E1
Погода

Сейчас+5°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+5°

пасмурно, сильный дождь

ощущается как +1

4 м/c,

ю-в.

726мм 92%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,59
EUR 99,79
Реклама
Происшествия Авиакатастрофы на Урале истории Солдаты, опоздавшие на рейс, закатили пьянку. Как в Свердловске произошла крупнейшая авиакатастрофа в СССР

Солдаты, опоздавшие на рейс, закатили пьянку. Как в Свердловске произошла крупнейшая авиакатастрофа в СССР

В 1967 году после вылета из Кольцово разбился пассажирский Ил-18

Ил-18 разбился практически сразу после взлета

Вечером 16 ноября 1967 года из аэропорта Кольцово вылетел Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот», рейс № 2230 направлялся в Ташкент. Через несколько минут после взлета самолет рухнул в поле в трех километрах от торца полосы. Погибли все 107 человек, находившихся на борту: 99 пассажиров и 8 членов экипажа. На тот момент авиакатастрофа Ил-18 в Свердловске стала крупнейшей в СССР. Рассказываем ее историю.

«Мать пыталась хоть что-то найти от своей дочери»

Уральцу Виталию Сырову в 1967 году было десять лет. Он жил на Химмаше и часто видел взлетающие из Кольцово самолеты (совсем маленьким оказался и свидетель аварийной посадки Ту-104 на берег Нижне-Исетского пруда). Падения Ил-18 (а это произошло в десятом часу вечера) Виталий не наблюдал, но слышал о случившемся от солдата воинской части, располагавшейся на улице Черняховского.

— У меня был знакомый солдатик, сержант, и он рассказал, что несколько ребят из Ташкента опоздали на тот самолет. Это был ноябрь, дембель, они должны были лететь домой. Погода стояла очень хорошая, октябрь и ноябрь выдались из ряда вон выходящие по теплу. До аэропорта максимум километров пять идти, и солдаты пошли пешком. Но по какой-то причине опоздали.

«Скорее всего, когда они пришли в Кольцово, самолет уже разбился»

Сержант рассказывал, что эти ребята вернулись в часть и через день такую пьянку закатили — видимо, до них дошла информация о катастрофе. В те годы так быстро слухи не распространялись, скрывали. Но тут же рядом всё, как-то узнали, — вспоминает Виталий Сыров.

Такой самолет разбился в Свердловске

Еще одну историю об этой авиакатастрофе ему рассказала мама. Дочь ее сослуживицы работала бортпроводницей и находилась в так называемом подменном фонде — заменяла коллег, если те по каким-то причинам не могли отправиться в рейс. В тот день девушку вызвали на работу.

— Когда коллега моей мамы узнала, что самолет разбился, она чуть ли не с ума сошла. Вплоть до того, что прорывалась на место катастрофы, что-то пыталась от дочери своей найти. Она просилась в отпуск, но начальник сказал: нет, ей лучше быть в коллективе, хоть как-то отвлекаться, — говорит Виталий.

Салон Ил-18
Кабина пилотов Ил-18

Что случилось в небе

К моменту авиакатастрофы в Свердловске Ил-18 налетал 5326 часов и совершил 2111 посадок. Самолету было три с половиной года, он находился в распоряжении 1-го Свердловского авиаотряда Уральского управления гражданской авиации. В состав экипажа регулярного рейса № 2230 входили командир Юрий Абатуров, второй пилот Николай Михайлов, штурман Анатолий Загорский, бортмеханик Виктор Оспищев, бортрадист Юрий Ефремов, а также бортпроводники Римма Ломбина, Валентина Шашкова и Марина Шведова. На борту — 87 взрослых пассажиров и 12 детей.

Рейс был вечерним, небо затянуто облаками, видимость — шесть километров. Самолет разогнался, и в 21:02:40 экипаж доложил диспетчеру о взлете. Достигнув высоты 140–150 метров, Ил-18 неожиданно резко повернул вправо и устремился к земле. На скорости 440 км/ч борт врезался во вспаханное поле, полностью разрушился и загорелся. Это произошло примерно в трех километрах от торца взлетно-посадочной полосы. Сейчас место аварии — это территория логопарка «Кольцовский-2».

Вид на третий и четвертый двигатели Ил-18

Студенты-медики собирали оторванные руки и ноги

Обломки оказались разбросаны по полосе длиной 320 метров. Елена Голованова в 1967 году только поступила в Свердловский медицинский институт. Она узнала об авиакатастрофе от соседки по комнате в общежитии — третьекурсницы, которую вместе с другими студентами отправили на место аварии.

— Студенты собирали части тел погибших людей — оторванные руки, ноги. Конечно, было жутко, — говорит она.

Возможно, из-за того, что самолет разлетелся на тысячи осколков, возникла версия, что причиной авиакатастрофы стал взрыв.

— Якобы был взрыв, потому что известно от людей, которые в тех краях жили, что тела были разорваны. На большой территории собирали чемоданы и одежду, — замечает Виталий Сыров.

Аэропорт Кольцово в то время

Выяснить причину авиакатастрофы не удалось из-за полного разрушения узлов и агрегатов самолета. Комиссия, которая занималась расследованием, выдвинула две версии.

Первая — отказ в системе регулирования четвертого (крайнего правого) двигателя, из-за которого возникла отрицательная тяга. Вторая — отказ элементов системы директорных приборов «Путь-1М», что привело к ложным показаниям авиагоризонтов. Но привести к трагедии каждая причина могла только в сочетании с другими факторами, отметила комиссия.

Останки пассажиров были захоронены на Сибирском кладбище, а экипаж — на кладбище в Кольцово. Спустя 30 лет там установили памятник погибшим в страшной авиакатастрофе.

Памятник погибшим. Кладбище в Кольцово
Могила командира воздушного судна Юрия Абатурова
Бортпроводница Римма Ломбина и, вероятно, ее мама

Ранее E1.RU писал про другие авиакатастрофы, произошедшие в Свердловской области: в марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, а в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14, у самолета прямо в небе закончилось топливо.

Наши коллеги из Woman.ru рассказывали уникальную историю Ларисы Савицкой, единственной выжившей при столкновении двух самолетов над тайгой и падении с высоты 5200 метров. Также мы писали об авиакатастрофе с Як-42, в которой погибла хоккейная команда «Локомотив».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления