Для торговой недвижимости и торговых центров в частности времена настали не самые лучшие – эту тему обсуждали сегодня на форуме "Бизнес-центр будущего", который проходит в Екатеринбурге
Как отметил Павел Бондаренко, директор департамента прямых продаж компании "Антивор", занимающейся оценкой посетительских потоков, снижение посещаемости за последние полгода можно оценить на уровне 20-30 процентов, при этом в регионах эта тенденция более выражена, нежели в столице.
По оценке директора консалтинговой компании IDEM (Нижний Новгород) Екатерины Гресс, в центрах может пустовать 10-20% площади. Многие управляющие компании вынуждены отказываться от фиксированной арендной ставки и переходить на взимание оплаты за помещение в виде процента от товарооборота арендатора. Чтобы заполнить пустующие площадки хотя бы на время, ТЦ, например, могут организовывать ярмарки – продуктовые, меховые, проводить выставки и усиливать подобную активность.
– По нашей оценке, чтобы найти нового арендатора взамен ушедшего, сейчас требуется в 4 раза больше усилий, чем раньше, – отмечает консалтер. – Если такие экономические условия продлятся более трёх лет, то, возможно, торговые центры могут начать закрываться. "Первичное" насыщение рынка уже произошло, особенно в Екатеринбурге, где на душу населения приходится больше всего квадратных метров торговых площадей, следовательно, идёт качественная конкуренция, и с рынка могут быть вытеснены "устаревшие" объекты, в том числе для перепрофилирования и реконцепции. Не исключено "превращение" ТЦ в бизнес-центры, гостиницы, многофункциональные комплексы.
Специально для этого мероприятия сервис Е1.Недвижимость с помощью собственной базы проанализировал спрос и предложение на рынке торговых площадей в Екатеринбурге. На сегодняшний день на Е1.Недвижимость представлено 516 вариантов продажи помещений под магазины, общепит и услуги со средней стоимостью квадрата 91 893 рубля. Эти варианты посмотрели за последний месяц 30 700 раз. В то же время в аренду предлагают более чем вдвое больше вариантов – 1 109, со средней стоимостью 892 рубля в месяц за квадратный метр. И эти варианты посмотрели более 76 500 раз.
При этом проведённый на сайте опрос показал, что интерес покупки на рынке именно торговой коммерческой недвижимости выше, чем к покупке коммерческой недвижимости в целом (включая офисы). Купить себе помещение хотят лишь 21% тех, кто ищет помещение, а арендовать, соответственно, 79%.
– В аренду 63% респондентов предпочли бы площади от 20 до 60 квадратов. Для покупки такую площадь ищут только 15% респондентов, а вот 59% потенциальных покупателей ищут площадь от 61 до 250 квадратов. Площади более 250 квадратов в продаже интересны только 20% респондентам, в аренду интерес к таким площадям меньше в 2 раза, – поясняет Леонид Шабельников, директор по рекламе Е1.
При этом в текущей ситуации 85% респондентов предпочитают искать торговые площади самостоятельно. Но и сотрудничество с агентствами недвижимости может увеличить продажи – 15% клиентов пользуются их услугами при поиске.
– Для покупки и для аренды важные факторы – местоположение и цена. Причём для аренды на первом месте цена, а потом местоположение. В продаже – наоборот. Также для покупателей недвижимости важно наличие парковки, а в аренде – наличие ремонта помещения, – рассказывает Леонид Шабельников.