E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

пасмурно, дождь

ощущается как 0

2 м/c,

вос.

725мм 92%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Мой дом Полезные статьи Homo eclecticus на «перекрестке эпох»

Homo eclecticus на «перекрестке эпох»

20 июня Екатеринбургский музей изобразительных искусств в сотрудничестве с Омским областным музеем изобразительных искусств имени М. А. Врубеля представил новую выставку под символичным названием «На перекрестке эпох. Русская графика конца XIX–начала XX века». Символичным потому, что и мы с вами живем сейчас «на рубеже» и, значит, тоже находимся на некоем перекрестке времен. Не всем доводится ощутить это не поддающееся точному определению состояние переходности и неясного предчувствия перемен. И тем интереснее и заманчивее откликнуться на предложение ЕМИИ оглянуться назад и ближе познакомиться с людьми, которые тоже очутились на «перекрестке», причем с людьми талантливыми, незаурядными, разносторонними.

С первого взгляда выставка поражает разнообразием представленных работ. И не только в количественном отношении, хотя здесь, конечно, надо отдать организаторам должное — в залах музея представлено 120 произведений 47 (!) замечательных русских художников: Валентина Серова, Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Александра Бенуа, Льва Бакста, Мстислава Добужинского, Евгения Лансере, Александра Головина, Филиппа Малявина, Николая Рериха, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой и т. д.

Поразительно здесь другое — многоголосье техник: акварели, пастели, рисунка, печатной графики; яркая мозаика тем и мотивов, пестрота мыслей и чувств, сконцентрированная на сравнительно небольшом пространстве зала. Взрывоопасная смесь академизма и модернизма, импрессионизма, реализма, символизма, авангарда. Эклектичность мироощущений. Калейдоскоп творческих «Я». Все это увлекает сразу же — с первой минуты — и не отпускает до тех пор, пока не познакомишься с каждым художником, с каждой его работой.

Оглушенная этой художественной полифонией, я какое-то время просто блуждала по выставке и предавалась философским размышлениям о многогранности человеческой личности. Но потом совершенно неожиданно для себя наткнулась на просто уникальные, с моей точки зрения, акварели — три работы Максимилиана Волошина, предоставленные Омским музеем. Прозрачный, легкий, воздушный, с тонкими цветовыми переходами — на них был запечатлен Коктебель. А что же еще это могло быть, как не дорогой сердцу Волошина уголок Крыма? Сразу вспомнилось, что где-то читала о том, что якобы «Коктебель» в переводе с крымско-татарского означает «край голубых гор». Правда ли это? Возможно, и нет. Хотя, глядя на представшие передо мной акварели, мне очень захотелось поверить в такую поэтичную трактовку. Да если это даже и легенда, зато как красиво! Потом в памяти всплыли волошинские строки:

… Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и мреющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.
Моей мечтой с тех пор напоены
Предгорий героические сны
И Коктебеля каменная грива;
Его полынь хмельна моей тоской,
Мой стих поет в волнах его прилива,
И на скале, замкнувшей зыбь залива,
Судьбой и ветрами изваян профиль мой…

Красиво, не правда ли?..

Вспомнив все это, я углубилась в чтение информации о поэте-художнике, любезно размещенной под его работами. Путешествия по Европе, Луврская школа музееведения, Париж, Санкт-Петербург, Коктебель, общение с большими мастерами литературы и живописи — все это сформировало удивительный, ни с чем не сравнимый, многогранный талант Волошина. Воистину это был человек «эпохи Ренессанса», Homo eclecticus, способный охватить очень большой круг переживаний, чувств, знаний и свести их к одному гармоническому целому. Мы все знаем его, в первую очередь, как замечательного поэта, профессионального переводчика, художественного и литературного критика. Однако благодаря выставке в ЕМИИ, мы имеем уникальную возможность познакомиться с Максимилианом Волошиным как с художником — незаурядным и самобытным. Можем представить, как в своем доме на берегу залива, в просторной и светлой мастерской он писал свою «Коктебельскую сюиту», в которую вошли акварели с поэтическими подписями: «В шафранных сумерках лиловые холмы», «Твой влажный свет и матовые тени дают камням оттенок бирюзы», «Тонко вырезаны дали, смыты светом облака»… отражающими не столько реальный пейзаж, сколько настроение, вызванное им. Возможно, после работы в мастерской он поднимался на вышку для астрономических наблюдений и любовался неповторимой красотой южного звездного неба, а может, шел в библиотеку, брал с полки книгу из своей богатейшей коллекции и погружался в мир литературы или истории. Кто знает?.. Все могло быть…

Переполненная возвышенными мыслями, я, наконец, перешла на другую сторону зала. И что вы думаете? Увидела картину «Семейный портрет» Леонида Пастернака, отца знаменитого поэта! Я поискала на портрете маленького Борю, но, увы! на нем оказались запечатлены только жена и дочери художника. Мне стало немного обидно за будущего лауреата Нобелевской премии, но в то же время любопытство взяло верх, и я решила прочитать комментарий под картиной. (Уверяю вас – это преинтереснейшее занятие: внимательно изучать подписи и информацию о произведениях искусства. Всегда можно открыть для себя что-то новое!) И представьте себе — передо мной оказался еще один Homo eclecticus! Сколько же их здесь еще можно встретить? — подумала я, осматриваясь вокруг. — Догадываюсь, что немало. :-)

Выяснилось, что Леонид Пастернак был не только прекрасным портретистом, но также работал в журнальной и книжной графике. Он создал собственную рисовальную школу — первую частную рисовальную школу в России, много преподавал. Был членом Петербургской Академии художеств. Сделал замечательные иллюстрации к роману «Воскресенье» Л. Н. Толстого, с которым был хорошо знаком и о котором впоследствии написал вспоминания. Невероятно талантливый художник и разносторонний человек, он в сознании большинства из нас всегда находился в тени своего гениального сына. Однако выставка ЕМИИ и здесь смогла восстановить историческую справедливость и познакомить нас пусть и с одной его графической работой, но зато очень теплой и домашней, вызывающей ощущение уюта и покоя и дающей представление о той любви и согласии, которые царили в семье Пастернака. Не будь этой гармонии, кто знает — как сложился бы творческий путь Бориса Леонидовича…

Вот какие случайные и неслучайные мысли вызвала выставка «На перекрестке эпох» Екатеринбургского музея изобразительных искусств. И в этом ее значимость и ценность. А скольких еще Homo eclecticus можно повстречать в этих залах…

Выходя из музея, я подумала: что, интересно, смогут сказать о художниках рубежа XX-XXI вв. их потомки? Будут ли вспоминать о них с такой же любовью и восхищением, как об их предшественниках, переживших бурную эпоху начала XX века? Кажется, это хороший повод зайти на на Воеводина, 5 и ближе познакомиться с собранием отечественного искусства 1990-2000-х гг. ЕМИИ. Согласны? :-)

Фото репродукций: сайт ЕМИИ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления