
Мошенники несколько часов держали екатеринбуржца на связи
Чуть ли не каждый день полиция Екатеринбурга сообщает об очередной жертве мошенников. На убедительные речи в телефонных разговорах клюют уже давно не только доверчивые пенсионеры.
Читатель E1.RU Александр рассказал, как столкнулся с мошенниками, которые вели его почти весь день, лишился доступа к «Госуслугам», но, к счастью, не потерял деньги. Прочитайте его историю — чем больше мы знаем о схемах обмана, тем выше шансы не попасться самим.
«Смог растопить мой скептицизм»
16 июня 2025 года в 15:52 мне поступил звонок. Человек представился сотрудником налоговой службы, назвал мои данные: ФИО, электронную почту, город проживания и СНИЛС, чем смог растопить мой скептицизм.
Он сообщил, что у налоговой появились ко мне вопросы по поводу входящих переводов за 2024 год — я действительно каждый месяц переводил всю зарплату на свой основной банк с зарплатного счета в другом — и дал мне адрес, куда нужно сходить и кому рассказать о своих поступлениях, чтобы больше ко мне не было вопросов.
Я проверил адрес, там действительно находится ФНС по Верх-Исетскому району. Он попросил иметь при себе паспорт, ИНН и номер электронного талона, который мы сейчас вместе оставим. Запрос на передачу данных в налоговую через «Госуслуги» якобы должен был произойти через «Финуслуги». Мне тут же пришло СМС, в котором был код для регистрации на этом сайте.

Екатеринбуржец получил код для регистрации на сомнительном сайте, но сперва еще ничего не заподозрил
В телефонном разговоре появился робот и попросил назвать код из СМС по цифрам. Я назвал. Далее звонок переключился обратно на якобы сотрудника ФНС, который сообщил, что письмо с «Госуслуг» должно было прийти на мою почту для подтверждения передачи данных в налоговую службу.
И письмо действительно пришло, но, как я лишь намного позже обращу внимание, с неестественного адреса — mail.gosuslugi.supp@gmail.com.

Александр не сразу заметил, что письмо якобы от «Госуслуг» пришло с весьма сомнительного электронного адреса
В 16:00 у меня должен был быть звонок по работе, так что я пытался положить трубку и говорил, что перезвоню позже, обращусь в порядке живой очереди или попробую записаться онлайн. Но меня пытались удержать, говоря, что осталось всего лишь нажать на кнопку «Подтвердить» в письме, и талон сформируется.
Я сказал, что в письме нет никакой кнопки и, думая, что собеседник забыл отключить микрофон, услышал разговор с отборной порцией мата примерно такого содержания:
— Он говорит, что у него нет кнопки никакой в письме.
— А что ты сделал?
— Да «Госуслуги» взломал, вошел, письмо ему ушло, но у него нет кнопки.
— А какой у него ящик?
— Gmail.
— Cкажи ему, чтобы он другой ящик назвал или сделал. Мы не залезем в его Gmail, там защита мощная.
На этом моменте я положил трубку и открыл свой профиль на «Госуслугах», сменил пароль, не обнаружил подозрительных действий в разделах «Последние сессии» и «Заявления», но на всякий случай завершил все сессии.
Снова открыл письмо. Понял, что это были мошенники, и решил позвонить на номер из письма. Трубку взяла девушка, я ей описал ситуацию, она составила заявку и оставила свой номер, сказав, что специалист «Госуслуг» свяжется со мной по моему вопросу.
«Меня охватила паника»
Через пару минут мне действительно позвонил мужчина, назвал номер оставленной заявки и попросил объяснить ситуацию. Выслушав, он сказал, что я, назвав код из СМС мошенникам, нарушил седьмой пункт соглашения работы с банками, а это значит, что они не будут помогать мне с этим вопросом.
Также он отметил, что в полицию идти бесполезно, так как у меня есть лишь телефон мошенников, а с такой информацией ничего сделать не получится.
В разговоре с ним и дальнейшими собеседниками очень часто звучала четкая рекомендация, которая позиционировалась уже как правило: не предпринимать самостоятельных действий.
Далее псевдоспециалист сообщил, что был зафиксирован вход в мой профиль из Запорожской области через аккаунт «Финуслуг», который они заблокировали, но злоумышленники успели экспортировать мои данные, через которые были авторизации в моих профилях Бюро кредитных историй и личном кабинете налогоплательщика.
Следом я услышал, что со всеми этими данными мошенники могут получать кредиты и микрозаймы, заняться обмыванием денег через мои счета и совершать переводы, которые будут расцениваться как спонсорство терроризма.
Меня охватила паника. Он успокоил тем, что за помощью я обратился сразу, так что шансы на решение проблемы есть. Для этого нужно было оставить заявку (назвать вероятный ущерб, а именно: какими банками я пользуюсь и какие суммы у них храню, а также мою модель телефона) Центробанку на оказание помощи физическому лицу.
Говорили мы в общей сложности 30 минут и, когда якобы ЦБ РФ одобрил мою заявку, меня попросили оставаться на линии и следовать рекомендациям сотрудника.
Я вновь рассказал, что произошло, сказал, что согласен со всеми условиями Центробанка — как посоветовали в «Госуслугах» — и попросил о помощи. Он тоже сказал, что обращаться в банки и полицию за помощью бессмысленно, как и ставить самозапрет на выдачу кредитов или менять паспорт.
Потом напомнил, что Центробанк не работает с физлицами и мы не можем дальше общаться по телефону, а сейчас занимаем линию «Госуслуг», так как от них пришла заявка, поэтому предложил продолжить общение в Telegram с его личным аккаунтом, объяснив, что с рабочего места у него нет возможности осуществлять звонки.
Я нашел его по продиктованному никнейму, обратил внимание, что около имени находится галочка верификации, а в описании пользователя — адрес ЦБ РФ и действующий график работы.

Из-за аватарки и галочки верификации Александр воспринял аккаунт как настоящий
Я отправил ему первое сообщение, указав ФИО и причину обращения, а потом позвонил. Он сообщил, что ЦБ может помочь мне на индивидуальных условиях и, если я согласен, нужно написать заявление по образцу. Также он подчеркнул, что эта информация является банковской тайной, поэтому узнал, нахожусь ли я дома один, сказал не выключать микрофон и предупредил, что ведет запись разговора.
Я положил трубку, написал заявление, в котором указал серию и номер паспорта, а также фактический адрес проживания, и отправил фотографию, после чего получил фото заявления обратно, но уже с печатью и подписью.

Один из пунктов в заявлении грозил штрафом в 250 тысяч рублей за нарушение политики конфиденциальности
Мы вновь созвонились. Отмечу, что псевдосотрудник никогда не звонил первым и просил меня ему набрать.
Он сказал, что сейчас пройдет мониторинг моих активностей во всех банках и микрофинансовых организациях, и это займет около 15 минут. В это время он якобы отключил переадресацию СМС на моем телефоне, чтобы мне приходили сообщения от микрозаймов. СМС, как и звонки с неизвестных номеров, действительно стали поступать. Он просил скидывать ему названия организаций из сообщений и номера входящих вызовов, чтобы вручную блокировать попытки подтвердить займы.
Одобрен кредит на 780 тысяч
Через 15 минут мы снова созвонились, он сообщил, что были найдены четыре заявки на выдачу кредита на мое имя: на 1 800 000 (отказ), 1 200 000 (рассмотрение), 2 300 000 (отказ) и 780 000 (успех).
По отказам он предположил, что была выбрана слишком большая сумма и, чтобы разобраться с одобренным кредитом, предложил четыре варианта, из которых рабочий, по его словам, был только один — стать клиентом банка и послать запрос от ЦБ на отмену заявки на кредит.

Александра убедили, что на него оформлен кредит, и даже прислали фото договора
Он сказал: если бы я являлся клиентом банка, отменить запрос можно было бы просто и быстро. На встречный вопрос: «Как банки могут выдать мне кредит, если я не являюсь их клиентом?» я получил ответ: «Используя украденную информацию с „Госуслуг“, „Финуслуг“ и личного кабинета налогоплательщика, они отправили разом заявки во все банки через отдельный сервис».
В панике меня этот ответ устроил, и я задался вопросом, что мне делать. Сотрудник скинул адрес ближайшего отделения банка, узнал, как долго мне добираться до него, и попросил взять с собой зарядку от телефона, паспорт и карты других моих банков на всякий случай.
Уточнив, что успеть — это в моих интересах, он отправил меня в путь и попросил каждые 7 минут отписываться, а также позвонить по прибытии, не заходя в отделение, чтобы зафиксировать время приезда.
На такси я добрался до ТЦ, где должно было быть отделение банка, оставаясь на связи с сотрудником ЦБ и скидывая названия микрофинансовых организаций из СМС.
У здания я получил инструкцию: «Оформите карту банка, затем активируйте ее, пополнив на небольшую сумму и проведя по ней операцию, например, пополнение баланса телефона. Если возьмете талон, пришлите мне фото, чтобы я смог зафиксировать ваше время обращения. Если будет живая очередь — просто напишите мне, когда менеджер начнет работу с вами. Отписывайтесь мне по статусу, но не на постоянной основе, так как сотрудники банка следят за посетителями, и это может вызвать большие подозрения».
«Осознал, что что-то не так»
Пока я безуспешно искал отделение банка, задумался: а не помогу ли я одобрению заявки на кредит, если стану клиентом банка, и как вообще может вызвать подозрение использование телефона в очереди?
Вышел на улицу, чтобы подышать свежим воздухом, успокоиться и всё заново обдумать. Открыл «Госуслуги» — нет попыток входа в аккаунт и данные никто не экспортировал. Открыл письмо и вчитался в адрес отправителя. Осознал, что что-то не так, нашел информацию в интернете, что единственный почтовый адрес уведомлений «Госуслуг» — no-reply@gosuslugi.ru.
Снова поменял пароль, тем самым заблокировав вход в «Госуслуги» из-за подозрительной активности, и попытался связаться с операторами по настоящему номеру телефона, чтобы проверить, вдруг попытки входа мне просто не видны. Ответил лишь робот, он не помог и не позволил переключиться на оператора.
С сотрудником ЦБ в очередной раз мы созвонились в 19:19. Я сказал, что не смог найти отделение, и получил новый адрес, куда должен был успеть до закрытия в 20:00. Пока выходил из торгового центра, написал сообщение сотруднику, попросив как-то доказать его причастность к Центробанку.
«Я — сотрудник ЦБ РФ, не „Госуслуг“, сейчас занимаюсь вашей проблемой как физлица, хотя мы не работаем с физлицами, и я трачу свое время, занимаясь решением вашей проблемы. Подтверждать, что я работаю в ЦБ РФ, не входит в мои должностные обязанности, и я не собираюсь вам ничего доказывать. Мы либо работаем над решением вашей проблемы, либо нет», — ответил якобы сотрудник Центробанка.
Разговор длился почти десять минут, никаких доказательств лжесотрудник ЦБ так и не предоставил, лишь угрожая перестать помогать.

Сотрудник ЦБ злился, что его «клиент» не успел в банк, и грозил тем, что до следующего дня мошенники точно оформят кредит
После этого я позвонил в полицию по номеру 102 и в банк, чтобы узнать, есть ли у меня заявки на кредит и можно ли оформить такую заявку, не являясь клиентом банка, но везде не получил ответа. Тогда я решил поехать в отделение банка, но не чтобы стать клиентом, а чтобы задать этот вопрос лично.
«Переживаю лишь о двух вещах»
Попал в отделение, но не успел взять талон: время было уже 19:57. Тогда я задал все вопросы первой попавшейся сотруднице банка. Она сказала: если я столкнулся с мошенниками, надо позвонить на горячую линию. Так я и сделал, мне пообещали перезвонить.
Пока ждал, написал якобы сотруднику ЦБ, что не успел в банк, а сам стал внимательнее изучать его аккаунт. Только тогда заметил, что галочка верификации около имени — это просто смайлик, доступный всем обладателям Telegram Premium.
Мы снова созвонились. Он говорил, как всё плохо, что мошенники до утра зачислят кредит и что в личный кабинет моего основного банка уже была попытка входа через мобильное устройство, которую ЦБ заблокировал.
Во время разговора мне перезвонили из банка, диалог с «сотрудником ЦБ» я прекратил. Оператор 12 минут меня консультировала, успокоила и посоветовала, как быть дальше.
После этого я сразу заблокировал в мессенджере аккаунт лжесотрудника ЦБ, через «Госуслуги» подключил полный самозапрет на оформление кредитов, а уже дома сменил все никнеймы в соцсетях, заблокировал все карты моего основного банка, сбросил пароль на «Финуслугах» и отключил все переадресации.
Я проверил кредитную историю — там не было ни микрозаймов, ни кредитов. Сейчас жду снятия блокировки с авторизации на портале «Госуслуг», чтобы заменить паспорт и сменить номер телефона, периодически мониторю свои финансы во всех моих банках.
Переживаю лишь о двух вещах: как я мог допустить, чтобы история не закончилась еще в момент, когда я впервые поднял трубку, и о том, что у мошенников есть данные моего паспорта и фактический адрес проживания, которые я сам им и отправил.
Недавно мошенники стали звонить екатеринбуржцам под видом соцопросов. Прочитайте, каким образом взламывают аккаунты на «Гослуслугах». А что делать, если вас всё же взломали, читайте в нашей инструкции.
Также мы публиковали объяснение эксперта, почему не стоит вести разговоры с мошенниками, надеясь занять их время, и как схемы обмана перешли от вымогательства денег к приказам совершать преступления.
Все новости о способах обмана мы собираем в одном разделе.
А вы попадались на такие уловки мошенников?