E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

облачно, без осадков

ощущается как 0

4 м/c,

зап.

733мм 36%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Мой дом Полезные статьи Холодные "напитки"

Холодные "напитки"

Зима всегда ставит перед автомобилистами массу вопросов. Для владельцев автомобилей с дизельным двигателем эти вопросы сложнее еще и потому, что решать их предстоит русской зимой. В чем физика процесса эксплуатации дизеля и зачем нужна химия, пытался разобраться Виктор Тихонов, журнал «ГАИ».

Сивуха для двигателя

Когда-то очень давно, когда автор этих строк еще учился водить автомобиль, ему довелось выслушать популярную лекцию в исполнении соседа по гаражу, владельца автомобиля «Запорожец». Сосед рассказывал про виды топлива. «Вот представь самогонный аппарат. Внутри кипит брага. Первое, что закапает из змеевика, будет первач, чистый и крепкий. А теперь представь, что у тебя кипит нефть. Сначала тоже начнет капать «первач» — высокооктановый бензин, А-93. Спустя, к примеру, час, закапает уже жидкость градусом послабее, позапашистее. В переводе на горючее — А-76. А вот то, что пойдет напоследок, приличные люди уже не пьют: масла, остатки брожения, токсины, словом — сивуха. В переводе на автомобильный язык — солярка», — привел собственную аналогию крекинга нефти гаражный эксперт. Ему удалось создать наглядную картинку, согласно которой солярку в современных условиях идеальным топливом назовешь едва ли.

Впрочем, на рубеже XIX и XX веков с этим утверждением долго бы спорил Альфред Дизель. Тем более что он сумел решить остро стоящую тогда проблему карбюрации бензина, вовсе избавившись от нее в двигателе собственной конструкции.

Время расставило все по своим местам. Применение нашлось как менее производительным и прожорливым бензиновым двигателям, так и более тяговитым, но дорогим и сложным дизелям. Впрочем, сохранились и проблемы, главная из которых — «продовольственная».

Строгая диета

Надо признать, что эта проблема для дизельных двигателей существует, похоже, только в России. Зачастую никудышное качество дизтоплива, помноженное на мороз и разгильдяйство продавцов, приводят к тому, что приличные производители не рискуют поставлять нам свои автомобили с дизелями. Не хотят, понятное дело, портить впечатление потребителей. Ведь даже в качественном топливе — что в бензине, что в солярке — могут быть вредные для работы движка составляющие. В бензине это, главным образом, вода. Она скапливается в виде конденсата в бензобаке, откуда и попадает в топливную систему и двигатель. В дизтопливе — парафины (та самая сивуха, помните?), то есть тяжелые углеводороды, которые при низких температурах начинают кристаллизоваться, загущая горючее с каждым градусом ниже нуля — до его полного застывания в топливных магистралях.

Исходя из этой особенности дизтоплива, можно выделить три критерия его качества: температура помутнения (первый признак замерзания), температура предельной фильтруемости (второй признак) и температура застывания (до состояния желе). Чем они ниже в зимних условиях, тем выше качество топлива. Повысить качество, если объяснять на пальцах, можно двумя способами. Первый, он же самый дорогой, устранив тяжелые фракции нефти — упомянутые парафины и их «родственников». Так в идеале получают авиационный керосин. Второй способ — добавив в дизтопливо присадки, которые не позволяют ему в мороз замерзнуть в топливном баке, в многочисленных трубках и фильтрах. С последним как раз чаще всего и сталкиваются автомобилисты.

Точные рецепты «приготовления» дизельного топлива прописаны в двух документах: в советском ГОСТе 305-82 1982 года и российском ГОСТе образца 2005 года. Их строгое соблюдение, в принципе, гарантирует производство трех видов дизтоплива — летнего, зимнего и арктического. С первым все понятно — это марка «Л», которая может применяться при температуре окружающей среды выше 0С, в наших широтах — по большей части, летом, ранней осенью и совсем поздней весной. По ГОСТу, значения температур помутнения и фильтруемости летнего дизтоплива не должны быть выше –5С, а застывания –10С. Зимнее топливо — марка «З» — выдерживает температуру до –20С и застывает при температуре ниже –35С. Наконец, «арктическое» — марка «А» — это дизтопливо с температурой использования до –50С. Температура его помутнения должна быть не ниже –35С, фильтруемости –45С, а застывания –55С. Такое дизельное топливо обозначается как А-0,2.

Критерий истины

Но ГОСТы — это лишь теория, которая вдребезги разбивается о неказистую отечественную практику. Причем чаще всего это происходит в межсезонье, и может случиться на самой испытанной заправке. Но еще чаще — на «случайных» АЗС.

Примерно так описывают свои ощущения владельцы дизельных авто на профильных автофорумах: «Заправился вечером, когда был «ноль», проснулся утром — уже минус 10. Все утро «радуюсь» возле машины». Это в переводе на безматерный. И означает то, что заправили бедолагу летним топливом, даже не предупредив об этом.

Чтобы минимизировать межсезонные риски и были придуманы добавки в дизельное топливо. Точнее, придумали их продавать отдельно от солярки. Принцип их действия вкратце выглядит так: специальный состав на молекулярном уровне не дает кристаллизироваться парафинам, повышая показатель фильтруемости. После применения присадки на «выходе» (из топливного бака) можно из марки «Л» получить марку «З».

Имеющаяся в продаже присадка-антигель препятствует замерзанию топлива в топливопроводе и не дает закупориться фильтрам тонкой очистки. Кроме того эта присадка «рассеивает» воду из топлива. Нередко присадки продаются сразу «пакетами» — с несколькими функциональными возможностями. Например, часто можно увидеть присадку, которая называется «Дизельный антигель с кондиционером» (diesel antigel & conditioner). Это означает, что в ней присутствует специальная добавка, очищающая фильтры и топливную систему. Бывают и универсальные присадки (diesel fuel treatment), включающие еще более широкий пакет возможностей. Они препятствуют превращению топлива в гель, поддерживают в чистоте форсунки двигателя, улучшают пуск двигателя в холодную погоду, снижают дымность, обеспечивают сепарацию воды.

Советы идеалиста и реалиста

Правила дорожного движения написаны кровью — это общеизвестно. Правила, обеспечивающие сохранность дизеля и его топливной аппаратуры, пишут кто как: кто — на квитанциях автоэвакуаторщикам и сервисменам, кто — паяльной лампой, отогревая замерзшую солярку в баке, трубках и фильтрах. Эксперты рекомендуют проводить в межсезонье профилактику двигателя - прочистить бензобак, заменить все топливные фильтры. Дополнительного внимания от своего хозяина потребует двигатель Common Rail — этот тип дизеля сегодня получает все большее распространение. Весьма сложный и привередливый к качеству топлива, он требует особого ухода. И, если таковой получает (вкупе с качественным «питанием»), то присадки ему не нужны. Больше того — вредны: добавки извне «сушат» горючее, что оказывает негативное влияние на трущиеся детали, например, плунжерные пары в топливном насосе.

Впрочем, имеется и другое мнение: присадки помогают выйти из безвыходной, казалось бы, ситуации. При этом, если нет желания связываться с автохимией, можно использовать вышеупомянутый керосин. Этим горючим, не застывающим в морозы, можно развести подозрительную солярку, подняв при этом ее цетановое число. Допустимая пропорция, говорят, доходит до 20% от имеющегося в баке топлива. А еще можно снять сеточку с топливоприемника. В нормальных условиях эксплуатации она выполняет функции фильтра грубой очистки топлива, но зимой может стать лишней преградой для прохождения горючего.

Полезные советы

– Возьмите за правило читать инструкции антигелей и документы на бензоколонке, сопровождающие горючее. Но и не доверяйте им сильно.
– Когда ударил мороз, поздно надеяться на антигель: в горючем «киселе» он может не сработать. Так что пусть будет в баке заранее.
– Старайтесь заправляться после большого грузовика. Если в солярке на АЗС и есть парафин, то пусть он весь уйдет в бак ему, а не вам.
– Не забывайте про подземные парковки торговых центров. Злоупотребляйте гостеприимством, поскольку именно там лучше всего залить в теплый бензобак теплый антигель.
– Постарайтесь проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива. Сбой этого параметра может сильно затруднить запуск холодного дизеля.

Материал подготовлен журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления