E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

облачно, сильный дождь

ощущается как +2

2 м/c,

зап.

730мм 85%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,31
EUR 98,47
Реклама
Мой дом Полезные статьи Страшное ДТП и никакой ответственности

Страшное ДТП и никакой ответственности

Потеря контроля над автомобилем может стать как причиной, так и следствием наезда на препятствие. И в том, и в другом случае последствия происшествия весьма тяжелые. А вот ответственности — практически никакой. Немалую роль в этом играют и особенности российского законодательства. В его прошлом и настоящем разбирался журнал «ГАИ».

Итак, одной из причин наезда на препятствие довольно часто становится потеря управляемости автомобиля в результате серьезной технической неполадки, возникшей непосредственно в процессе движения. Если это подтвердит автотехническая экспертиза, которая сейчас (в случае гибели людей или нанесения тяжкого вреда здоровью) назначается в обязательном порядке, то водитель освобождается от ответственности. Это и понятно: если авария произошла из-за того, что водитель на приличной скорости пробил новенькое колесо или у него, к примеру, полетела «шаровая», его вины в дорожно-транспортном происшествии нет. Ведь до начала движения машина находилась в надлежащем состоянии, а на дороге с любым может произойти все что угодно.

Сегодня мы рассмотрим другой типичный случай. Это ДТП, при котором причиной является наезд на препятствие, а следствием — потеря управляемости и следующее за этим столкновение с другими транспортными средствами. Именно это и произошло с автомобилем Volkswagen Touareg на автодороге Арамиль — Кольцово.

Надо сказать, что эта дорога в районе аэропорта с незапамятных времен привлекает десятки и сотни екатеринбургских романтиков: сюда любят приезжать влюбленные пары, чтобы посмотреть на лайнеры, приземляющиеся или взлетающие из Кольцово. Однако есть у этих мест и другая, дурная слава: если поднять статистику ГИБДД, то за долгие годы здесь произошли десятки аварий, и без преувеличения каждый километр тут полит кровью.

Вот по этой-то дороге декабрьским вечером водитель Touareg направлялся по своим делам в Арамиль. В районе 9-го километра в свете фар он заметил, что на проезжей части на его полосе для движения лежит какой-то предмет — то ли камень, то ли кирпич. И хотя скорость была примерно 60–70 км/ч, ему не хватило двадцати метров, чтобы затормозить. Автолюбитель почувствовал удар левого переднего колеса, после чего машину резко бросило влево на полосу встречного движения, где и произошло столкновение сразу с тремя двигавшимися друг за другом автомобилями.

Первой шла Honda Integra. Женщина-водитель заметила вылетающий навстречу кроссовер, приняла вправо, чтобы уйти от лобового столкновения, но полностью избежать аварии ей не удалось. Правда, и она, и ее пассажир остались целы и невредимы, отделавшись ушибами. Следом двигался ВАЗ-2110. Отечественному авто не повезло больше других: его водитель получил травмы, несовместимые с жизнью, и через несколько часов скончался в 36 горбольнице, куда его доставила Скорая помощь. Последней шла Honda Partner с двумя пассажирами на борту. Буквально за пару мгновений до столкновения ее водитель успел отметить, что двигавшийся на расстоянии 15–20 м впереди ВАЗ вдруг исчез в темноте, а на него боком летит Touareg. Он попытался затормозить, но было поздно. Как позже установит судмедэксперт, здоровью одного из пассажиров «Хонды» был нанесен вред средней тяжести, остальные, как говорится, отделались испугом и незначительными травмами.

Что грозит автолюбителю, ставшему виновником аварии, в которой погиб человек? Уголовное наказание по ч.3 статьи 264 УК РФ («Нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека»). Однако только в том случае, когда следствие установит, что виновником действительно является автолюбитель. В данном же случае водитель Touareg изначально утверждал, что виной всему был камень на дороге, а причиной аварии — наезд на него. Косвенно это подтверждали и другие участники ДТП: водители двух «Хонд» объясняли, что машину со встречки «выносило» на их полосу. Т. е. сидевший за рулем «Туарега» выехал на встречную полосу не для того, чтобы объехать препятствие. Нет, по их ощущениям, потерявшую управление машину сносило.

Естественно, кроссовер как возможное средство совершения преступления был помещен на штрафстоянку. Было назначено комплексное автотехническое исследование, включающее трасологическое исследование и исследование транспортного средства. Левое колесо, в которое, по словам водителя, пришелся удар, изъяли для тщательного изучения.

Согласно справке специалиста экспертно-криминалистического центра, на момент осмотра ходовая часть, рулевое управление и тормозная система Volkswagen Touareg находились в неисправном состоянии. Но экспертом было установлено, что эти неисправности возникли вследствие «воздействия нагрузок неэксплуатационного характера, наиболее вероятно имевших место в процессе дорожно-транспортного происшествия». При исследовании левого переднего колеса также было установлено, что причиной разрушения диска являлось «воздействие на него ударной нагрузки неэксплуатационного характера с усилием, превышающим предел прочности материала, из которого он изготовлен, и наиболее вероятно имевшее место в процессе ДТП». Т. е. подтверждался факт наезда колеса на предмет. А наличие во внутренней полости шины частиц резины стружкообразной формы, образованных в результате деформации диска, давало основание сделать вывод, что данное колесо какое-то время продолжало двигаться уже в разгерметизированном состоянии. Мгновенная разгерметизация колеса на скорости как раз и приводит к резкому изменению направления движения автомобиля с последующим заносом и выездом на полосу для встречного движения.

Ну а трасологическое исследование дало ответ на вопрос, располагал ли водитель технической возможностью предотвратить наезд на препятствие, применив экстренное торможение, как того требуют Правила. Нет, не располагал, учитывая маленькое расстояние до препятствия, темное время суток и недостаточную видимость. Таким образом, водитель Volkswagen Touareg был полностью оправдан, и в возбуждении уголовного дела было отказано.

Комментарий специалиста

Анна Соколова, майор полиции, старший инспектор по исполнению административного законодательства и розыску полка ДПС ГИБДД УМВД России по г. Екатеринбургу:

— Все доказательства в этом деле в совокупности дополнили друг друга и позволили сделать вывод, что причиной ДТП явилось повреждение левого колеса Volkswagen Touareg вследствие наезда на препятствие. Каких-либо обстоятельств, опровергающих данный довод, в процессе ведения дела не выявлено. Поэтому в возбуждении уголовного дела в отношении водителя Volkswagen Touareg отказано.

Но был в этом деле еще один интересный нюанс. При столкновении водитель «Туарега», как и другие участники аварии, получил телесные повреждения, с которыми и был доставлен в 36 горбольницу. А там в его крови обнаружили алкоголь. Как вы знаете, сейчас состояние опьянения является отягчающим обстоятельством при ДТП. Ч. 4 статьи 264 УК РФ за нарушение Правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, лицом, находящимся в состоянии опьянения, предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Но эта авария произошла в 2009 году, когда соответствующие поправки в УК РФ еще не были внесены, поэтому уголовная ответственность за это не была предусмотрена. Зато существовала административная ответственность. Но водитель Volkswagen Touareg даже административное наказание не понес.

Дело в том, что в четырех екатеринбургских травматологических больницах, куда доставляются после ДТП пострадавшие, отсутствуют наркологические кабинеты. А при составлении административного материала за управление в состоянии опьянения обязательно должно быть заключение врача-нарколога. Пока водитель находится на лечении, мы не имеем права отправлять его в наркологический кабинет. А выписавшись из больницы, он на 10 или 11 дней отбыл в командировку. Мы ездили к нему на работу, где подтвердили его командировку — в материале дела имеется соответствующая справка. Выезжали и по месту жительства, опрашивали супругу, которая подтвердила, что муж находится в командировке. А когда он вернулся — срок привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, который по закону составляет 2 месяца, истек. Т. е. по истечении срока давности водитель избежал даже ответственности за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Последнее, о чем хочется сказать — о компенсации ущерба. Если водитель, инициировавший ДТП, признан невиновным, обычная практика следующая. После расследования пострадавшие в ДТП получают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, после чего в порядке гражданского судопроизводства обращаются в суд, чтобы потребовать с водителя компенсацию морального и материального ущерба. Но до этого дело не дошло. Водитель Volkswagen Touareg оказался порядочным человеком и нашел средства, чтобы добровольно возместить ущерб всем пострадавшим.

Материал подготовлен журналом «ГАИ».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления