E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Учимся разукрашивать автомобиль

Учимся разукрашивать автомобиль

С покраской автомобиля хотя бы раз в жизни приходится сталкиваться любому автовладельцу. Даже небольшое ДТП, в котором «встретились» два автомобиля, приводит к вмятинам, трещинам и царапинам, требующим если не замены детали целиком, то ее покраски. А сколько разочарований бывает с этим связано. То после ремонта окажется, что тон в тон не попадает, а под определенным углом свежепокрашенный бампер отливает другим цветом, предательски выдавая место работы мастера. И не понять, почему это происходит, если не попробовать подобрать краску своими руками. Тонкости профессии колориста на собственном опыте изучала директор по продажам журнала «ГАИ» Ольга Павлова.

Компьютер с человеческим лицом

Если бы автопроизводители для окрашивания своей продукции использовали чистый цвет, например, чистый белый или чистый черный, профессия колориста и вовсе бы не появилась. Но они постоянно экспериментируют, да еще как. Дизайнерские команды, разрабатывающие новую модель автомобиля, «примеряют» к форме кузова десятки различных оттенков, словно шьют новое платье для короля. В результате предпочтение отдается сложным формулам цвета, составленным из многих пигментов. И выезжают на наши дороги сотни красных, белых, серебристых машин, цвет которых неповторим и уникален. С одной стороны, это красиво: автомобильный мир расцвечивается невероятным богатством оттенков. С другой, имеет социальную подоплеку: появляются сотни и тысячи новых рабочих мест, которые занимают колористы, специализирующиеся на подборе краски.

И рекламные проспекты автосервисов и специализированных автомагазинов пестрят предложениями по компьютерному подбору. У неискушенного автолюбителя перед глазами может возникнуть футуристическая картинка самого процесса: снятый с автомобиля лючок помещается в специальную камеру, через определенный фотоэлемент компьютер оценивает цвет лакокрасочного покрытия, высчитывает его формулу, делает подбор компонентов, и из краника в подставленную емкость бежит готовая краска. Оператору надо только задать заказанное клиентом количество лакокрасочного покрытия и рассчитать его стоимость.

Это великое заблуждение. Несмотря на стремительное развитие технологий, ничего подобного нигде в мире, включая Россию, не существует. Сейчас над этим активно работают, сделаны первые шаги. Но до «краника» еще далеко. Итак, в компьютер занесена только база большинства цветов большинства марок автомобилей, которые производились и производятся. Завел в систему марку и модель машины, и она выдаст код краски и ее базовую формулу, в которой перечислены все составляющие. А вот собрать все эти компоненты и создать из них требуемый цвет — это уже задача колориста. Это ему нужно отмерить необходимое количество краски с точностью до десятых грамма, проверить технологию нанесения.

Наличие формулы вовсе не гарантирует, что полученный цвет будет соответствовать цвету вашего автомобиля.

Вот и получается, что найти формулу и смешать по ней необходимое количество разных миксов - так специалисты называют используемые для создания искомого цвета базовые жидкие пигменты - это только начало работы. Самое главное, внести в нее баланс, придающий краске нужный оттенок, обеспечить фактурность и учесть декоративные эффекты, которыми изобилуют современные лакокрасочные покрытия. И тогда колор-код - готовая, занесенная в компьютерную базу лаконичная формула из пяти-семи компонентов - прирастает столбцами цифровых и буквенных обозначений с кодами вводимых уже мастером материалов. И так до тех пор, пока подбираемая краска не будет наилучшим образом соответствовать цвету родной. В работе колориста важно не стопроцентное воспроизведение заводского рецепта, а создание краски, при нанесении которой место ремонта будет незаметно.

Условия приемки

Пока мы слушали пояснения специалистов, у меня просто чесались руки поскорее приступить к работе. Но никуда не денешься, именно с изучения теории начинается первый рабочий день любого претендента на должность специалиста по подбору автоэмалей. Только с более подробного, специализированного и углубленного. Мое обучение и без того шло в ускоренном темпе.

Чтобы понимать, зачем после смешивания краски по стандартной формуле в нее нужно добавлять другие компоненты, подколеровывать, мы сравнили несколько готовых образцов. На первый взгляд они выглядели одинаково серебристо-серыми. Мы поместили их под лампу колориста и начали вертеть и рассматривать под разным углом при включенном дневном свете, имитирующем солнечный. Потом - под красными лампочками. Сначала я ничего не различала, но постепенно глаза привыкали, и стало заметно, что все три образца совсем не одинаковые. Всмотревшись, поняла, что под тем или иным углом - лицом, боком и полубоком, как выражаются колористы - они приобретают три разных оттенка. Один отливал желтизной, другой был почище и уходил в сторону светло-серого, третий казался голубоватым.

Кстати, чтобы освоить профессию колориста, достаточно различать основные цвета. А предпочтение при наборе отдается девушкам, у которых цветоощущение лучше. Как говорит наука, у мужчин после тридцати лет зрение ухудшается, уходит в сторону фиолетового цвета. У женщин ничего подобного не наблюдается. Специальное образование при приеме на работу тоже не требуется. Да и нет в России, по большому счету, специализированных учебных заведений или курсов, где бы готовили узких специалистов по подбору автокраски для современных машин.

Обучение проходит прямо в лаборатории по методу наставничества. На отвлеченные тренировки времени тоже нет - новичок сразу включается в полноценную работу с заказами. Сначала ему доверяют готовить по колор-коду монохромные рецепты красок, которые наносятся однородным слоем. Каждый шаг тщательно контролируется. Когда он освоит последовательность операций, можно переходить ко второму уровню сложности - работе с рецептами типа «металлик», в которые добавляются декоративные составы на основе алюминиевой пудры разной фракции, называемой на профессиональном жаргоне «зерном». Третий уровень сложности - краски, в которых помимо «зерна» присутствуют декоративные эффекты на базе слюды.

Но сложнее всего даже не это. Сложнее всего подбирать краску для старых, многое повидавших на своем веку машин. Автомобилей, которые неоднократно красились, подкрашивались и за несколько десятилетий успели выгореть на солнце. Именно такой рецепт мне и достался.

Попасть в «лючок»

Это был лючок от Mazda 1990 года выпуска. Явно перекрашенный. Было понятно, что по оригинальному колор-коду слить для него единую краску не удастся. Вместе с лючком я получила образец, так называемый «выкрас», который делается мастером во время подбора краски. Это был последний вариант, наиболее близко соответствовавший оригиналу. И это значило, что специалистам удалось-таки подобрать цвет, и краска для работы маляра готова.

Мне предстояло повторить рецепт. Формула после подбора состояла из 21 элемента и напоминала шпионскую шифровку: «588 - 10,0; 546 - 8,2; 505 - 6,6…». За этими цифрами скрывались самые разные цвета миксов - желтый, красный, синий, белый, два оттенка черного и еще много чего другого.

Поставив на весы пластиковую баночку, я начала по каплям отмерять нужное количество каждого цвета. На первых трех привыкала к последовательности операций: снять со стенда банку с нужным кодом краски, открыть задвижку, накапать указанное количество, закрыть крышку, поставить галочку в длинном списке напротив нужного кода, посмотреть следующий, вернуться к стенду, повесить уже ненужную банку, снять следующую - и так двадцать раз. На третьем и пятом этапе я «накосячила», перелив лишние 0,2 г. Это случается и с опытными мастерами. Работа вроде и монотонная, но требующая предельной концентрации и постоянного внимания.

Когда были добавлены 0,1 г последнего 542 микса, передо мной стояла смесь с яркими язычками контрастных цветов. Но как только я начала перемешивать ее металлической малярской линейкой, она стала приобретать однородный бирюзовый цвет.

Мне хотелось посмотреть и на готовый результат, поэтому я напросилась сделать «выкрас».

Трудности перехода

Общаться с техническими устройствами, с помощью которых наносится лакокрасочное покрытие, оказалось куда сложнее, чем смешивать краски. Во-первых, мне никак не удавалось присоединить краскопульт к компрессору. Не хватало ни сил, ни сноровки, чтобы отжать соединительное кольцо. Но я же училась по методу наставничества, моя спокойная и терпеливая учительница взяла кольцо на себя. Разбавив краску растворителем и промыв пистолет, я все той же металлической линейкой отлила немного готовой смеси, надела респиратор и приготовилась к покраске. С этим было еще сложнее. Наверное, сказывался страх все испортить. Сначала я нажимала слишком слабо, и краска не распылялась. Позже, когда начала покрывать поверхность лаком, напротив, передержала на одном месте, где тут же образовался предательский потек.

Все-таки через пару минут я держала в руках готовый образец. По цвету он один в один совпадал с лючком, только оказался немного светлее, бледнее что ли. И дело даже не в лишних 0,2 грамма 503 микса. Вся закавыка - в особенностях нанесения краски из пневматического краскопульта. Дело в том, что у сложных декоративных составов цвет покраски зависит от расстояния и уровня давления, с которого идет распыление краски, от количества слоев и еще от множества моментов, которые и составляют маленькие тайны этой профессии. За полтора часа их не освоить.

В сухом остатке я получила сделанный собственными руками в полном соответствии с технологией «выкрас», представление о том, как работает лаборатория по подбору краски, и самое ценное - признание наставника. Я подкупила Надежду своей тщательностью и скрупулезностью. Она еще не знала, как я умею общаться с клиентами. А это одна из немаловажных составляющих работы колориста. В подборе красок, как и в рекламных продажах, клиент всегда прав. С одним «но»: если соблюдает технологию и закон о печати.

Информация предоставлена журналом «ГАИ».

Читайте также:

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления