E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -1

3 м/c,

ю-з.

731мм 85%
Подробнее
4 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Мой дом Полезные статьи Самый-самый Южный Урал. Часть I

Самый-самый Южный Урал. Часть I

Отчет группы велотуристов города Екатеринбурга, совершившей true-матрасный велопоход по самому Южному Уралу в дружественной Республике Башкортостан с 01 по 08 мая 2010 года.

Автор: Евгений «Wolkow»
Соавторы: Алексей «Пуз_на_колёсиках», Павел «Veles», Михаил «X-tor»
Фото: Алексей «Пуз_на_колёсиках»

Состав команды:
* Алексей «Пуз_на_колёсиках» – руководитель/штурман/фотограф;
* Павел «Veles» – завхоз, казначей, фотограф, председатель Временного правительства;
* Евгений «Wolkow» – медик, шеф-повар, репортер;
* Михаил «X-tor» – видео-оператор, охотник за дровами, зам.главы Временного Правительства;
* Денис «Aspi» – везде помогал понемногу.

День первый

В 10 часов 12 минут наша команда в составе пяти человек выгрузилась на станции Кувандык. Уложились с выгрузкой в полторы минуты из двух имеющихся. Оттащили наше барахло с перрона и принялись собирать велосипеды. Уже позже обратили внимание, что находимся у парадного входа здания вокзальной милиции. Около дверей красовалась табличка надписью: «МВД. Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте. Линейный пункт милиции на станции Кувандык. 2-й этаж».

Погода стояла очень жаркая, Велес даже пожалел, что не взял с собой шорты. Местные пейзажи еще из поезда показались нам очень красивыми и довольно необычными. Хотелось верить, что на протяжении всего маршрута будет именно так: тепло и красиво.

К половине одиннадцатого закончили со сборкой велосипедов, навьючили на них баулы, на спины — рюкзаки, и выехали с вокзала. В воздухе стоял запах свежего хлеба — очевидно где-то рядом пекарня. Вот она-то нам как раз и нужна.

Но первые походные сюрпризы потихоньку начали выползать из своих нор. В семь минут двенадцатого мы еще находились в Кувандыке и закупались в одном из магазинов. Пекарню так и не нашли. Местные таксисты послали нас, как выяснилось, совсем не в сторону пекарни. Вот и верь после этого отзывчивому местному населению.

В процессе закупки руководитель нервничал, матерился, говорил, что время поджимает и надо ехать. «Ничего страшного, Лёша, скоро выйдем на основную нитку маршрута», — примерно так ответил ему завхоз в переводе на литературный русский язык.

Как я уже ранее упоминал, в районе Кувандыка очень красивые горы. Глаз оторвать сложно. Велес подсказал, что матом это будет «за(oops!)ись». Что ж, все люди разные, и восхищение своё тоже выражают по-разному. Но, забегая вперед, можно смело сказать, что курсы административно-матерного языка продолжались на всём протяжении нашего похода.

На Оренбург ведет неплохая асфальтовая дорога, только довольно узкая. Отмечаем, что обочины усыпаны битым стеклом. Трафик небольшой, но машины идут на большой скорости. Справа возвышаются голые холмы, слева заросшая кустарником долина реки Сакмара. После тяжелой заброски катится не очень, да еще картину портит встречный западный ветер, который приносит с собой облака.

И вот мы уже «вырвались на волю» (с). Движемся пока что по асфальту. Очень сильный встречный «мордодуй». Денис вырвался далеко вперед, и, глядя ему вслед, от Паши поступило предложение, что если Денис и дальше будет отрываться от коллектива, то придётся сгрузить ему еще некоторую долю общественного снаряжения.

В полдень, на 15-м километре пути, перед р. Бухарча, свернули с дороги на вспаханное поле и остановились на первый в походе перекус. Позже, немного подкрепившись, пошли мы, что называется, по кустам. Пиво, выпитое в поезде еще вчера, дало знать о себе и создало в животах давление и некий дискомфорт. Но естественное природное желание ушло быстро. Первым из кустов вынырнул я, заметив на штанах аж сразу трёх клещей. Позже двух нашли на Велесе и одного на Мишке. Простояв в общей сложности минут 50 в поле, где практически не было травы, насобирали 9 клещей. Оренбургские клещи оказались настолько суровыми, что по размерам были крупнее привычных среднеуральских в 2-3 раза, что воистину внушало ужас. По-быстрому оросив одежду репеллентом, сваливаем с этого проклятого места. Как верно подметил Велес: «Ясно, почему в России появилась привычка гадить за остановками, — там нет травы и клещей». Перед выходом на асфальт на Мишке нашли еще одного — юбилейного десятого клеща. Такая вот внезапная атака «кровавых насосов».

22-й км пути, деревня Куруил. Асфальт повернул на 90 градусов влево, мы идем прямо. 24-й километр пути — наконец-то кончился уже порядком надоевший асфальт и сменился грейдерной грунтовкой с мелкой отсыпкой. А через 4 километра мы лениво потащились в затяжной подъём, на котором группа очень сильно растянулась. Периодически приходилось останавливаться и дожидаться отстающих. Думаю, нужно сказать пару слов и об автомобильном трафике на данном отрезке. Машины ездят не часто, но если уж проедут, то поднимают тучу пыли и стреляются камнями из-под колёс, что очень сильно раздражало.

На 33-м километре въезжаем в деревню Кайракла. Можно сказать, что почти половина плановой дистанции сегодняшнего дня уже пройдена. Собираем растянувшуюся группу и едем дальше. Дорога — всё тот же грейдер с мелкой отсыпкой. Идём пока нормально, стабильно держим темп.

В 15:13 на 40-м километре пути оказываемся в деревне Чеботарево. Пуз беспокоится, что мы не сможем сделать плановый километраж (63 км). Да как не сделаем? Сделаем! Даже больше накрутим! После Чеботарево началась хорошо накатанная грейдерная уже с крупной отсыпкой. Ну, если быть точнее, накатано лишь там, где ездят машины. По отсыпке на обочине немного таскало и пропадал накат.
Всю дорогу нам открывались всё новые и новые очень живописные пейзажи. Постоянно вспоминал по пути, как Лёша долгое время отказывался от похода по Оренбуржью, мол, пейзажи скучные, степи, нет лесов и всё такое. Хорошо, что в конечном итоге все-таки выбрали именно этот маршрут.

15:22, 42-й километр пути. В полутора километрах северо-восточнее Чеботарево проезжаем границу «Оренбургская область – Республика Башкортостан», и вот мы уже на территории Башкирии. У дороги стоит стенд «Башкирское лесничество». Трафик прежний, редко проезжающие автобусы и машины пылят так, что невозможно дышать.

На обед встали в 16-00, на 48-м километре пути, в километре СВ дер. Утягулово, на краю поля в долине р. Касмарка. Наконец-то, а то вся команда уже изрядно проголодалась. Воды набрали в дер. Утягулово на какой-то ферме, где по двору гуляли домашние птицы, свиньи с поросятами и овцы. Рядом с деревней АЗС «Башнефтепродукт». «ГСМ только с Уфимских НПЗ» (с) оттуда же. Обед готовим на двух горелках – на одной, которая SnowPeak на 2,7kW, варится суп, на другой, которая MSR на 2,5kW, закипает вода под чай. Неплохой такой супчик был (мир праху его), использовали пакеты быстрого приготовления, специи, лапшу как наполнитель и сушёное мясо. Тушёнку в этот поход не брали вообще: сушёное мясо шло в суп на обед, а в гречку с овощами/рис с овощами на ужин – сырокопчёная колбаса. Обед занял около полутора часов. Пока стояли, сняли еще двух клещей. Итого их уже 12. Неплохой урожай для первого дня.

В 17:33 собираем баулы и продолжаем свой путь по грейдеру. В деревнях порой попадается и асфальт, но при выезде из населенного пункта тут же заканчивается. На 64-м километре, перед дер. Баишево (established 1741) в 19:10, форс-мажорная остановка – у Дениса прокол заднего колеса. Ремонт затянулся надолго, аж до 20:00, так как запасная камера, которую взял Денис, тоже была на много раз переклеенная и где-то травила воздух. Разбираться, откуда шли утечки воздуха не стали, решили проклейку отложить до стоянки, а пока ехать, периодически подкачиваясь. Забегая немного вперед, отмечу, что с периодическими подкачиваниями камер Денис ехал до самого окончания похода. Отсюда вывод: в качестве запаски нужно брать только новые камеры.

В 21:15, на 76-м километре пути встали на ночлег в 1,5 км севернее дер. Агурда. От дороги отошли не так далеко, метров 200-300, и спрятались за совсем небольшой пролесок. Место душевное, ровное, кругом валялись коровьи кости, а рядом одиноко лежал рогатый череп. Готично, однако.

До ближайшей воды (р. Касмарка) около 0,5 км. Напуганные обилием крупных клещей, осматриваемся и под палатки и снаряжение расстилаем полиэтилен. Поужинали гречневой кашей с колбасой и майонезом, которую готовили уже в темноте на горелке, так как не хотелось ни ходить по дрова, ни выдавать горящим костром наш лагерь. А так, в полной темноте, с дороги нас, скорее всего, и видно-то не было. А по ней довольно часто ездили машины из одной деревни в другую и наоборот. При появлении света фар мы на всякий случай гасили налобные фонари. Первомай всё-таки, сотрудников ДПС тут нет, водители наверняка «навеселе»… Зачем нам такие пьяные встречи?
После ужина употребили по 50 капель согревающего напитка и улеглись спать.

Фотка лагеря первого дня, сделанная на следующее утро:

День второй
Воскресенье, 02 мая 2010 г.

Утро в колхозе наступило в 7 часов. Ночью был заморозок, минусовая температура, велосипеды местами обледенели. Пуз сказал, что на поверхности почвы было -4 градуса по Цельсию (как выяснилось чуть позже, его термометр вполне мог говорить неправду). Ночь была не то что бы уж совсем холодной, но я периодически подмерзал. Сушим тенты от палаток. На завтрак уже традиционно каша «Быстрофф» с сухофруктами и орехами и чай Greenfield с разными вкусами.

В половине десятого снялись с лагеря. Уже встало солнце и начало немного припекать. Держим путь в сторону деревни Агурда, чтобы пополнить запасы воды и посетить местный магазин. В деревне пообщались с добродушными и всё ещё поддатыми после Первомая местными жителями. Магазин на момент нашего приезда был закрыт на засов, несмотря на табличку с указателями режима работы, но оказалось, что продавщица живёт в соседнем доме и вот-вот должна подойти. Взяли хлеба, ништяков «фкуснажрать» и бутылку шампанского. Воду местные жители разрешают набирать прямо у себя во дворах, чем мы и воспользовались. Сама по себе деревня ухоженная и приятная, как и большинство башкирских деревень. Местное население приветливое и очень общительное, хотя с русским языком у них проблемы — говорят плохо.

4-й километр пути второго дня. Мы выехали из деревни, сошли с грейдера на укатанную полевую грунтовую дорогу и уныло стали покорять подъём на Зилаирское плато. Хотя команда идёт довольно бодро, Велес даже напевает матерные песенки и улыбается. В деревне один местный житель рассказал, что на этом участке маршрута нас ждут первые каки, хотя и вполне проезжаемые.

На пятом километре мы преодолели подъём и оказались на высоте 416 м над уровнем моря. С такой высоты было видно лежащие вдалеке деревни, мимо которых мы проезжали ещё вчера, да и вообще много чего вокруг. Достаю бинокль, осматриваемся. Красота. А солнце всё припекает — уже +24 градуса. И еще только 10:50. Днём, видимо, будет еще жарче.

Далее движемся по сухой полевой дорожке по Зилаирскому плато с небольшим набором высоты. Погода сухая, везет, однако. Был бы дождик — дорога бы раскисла немедленно. Собственно, в 11:17, на 9-м километре пути нам и встретились первые «guanos» — что-то вроде верхового болота, через которое проложена дорога.

11:47, 12-й километр — встаём на перекус. Подкрепляемся печеньем в клеточку (в быту — вафли) и минералкой. Вокруг горы, долины… Красота невероятная! Кое-где на склонах еще лежит снег.

Ровно в полдень стартовали после перекуса. Поднялся сильный ветер, и мы надели анораки. А с запада в нашу сторону подкрадывался какой-то не очень хороший атмосферный фронт. Вроде бы тучка и не чёрная, но как-то так подозрительно сгустилась. По крайней мере, видимость под тучей почти нулевая.

После 15-го километра пути грязные участки стали встречаться довольно регулярно. А еще нас стал настигать тот самый нехороший фронт и начался противный моросящий дождь.

В 12:43, на 16-м километре пути преодолели матёрый грязный участок. Обходили по траве — плюс один снятый с меня клещ, как следствие. Минут через пятнадцать прошли еще один грязный участок. Сняли еще двух клещей. И снова с меня, потому что шёл по зарослям первым.

На 21-м километре вроде бы дорога немного пошла на спуск, хотя владельцы ДжыПиЭс пророчат впереди ещё тягунок. Высота уже в районе 500 м над уровнем моря.

“Guanos” встречаются уже даже не периодически, а систематически. Велес матерится, идёт пешком, не хочет встёгиваться в контакты. Там же Пуз начал ругаться матом и кричать что-то про Жирное Чёрное Говно, попутно выковыривая палкой смесь грязи и травы, которая заблокировала ему все колёса, а также нависла на переднем и заднем переключателях. Собственно, в гогне по уши вся команда, но Пуз лидирует — снял с велосипеда и телеги в общей сложности килограмма четыре. Ну, у него и колёс на одно больше. А не надо было заезжать в лужи, даже подсохшие — грязь очень коварна.

Условно очистившись от грязюки, в 14:00 встали на обед. 15:10 — последние сборы и снова в путь. На обед в этот раз была гороховая супа с лапшой (как ее Мишка назвал, «пердёжница»). Воду для приготовления обеда всё это время волокли на себе вот уже 21 км.

Дистанция 21,47 км, прошли верхнюю точку маршрута на Зилаирском плато — 544 м. После высшей точки данной территории пошли дубравы. В дубравах хорошо, величественно. И расколбасные непрофилированные дороги с коварными лужами. Уже второй поход подряд Пуз замечает, что в Республике Башкортостан самая лютая и липкая грязь — именно в дубравах, особенно в смеси с пожухлой травой. Далее вроде бы всё пойдет вниз. И вот через три километра как будто пошёл небольшой уклон вниз, но потом постепенно перешёл в ненавистный «плоскач».

Монотонное вкручивание продолжалось до 16:00, 27-го километра пути второго дня, где мы остановились, чтобы собраться перед въездом в Новоалександровку, которая показалась впереди. К ней ведет довольно крутой спуск, и далее уже в деревне превращается в подъём.

16:08, дистанция 27,80 км. Деревня Новоалександровка. Название русское, состояние деревни тоже: много заброшенных домов, очень грязно, сильно воняет, по улице бродят свиньи. Башкирских домиков мало. Мечети не замечено. Разговорились с местным жителем, у него же набрали воды. Магазинов здесь нет, ближайший ждёт нас километров через 10. Дорога до следующей деревни — грейдер. Это значит, что грязи далее быть не должно. На выезде из Новоалександровки смазали цепи, и тут же начался дождь с холодным северным ветром. (Цу-ка!)

16:43, 31-й км пути. Последние километра три шли с набором высоты от самой Новоалександровки. Теперь впереди видим очень длинный спуск. Миша с видеокамерой отправляется вниз снимать, как мы будем съезжать. Через десять минут дождь наконец-то закончился, тучку протянуло. А Пуз как раз только дождевик надел — китайский такой, из розового полиэтилена. Лёша в нём смотрелся довольно забавно.

17:35, 38-й км пути. Вышли к посёлку Бердяш. Грейдер здесь выходит на трассу сообщением Чивототам – Бердяш – Зилаир. На сегодня грейдер, видимо, закончился.

В 18:00 после некоторой передышки и небольшого перекуса выдвигаемся по асфальту в сторону Зилаира, приглядывая по пути место для ночёвки. Через полчаса, на 44-м километре пути проезжаем деревню Сосновка. Прямо за ней должна быть речка, за которой мы предварительно задумали найти место для ночлега.

18:45, 46-й км пути. По асфальту спустились к речке и, переехав ее по мосту, уходим с трассы вправо на грунтовку в поисках хорошего места. Деревня Сосновка вроде как бы оправдывает своё название — лес смешанный, но сосновые островки встречаются довольно часто. И вот в 19 часов мы уже разбивали лагерь среди сосен на берегу речки Чувашлёнок. Место для ночлега выбрали шикарное: дров д(oops!)уя, бересты до п(oops!)ды, а Мишка, пока за водой сходил, еще и родник нашёл. Чаю сегодня просто обопьёмся. Да-да, сегодня на чай — безлимитный тариф. Еще в родничок положили охлаждаться бутыль «савецкава» шампанского, купленную еще утром в Агурде.

Но в половине девятого обнаружились первые минусы стоянки — на другой берег вышли охотники и принялись палить, нарушая наш общественный, цука, порядок! Нет, не по нам палить, разумеется, хотя в небе тоже ничего и никого не летало. Видимо выпили, постреляли по бутылкам, да разъехались.

День третий
Понедельник, 03 мая 2010 г.

Утро в этот раз началось в 6:45. Первым вылез из палатки Мишка. Ночью снова был заморозок, у Пуза термометр показывал -3 градуса по Цельсию, но, поскольку вода не замёрзла, «кетайзкей» термометр скорее всего «немножко не угадал». Сперва решили накипятить и выпить лошадиную порцию чая, потом собрать лагерь, а заварить кашу и позавтракать уже непосредственно перед выездом. Это из тех соображений, чтобы мы раньше времени не заголодали. К 9:20 команда уже полностью была готова к выезду. Но вот наш руководитель очень громко ругался матом, посылал всё и всех сами понимаете куда, изобретая (ежеутрене) всё новые и новые способы фиксации груза стяжками на крючках и пытаясь закрепить вещи на телеге, которая всё норовила завалиться набок вместе с байком и снова всё рассыпать (привет Ирине Норко!). Одержать победу Лёше удалось к половине десятого.
В 9:30 мы выехали. Погода была солнечная, небо чистое, несмотря на то, что пока мы собирались, нас зацепила-таки какая-то тучка, и немного подмочил моросящий дождик. Но на этом капризы природы закончились. Со стоянки мы оперативно выбрались на асфальт и покрутили педали в сторону Зилаира. Асфальт хороший, рельеф тоже – долгие асфальтовые подъёмы и спуски. После р. Сосновка — тягун протяженностью около 3 км.

И вот впереди уже виден Зилаир, и до него довольно длинный асфальтовый спуск со сбросом высот 100 метров, то есть с отметки 500 на отметку 400 над уровнем моря. В центре дорожной кольцевой развязки, на подъезде к посёлку, установлена стела с надписью «Зилаир». Под ней красиво выполненная резьба по дереву: медведица с медвежонком и глухарь. А по развязке в это время проехала блондинка на Mitsubishi L200, (говорят, красивая).

Но насладиться живописной резьбой по дереву и посмотреть на Зилаир в бинокль не дал наш суровый руководитель, который проехал немного вперед и громко ругался, что мы стоим и теряем драгоценное время. И вроде как его не волнует, что мы и так идём с опережением графика.

Ладно, выражаем недовольство, но выдвигаемся. Перед Зилаиром очень хороший спуск, разогнаться удалось до 62,53 км/ч. Потом небольшой, но о-ло-ло крутой подъем, собственно, уже в Зилаире, куда мы заехали в 10:15 — это был 11-й километр пути. В 10:50 отъезжаем от первого встретившегося магазина (по адресу Кирова, 15, если вдруг кому-то интересно ;)), где запаслись печеньем, майонезом, сахаром, но в ассортименте не оказалось некоторых продуктов.

Что ж, едем в сторону центра. В центре расположилась гостиница с названием «Зилаир» (оригинально, правда), кругом развешаны плакаты «Год учителя — год республики 2010», а также стоит банк со знакомым названием: «РоссельХозБанк». Achtung! Эдвард Россель детектед! Тут же рядом магазин Торгового дома «БашСпирт», где мы плотно затарились «Белебеевской» (к сожалению, она оказалась всего лишь минералкой). А пока Велес ходил за продуктами, Лёша расчехлил пачку сигарет, закурил и сказал, затянувшись: «У меня большие сомнения, что мы сделаем за сегодня 60 км…» Да куда ж мы денемся-то?

В 11:08 распихиваем закупленную провизию по рюкзакам и снова жмём на педали. Через 20 минут, на 15-м километре, остановились на выезде из посёлка и отправили двух делегатов в дорожное кафе «Зилаир» (как всё тут просто с названиями) на разведку. Делегаты — это были Паша и Миша — вернулись радостные. Останавливаемся на перекус — сегодня «пельменинг» и «чаинг» в придорожном кафе.

В 12 часов 15 минут мы уже сытые и довольные движемся дальше. Воздух тем временем уже прогрелся сильно выше +20 градусов. На 16-м километре сворачиваем на грейдерную грунтовку в сторону поселка Ивано-Кувалат.

13:53, 28-й километр пути — я, Велес и Миша въезжаем в деревню Петровка, где нас ждали боевые товарищи Денис и Лёша. А мы задержались из-за ремонта — у меня спустило заднее колесо. Причину выявлять не стали, просто проверили покрышку на наличие «шпионов» да поставили запаску. Деревня Петровка и по названию, и по архитектуре домов, и по всей степени запущенности — типичная русская деревня. Унылость & бесхозяйствие ©.
На 32-м километре пути встретили дорожную технику — пару грейдеров и еще какую-то маленькую техническую единицу, которые, скорее, портили дорогу, чем делали ее лучше. После этих дорожных работ одна из условных полос движения грунтовой дороги превратилась из твёрдой в мягкую и подвижную, по которой очень плохо катило.

В четвертом часу, на 39-м километре пути, мы сошли с грейдера на укатанную лесную дорожку и встали на обед. А во время нашего «пикника на обочине» дорожная техника прошла в обратном направлении, окончательно угадив нам покрытие.

В 16:40 выдвигаемся с обеда. Катим дальше по вспаханной грейдерами грунтовке. Ехать стало ощутимо хуже, чем до обеда, но можно. Рельеф – качели: хорошие подъёмы, хорошие спуски. Настроение портили проезжающие грузовики и легковушки, после которых дышать было нечем, так как ноздри забивались пылью, и видимость становилась нулевой.

В нескольких километрах перед с. Ивано-Кувалат заметили беседку и подкатили к ней с целью посидеть-отдохнуть. На беседке was detected две деревянные таблички с резным текстом следующего содержания:
— Был ырыу баfанаhы Айза болон анында Ете башкoрт ырыуы вэкилдэренец Рус дэyлэтено уз Ирке менэн Кушылыуы турайыдаfы Карар Кабул итеуенец 450 иыллыfы хормэтенэ 2007 иыллыfы куйылды.
— Семиродовой столб установлен в 2007 году в честь решения о добровольном присоединении семи родов башкир к русскому государству, которое было принято на этой поляне Айда Булун.

Результаты «гуглинга» по этому сабжу здесь.

В 19:17 въезжаем в Ивано-Кувалат. И это уже 62-й километр пути (вот видишь, Лёша, проехали 60 км, а ты сомневался!). На стеле перед посёлком нами была обнаружена совсем новенькая визитка, на которой было написано: «orenvelo.ru – Оренбургский велопортал. Вкатывайся! Триал-Спорт. Мы знаем о велосипедах всё!».

Спустившись в село, набрали воды и пообщались с местным шерифом, который рассказал, что до нас действительно проезжала какая-то велокоманда.
В шести километрах восточнее Ивано-Кувалата в поле гуляли два журавля. Очень красивые птицы и довольно крупные. Еще раз порадовался, что прихватил бинокль.

В 20:16 всё на том же 68-м километре пересекли маленькую речушку по мосту и решили после нее повернуть направо в сторону леса, где были замечены сосновые участки предположительно рядом с водой, и при этом, не заметные с дороги. Я и Миша слезли с велосипедов и отправились на разведку.

И вот в половине девятого мы уже разбиваем лагерь. От дороги отошли через болота, кусты, кочки и ручьи, как примерно и задумывалось. С дороги нас вроде бы не видать, дрова есть, вода есть, более-менее плоское место под палатки тоже есть, что нам еще нужно для счастья? По крайней мере, искать что-то другое получше уже не хотим.

Ужин: костер, безлимитный чай, связь с родиной (SMS/GPRS), фкуснажрать, бухухоль 40’, передача в мире животных, чистое ночное небо с сотнями тысяч/миллионами звёзд.

День четвёртыйУтро на этот раз началось в 7:30. Как обычно по плану — чаинг, сборы, завтрак и прочие утренние мероприятия. С утра начались первые разногласия по поводу дальнейшего маршрута: я, Мишка и Велес выступили за то, чтобы не менять маршрут и идти по заявленному; Пуз за то, чтобы немного сократить, так как двойку мы в любом случае уже сделаем; Денис воздержался. Не исключен экшен типа «срать кирпичами» в течение дня.

В 10:40 лениво снимаемся со стоянки, предварительно потушив костёр (так, по-мужски). Через 10 минут, пройдя 550 м, снова оказываемся на грейдерной грунтовке. Солнце уже начало припекать, ветерка нет, облаков тоже нет. Чувствую, солнце сегодня нас сожжёт заживо.

11:36, 8-й км пути, мы на высоте 706 м над уровнем моря. Впереди нас ждёт чумовой спуск к речке Большой Ик (какое знакомое название).
11:41, 10-й километр пути — 2 километра пролетели за 5 минут, мухой просто, сбросили 90 метров. Сворачиваем вправо в сторону посёлка Надеждинский, до которого по предварительным данным около трёх километров. Пуз сказал, что впереди еще будет спуск. Предвкушаем...

12:10, 13-й км пути, населенный пункт Надеждинский. Пророчества Лёши насчёт спуска так и не подтвердились. Был сплошной тягун, и только перед самым посёлком сбросили ХY метров. Едем к магазину – нужно купить хлеба, да и вообще, пора перекусить.

В поселении есть автобусное сообщение с Зилаиром, школа до 9 класса. У магазина к нам подошла учительница физкультуры с учениками. Туристы в этих краях – событие. Деревня сохраняет своё существование только благодаря лесозаготовкам и натуральному хозяйству. Да, именно тот самый лес везли лесовозы, которые вчера пылили нам всю дорогу. По национальному составу в деревне проживают русские и чуваши. Башкир практически нет.

И тут кое-что произошло: откуда ни возьмись к магазину подруливает мотоциклист на кроссовом мотоцикле SUZUKI, одетый соответствующе своему транспорту. С ним очень хорошо пообщались, поглазели в карты, он рассказал нам о состоянии дорог, о возможных местах ночёвки. Хотя сам он оказался не местным, а аж из Новосибирска. В деревню приехал на машине к матери, мотоцикл привёз в прицепе. В окрестной географии разбирается очень хорошо, дал нам очень много полезной информации, за что ему огромное спасибо.

В 12:40 мы покидаем хутор Надеждинский. Дальше наш путь лежит к деревне Шулька (ударение на последний слог). 12:46, дистанция 16,5 км, поворачиваем налево на Т-образном грунтовом перекрёстке. Катит просто отлично! 13:03, дистанция 19,42 км — еще один лесной перекресток, поворачиваем направо. По пути нас снова догнал новосибирский мотоциклист, и остановился поболтать. В очередной раз Пуза приняли за иностранца: «А он-то у вас — он откуда?» :)

Хочется подчеркнуть, что участок Надеждинский – Шулька обязательно следует включать в нитку маршрута, если планируется побывать в этих краях, и тем более, если передвигаться на двухподвесе. Подъёмы есть, но спуски их стоят — достаточно крутые и очень быстрые.
13:44, 25-й километр пути — деревня Шулька, к которой нас привёл очередной спуск, удалось разогнаться до 51,04 км/ч. Погода по-прежнему отличная.

В самой Шульке центральная улица закатана асфальтом. Эта деревня с башкирским населением, потому очень аккуратная и ухоженная. Есть киоск, мечеть, магазины. На выезде из деревни снова начинается грунтовка.

На выезде из Шульки присели в беседке на перекус (27-й км пути), который благополучно закончился «колбаса-срачем» — ну не понравилась мне колбаса, которую мы ели еще в первый день похода после выезда из Кувандыка. Поругались немного да успокоились, и двинулись дальше.

В половине четвертого, на 41-м км пути около нас остановилась встречная «классика» отечественного автопрома, из которой вышли представители сельского башкирского населения с маленьким ребенком и попросились с нами сфотографироваться, «прямо как с обезьянками на Чёрноморском побережье» (с) Велес. «Только на Черноморском побережье обезьянкам дают 100 р.» (с) Велес

В 15:44, на 45-м километре проехали поворот на деревню Газильбаево. Дорога хорошая, грейдер с мелкой отсыпкой. На 46-м километре въёхали в деревню Первое Иткулово, время - 15:49. Начались более-менее открытые пространства с редкими пролесками, и перед нами предстал ландшафт горной Башкирии – хребты, холмы, в общем, всё замечательно. Проехав немного дальше и обойдя холмик, вошли в 1-е Иткулово с другой стороны (48 километр пути этого дня). Закупились в деревенском магазине хлебом, минералкой и специями. Воды в колонке не оказалось, но местный очень молодой человек на «Форварде» вида Кама-байка проводил нас до дворика, где мы набрали воды во все имеющиеся ёмкости. Вот она, байкерская взаимопомощь!

К половине пятого мы забрались на гору после 1-го Иткулово, чтобы пообедать на вершине и насладиться пейзажами. И еще в кои-то веки после обеда мы поедем вниз, а не попрёмся вверх. Высота — 712 метров над уровнем моря, 50-й километр пути.

В 17:53 срываемся с обеда. Немного поднастроили тормоза у Лёши — гнутый ротор тёрся об колодки и препятствовал накату. Путь пролегал в долине р. Сакмара.

Через час с небольшим, на 60-м километре въехали в Тавлыкаево. Дорога — по-прежнему грейдер, но уже не тот хороший, по которому приятно катилось, а типичная «стиральная доска». То, что ехали на двухподвесах — это уже хорошо, но накат всё-таки по такому покрытию был уже не тот. Этот ужас закончился в 19:47, на 64-м километре пути — «стиральная доска» кончилась, и мы выехали на асфальтовую дорогу.

Да, в этот момент асфальту мы были очень рады. По предварительным расчётам, до озера Талкас нам еще пилить и пилить, а ведь именно там мы запланировали встать на ночлег. Дорога хоть и асфальт, но с тягунами и встречным северо-западным ветром. По пути с нами поравнялись и пообщались сотрудники местной ГосАвтоИнспекции со стандартным «интервью»: откуда? давно ли едем? не устают ли ноги крутить педали каждый день? и т. д. Следует отметить, что сельские (!!) гаишники в Башкирии ездят или на новых автомобилях Ford Focus II, или на Hyundai. Российских машин замечено не было.

20:37, дистанция 69,59 км. Перекусываем круассанами с начинкой. Сворачиваем направо с асфальта на грейдер в сторону озера Талкас. Впереди на горизонте горы, красивые такие. Хребет Ирендык с множественными вершинами. Вроде спуск, едем быстро, проглатываем километр за километром, а горы ближе не становятся. На горизонте маячит хребет Ирендык. По сторонам справа и слева летали косяки журавлей, громко крича и собираясь в один большой клин. Собрались и полетели на северо-запад. Пуз успел насчитать 55-56 журавлей в клине. То еще зрелище. А на Свердловщине журавлей немедленно расстреляли бы, как врагов народа во время Гражданского побоища 1918-1920 годов.

21:22, дистанция 74,53 км (ну или где-то так), дорога привела нас к водохранилищу. Точнее, не к нему, а прямо в него! А выходила на другом берегу. Весело, на карте этого не было, видимо, залили недавно.

Останавливаемся, осматриваемся в бинокль, думаем, что делать. Вспоминаем, что мотоциклист упоминал про водохранилище, говорил, что обходил его справа. Но мы никак не думали, что именно эта дорога упрётся в него. Вставать прямо здесь не вариант – берега заболочены, а чуть дальше от берега пастбища скота и «минные поля». По водоёму плавают лебеди, на горизонте возвышается хребет. Уже темнеет...

Красиво, но нам от этого не легче. Что ж, выбора нет, обходим справа по пастбищу. Кругом полно сушёного гов... простите, помёта скота, на котором при желании можно даже чай вскипятить, как это делают в Монголии, но мы пробовать не стали.

После долгой пешки по выпасу, вышли-таки на полевую дорогу, которая представляла собой две колеи хорошо укатанного чернозёма. Хорошо, что по ней немного ранее двигался автомобиль, иначе бы не заметили. А так же спасибо местному пастуху на лошади, который подсказал где лучше обойти болотце, преградившее нам путь. Дорожка постепенно вывела нас на грейдер на другом берегу водохранилища. Там же замечена табличка «Водохранилище Серек-Куль. На водохранилище Серек-Куль запрещается: мойка машин, ловля рыб и купание». Тем не менее, рыбаки замечены были.
В 22:01 мы уже вышли было на асфальт, но в сторону Талкаса по нему двигаться не стали, а просто пересекли трассу и продолжили путь по грунтовке а восток, в сторону хребта Ирендык. Там ушли с дороги вправо в березовую рощу, где и встали на ночлег в 22:30, практически на грани сумерек и тьмы.

Максимальная высота, набор и сброс высот — не соответствуют действительности — локальный глюк GPS

Продолжение здесь

Читайте также:
Бородатые на Алтае
Памир—2010

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления