехали. В третий раз услышали от экскурсовода историю о том, как кубанские казаки превратили широченную реку Кубань в маленький ручеек, собственноручно прокопав канал, называемый сейчас Казачий ерик. Приехали. Тамань – та еще деревня. Ощущение, что кроме небольшой площади ничего там и нет. На этой самой площади – типичная ярмарка: местные виноделы продают свое лучшее вино (причем, не очень дорого), запах шашлыка кружит голову, на сцене самодеятельные коллективы в украинских нарядах поют частушки. Купив бутылочку марочного фанагорийского Cru Lermont, отправляемся на берег. Море, между прочим, уже не Азовское, а Черное, в Тамани грязное – все в водорослях. Но купаться можно!

Да, в станице есть музей Лермонтова. Отзывчивые милиционеры подробно рассказали, как до него дойти, но мы не пошли – после вина, шашлыков и нескольких часов на солнце шевелиться было лень.

В станице Тамань

Темрюк

О Темрюке. От станицы Голубицкой до Темрюка – минут 20 на маршрутке. Стоимость проезда –20 рублей. Темрюк – город, расположенный на одном из грязевых вулканов (этих вулканов на Тамани масса).

Местные много рассказывали о том, что в Темрюке все (фрукты-овощи-сувениры) в два раза дешевле, чем в Голубицкой. Поехали проверять. Насчет цен все оказалось неправдой – такие же. Не расстроились, отправились гулять по городу. Чистый, нешумный, ухоженный. Попытались найти Интернет-кафе – не терпелось выложить фотографии. Жители посоветовали идти в центр. Дотопали до здания администрации. Напротив очень удачно располагался почтамт, в торце которого мы, собственно, и нашли вывеску «Пункт коллективного доступа в Интернет». Обед там значился с 12:00 до13:00. Прождав где-то до 13:30 под закрытыми дверями, мы отправились обратно.

Да, совсем забыла. Именно в Темрюке мы попробовали самую вкусную шаурму: в меру сочную и восхитительно поджаренную.

В Интернет так и не попали / В Темрюке на каждом шагу растут розы

Абрау-Дюрсо

На экскурсию в Абрау-Дюрсо мы отправились рано утром. Полтора часа на автобусе вдоль виноградников и плантаций с арбузами и дынями, затем по серпантину, через Новороссийск – и мы на месте. «Согласно легенде, на месте нынешнего Абрау-Дюрсо раньше было две деревни: Абрау, где жили богатые люди, и Дюрсо – пристанище бедняков, - рассказывал наш экскурсовод. – Однажды бог разгневался на жителей Абрау – за то, что они разбрасывали хлеб, и в один момент вся деревня ушла подводу. Из всех жителей выжила лишь одна девушка, которая любила бедного юношу из Дюрсо и часто убегала из дома, чтобы встретиться с ним. Вернувшись со свидания, она пришла в ужас – ее дома больше не было... С горя девушка кинулась в озеро». Юноша, если мне не изменяет память, бросился за своей любимой. С тех пор озеро, соединившее души влюбленных, называют Абрау-Дюрсо.

Да, русская интеллигенция знала, где строить завод шампанских вин. Сказать, что там красиво, - ничего не сказать. Там восхитительно! Горы, озеро, аллеи, тишина – нет, не тишина, а, скорее, умиротворение. Отовсюду веет благородством, будто бы сам воздух пропитан энергетикой российской аристократии.

Идем на завод. Часовая экскурсия с дегустацией стоит 500 рублей. Внутри прохладно – градусов 15. После 40-градусной жары – самое то. Идем по тоннелям с бутылками. Именно там рождается самое вкусное шампанское Абрау-Дюрсо. Некоторые бутылки чистые, какие-то покрыты плесенью. Одни лежат горизонтально, другие – под углом... Целая наука! По словам нашего гида, технология сохранилась с XIX века, с тех времен, когда производством российского шампанского занимались французские мастера.

Есть в Абрау-Дюрсо и современное производство: шампанское выставивают в огромных резервуарах. На вкус от выдержанного в тоннелях отличается (как-то по-другому оно газировано), по цене – дешевле.

В тоннелях Абрау-Дюрсо / Одну бутылочку шампанского распили в тот же вечер

Доходим до дегустационного зала. Первый напиток – «Шардоне», из которого делают шампанское. В свободной продаже его нет. Дальше – шампанское брют, сделанное резервуарным способом, потом брют выдержанное, розовое (примерно на этом напитке наш столик стал хохотать так, что экскурсовод порекомендовала нам не забывать закусывать крекерами), красное(никогда не думала, что оно мне понравится!), полусладкое... На всю дегустацию – минут 20. Дальше – в фирменный магазин и фотографироваться на фоне красивых видов. Потом – в автобус и обратно в Голубицкую.

Больше мы никуда не ездили. Просыпаясь рано утром (почему-то совсем не хотелось спать до обеда), пили чай, шли на море, потом – гулять по Голубицкой (всегда по одному итому же маршруту), дневную жару пересиживали на веранде в тени платанов. Ближе к вечеру – снова на море, затем опять на веранду, намазавшись "Москитолом" от прожорливых комаров. У нас были замечательные соседи. Через домик от нас отдыхало большое армянское семейство, во второй комнате нашей «бочки» - москвичи, молодая пара с папой, который работает водителем в Федеральной службе охраны президента и возит Людмилу Путину.

Лягушек на нашей базе отдыха было много! / Местная собака, воровавшая тапки

Разглядывая свои до сих пор шелушащиеся от загара руки и ноги, я тоскую – по волнам Азова, по мини-медузам, проскальзывающим между пальцами, когда ныряешь. По дохлой рыбешке, прибиваемой к берегу с рыбацких кораблей, стоящих на горизонте, по ракушкам, прилипающим к загорелым ногам, по собаке, которая спала на нашем крылечке, воровала мои тапки и крутила романы с отдыхающими кобелями. Уезжая, в море кинула монеты. Вернусь?