E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Железный доктор

Железный доктор

Не поверите, но мы очень сильно переживаем всякий раз, когда отправляемся набираться личного опыта в один из автосервисов. Дадут ли нам реально что-нибудь сделать? Если дадут, справимся ли мы? И всегда перестраховываемся: если позволяют обстоятельства, берем в качестве подопытного материала личные автомобили. Профессию мойщика директор нашего издания осваивал на собственном Jeep Compass, для тонировки мы пригнали редакционный Chevrolet Lanos. Конечно, и свои машины жалко, но с ними хотя бы не так страшно экспериментировать.

А вот знакомиться с достаточно новой для нашего города технологией выправки вмятин без покраски (PDR-технология) пришлось на "чужаке". Мы предлагаем вашему вниманию отчет о том, что освоил и усвоил за несколько часов работы водитель редакции "ГАИ" Олег Тереньтьев.

Кандидатский минимум

Кандидатуру Олега мы выбрали не случайно. Олег — классический водитель советской эпохи. В хорошем смысле слова. Если бы армянское радио спросили, чем водитель времен СССР отличается от современного автовладельца, армянское радио, не задумываясь, ответило бы — раньше были водители, теперь их сменили «управленцы». Современные автолюбители умеют управлять, но не управляться с машиной. На любой случай жизни сейчас есть специализированные сервисы и специально обученные люди. Так вот Олег — из прошлой эпохи. Он не просто отлично водит и знает устройство автомобиля. У него, что называется, руки растут из нужного места. Это как раз тот минимум, который необходим для работы по выправке вмятин. Наш водитель слышит любые постукивания и посвистывания и по звуку может определить, что не в порядке. В своем Lanos он самостоятельно делает практически все: меняет лампочки, предохранители, распредвал. Его не страшно подпускать к машине.

Но пускать его сразу к чужому автомобилю никто не собирался. В компании, куда мы приехали проводить очередной сеанс обучения, к нашему визиту хорошо подготовились. Первым делом подвели к инструментальному стенду, на котором висели железные клюшки различной формы и длины, напоминавшие средневековые орудия для пыток. Если добавить к ним так называемый минилифтер с клеевыми клипсами, пластиковые карандаш и молоток и специальную лампу — это все, что требуется для выправки вмятин. Никаких тебе дополнительных расходных материалов — только руки, глаза и нечеловеческое терпение мастера.

Специально для нас все-таки подготовили еще один дополнительный элемент — дверь от отечественного автомобиля. За этим "тренажером" и провел все отведенное на обучение время наш водитель.

Схематичный подход

Первым делом на двери-тренажере появился лист бумаги А4 формата. С простым карандашом в руке Алексей, мастер по выправке вмятин с 2-летним стажем, начал схематично объяснять, как происходит процесс перевода вмятины в ровную поверхность.

Во-первых, вмятины не выстукиваются, как мы первоначально думали, а выдавливаются теми самыми клюшками. Если нажать слишком сильно, может произойти разрыв краски. Кроме того, вмятины имеют неровную поверхность, с которой клюшка легко соскальзывает, если при работе у мастера нет достаточной опоры. Это тоже может привести к браку.

Но пока в теории все выглядело элементарно: сначала нужно найти центр вмятины и надавить в это место клюшкой. Продавив центр, вместо одной большой вмятины должны получить две поменьше. Затем находим середину каждой из них и опять надавливаем. И так далее, до тех пор, пока вся вмятина "не выйдет" наружу. Если не попасть точно в центр, может сложиться непоправимая ситуация, когда уже ничего нельзя будет исправить - металл "складывается домиком", и в то место, где он сложился, практически невозможно попасть. А это значит, что идеально выправить не удастся.

На бумаге вогнутая линия постепенно переходила от "крупной волны" к "мелкой ряби", все больше приближаясь к ровной глади. Но когда от теории мы перешли к практике, все оказалось непросто. Точнее, даже как-то слишком сложно. Уже прямо на двери Алексей нарисовал новую схему: несколько кружков, имитирующих все те же вмятины. Задача состояла в том, чтобы с обратной стороны двери концом клюшки на ощупь надавить точно в середину кружка.

Выставили свет. На лампе нанесена специальная линия, чтобы удобнее было разглядывать изгибы вмятины. Опытному мастеру она позволяет увидеть, где и как из-за повреждения изменилась форма детали, и надавливать в нужную точку. По светотени он определяет, правильно ли работает, и видит, как выходит вмятина. А неопытному не дает ничего.

Из шести кружков Олегу удалось попасть в центр только одного, да и то весьма приблизительно. Особенно туго дело пошло после того, как конец клюшки обмотали специальной изолентой. Как объяснил Алексей, более острые вмятины делаются острым концом, для более тупых, пологих конец клюшки обматывается изолентой. С первыми довольно часто обращаются водители автомобилей, в которые на трассе попал камень. Типичной причиной вторых становятся следы от града или от неосторожно открытой двери рядом припарковавшегося водителя.

Но вины Олега в этом не было — научиться выправке за час и даже за месяц не удавалось еще никому. Наш наставник потратил полгода, прежде чем сделал свою первую машину и начал зарабатывать деньги. И это еще приличный результат.

Усвоенные уроки

Первый урок закончился. Потратив минут сорок на то, чтобы в центре воображаемых вмятин выдавить бугорки, наш водитель узнал, что теперь ему предстоит их ликвидировать. Дело в том, что вмятина — это не только впадина на поверхности машины. Вы видели, как падают капли в лужу? В центре образуется углубление, а вокруг по периметру вода выдавливается наружу. Примерно по такому же принципу образуются и вмятины: часть металла уходит внутрь, а часть — наружу. И если внимательно присмотреться, то вокруг вмятины часто образуется своеобразный ореол из выдавленного наружу металла. Вот его-то мастера и осаживают, застукивают при помощи карандаша и молоточка. Иногда процесс выправки этим не заканчивается, а только начинается — все зависит от особенностей и характера вмятины. Уже при застукивании ореола, даже без применения клюшки для выдавливания, вмятина начинает выходить. Бывает такое, правда, крайне редко. Чаще всего приходится совмещать обе операции, часами то надавливая железными клюшками изнутри, то долбя пластиковым молоточком снаружи.

Застукивать сделанные бугорки оказалось немного легче. Хотя и тут возникли свои нюансы. Когда выстукиваешь бугорок или шишку, нужно одновременно наблюдать и за верхушкой карандаша, по которой молотишь, и за его основанием, чтобы попадать по бугорку, а не по ровной поверхности. Кстати, следов от карандаша практически не остается — только мелкая пыль и разводы от пластика. Они убираются путем обычной механической полировки лакокрасочного покрытия, которая является обязательной и бесплатной процедурой при безпокрасочной выправке вмятин.

Процесс обучения осложнялся еще и тем, что для тренировок Олегу досталась дверь отечественного автомобиля. Металл на отечественных авто, как, кстати, и на немецких, достаточно жесткий, выдавливать и выстукивать его сложнее, чем на японских. Изделия отечественного автопрома в работу принимаются реже. И дело тут даже не в металле. По опыту мастера знают, что качество краски не позволяет со стопроцентной гарантией выправлять вмятины на наших ВАЗах и ГАЗах. При надавливании на металл с внутренней стороны лакокрасочное покрытие легко лопается, трескается или отслаивается даже на машинах, только что сошедших с конвейера. По этому показателю к отечественным авто приравниваются и бюджетные иномарки, собираемые в России. Тот же Chevrolet Lanos или, например, Renault Logan. При их производстве экономят на всем — на комплектации, шумоизоляции, металле, а также качестве покраски. По той же причине без особой охоты берутся мастера править вмятины и у любой иномарки старше 15 лет.

А вот собираемые в России иномарки более высокого класса нареканий не вызывают. Может, сборка у них и страдает, но при выправке вмятин она не важна. А лакокрасочное покрытие у них эластичное и качественное, что позволяет применять данную технологию.

Замести следы

Наконец, подготовка закончилась, и в бокс загнали автомобиль клиента. На правом крыле серебристого BMW X5 явно выделялась вытянутая диагональная полоска. Когда установили свет, вокруг нее стал хорошо различим и ореол из выдавленного металла.

Теперь надо было понять, как лучше к ней подобраться — из-под капота или из-под крыла. Дотянуться клюшкой до вмятины на передних крыльях обычно не представляет труда. Куда сложнее, если вмятины появились на заднем крыле. Иногда мастерам даже приходится сверлить специальные технологические отверстия, чтобы сквозь них достать клюшкой нужное место. После выправки они закрываются заглушкой. А еще им приходится снимать обшивку, если вмятины появились на крыше. И бывает, что на сборку-разборку уходит больше времени, чем на саму выправку. Но это того стоит. Не говоря уже о сэкономленном автолюбителем времени, сохраняется целостность лакокрасочного покрытия: перекрашенная крыша при продаже машины вызывает особое недоверие у покупателей. И попробуй докажи, что перекрашивать ее пришлось из-за упавшей сверху ветки, а не потому что автомобиль попал в аварию и перевернулся. Все боятся "перевертышей".

Не возьмутся мастера только за вмятины на порогах. Там и доступа для инструмента нет, да и большая толщина металла делает выправление невозможным.

В нашем случае, отогнув защиту колесной арки, можно было приступать к работе. В боксе разносился монотонный стук молоточка. Это Алексей начал застукивать ореол. Он даже предложил попробовать свои силы уже в реальном деле Олегу. Но после тренировок на двери-тренажере тот понимал, что слишком велик риск сделать что-нибудь непоправимое. Или даже поправимое, но на исправление чего уйдет уйма лишнего времени. А время — деньги. Примерно так формируется цена на выправку вмятины без покраски. Обычно ликвидация вмятины величиной с монету обходится автовладельцу примерно в тысячу рублей. Но цена зависит не только от величины повреждения, но и от потраченного мастером времени, которое напрямую определяется сложностью работы.

Остановил ученика еще один нюанс. Выправка вмятин на автомобилях, в которых при покраске применен эффект "металлика" или "ксералика", требует особой осторожности. Введенные в состав краски натуральные или искусственно выращенные кристаллики при неаккуратном надавливании могут сместиться. Вмятина восстановится, поверхность машины станет идеально ровной. Но если тщательно присмотреться, в этом месте будут заметны следы от работы.

С другой стороны, для владельцев автомобилей со сложными цветами выправка вмятин без покраски, если позволяет повреждение, порой оказывается безальтернативной. Зачастую маляры вообще не хотят браться за покраску, например, жемчужно-перламутровых автомобилей. Попасть в такой цвет практически нереально. И применение PDR-технологии в этом случае — единственная возможность остаться при своем цвете.

Это все мы слушали под мерный стук молоточка в руках Алексея. За полтора часа от вмятины на крыле "немца" не осталось и следа. Постарался бесследно исчезнуть из сервиса и наш водитель: уж слишком кропотливой и невероятно сложной в освоении оказалась эта профессия.

Журнал "ГАИ".

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления