Во время возросшей активности велодвижения в Екатеринбурге главный редактор E1.RU Ринат Низамов поделился своим мнением – мнением обывателя с Уралмаша, который против даже обсуждения чиновниками строительства отдельной инфраструктуры для двухколесных. Против – по одной простой причине: пока власти делают вид, что заботятся о "прогрессивной" части жителей города на велосипедах, они (на обывательский взгляд главреда) откладывают выполнение своих первоочередных задач. Например, поддержание городских дорог и тротуаров в более-менее безопасном для людей и машин состоянии.
Пока вечная лужа у детского садика на улице Ильича, о которой писал автор и мимо которой много лет родители с малышами пробираются по проезжей части, подсыхала до следующего дождя, один из представителей крепнущего велодвижения Екатеринбурга написал ответ на публикацию E1.RU.
Слово – учредителю и руководителю проектов Фонда содействия развитию городов "Город.PRO", одному из вдохновителей и инициаторов стройки веломаршрутов в Екатеринбурге Андрею Толмачёву:
– Несмотря на большую популярность точки зрения о том, что о велодорожках не нужно даже заикаться, пока в городе не заделают все ямы и не высушат все лужи, я с этим глубоко не согласен. Хотя бы потому, что если этой точке зрения следовать, то и велодорожек не будет, и лужи останутся.
Чтобы понять, почему, предлагаю подумать о двух темах:
Способна ли администрация Екатеринбурга справиться одновременно и со строительством велодорожек, и с ремонтом тротуаров?
Если да, то почему же до сих пор на Ильича непролазные лужи? Как их убрать?
Поговорим о способностях чиновников администрации.
Уважаемый Ринат предполагает, что у администрации не хватает ресурсов (людских, финансовых) для решения той и другой проблемы одновременно. Достаточно ли денег в бюджете на велодорожки и на тротуары? Денег у нас, конечно, куда меньше, чем в Москве. Но, если не тратить их на бесполезные проекты, то на тротуары и велодорожки хватит.
Одно из направлений работы нашего фонда – борьба с бесполезными проектами. Например, сейчас рассматривается вопрос о строительстве подземного перехода на Ленина – Московской. Он нужен для входа в метро. А на метро денег нет, и в ближайшие годы не предвидится. Стоимость перехода больше 200 миллионов рублей. Это стоимость полностью благоустроенного тротуара и велодорожки длиной 4,4 километра. Например, веломаршрута Академического (а ещё тротуара рядом с ним, высадки деревьев и устройства освещения на неосвещённых участках тротуара).
Второй пример – проект "бессветофорная Московская". Соединяет Вторчермет с центром города. В центре уже исчерпана пропускная способность улиц, и строительство "бессветофорной Московской" приводит только к тому, что пробка смещается ближе к центру, а время поездки с Вторчермета до центра не меняется. Денег, которые на неё потрачены, хватило бы, чтобы отремонтировать все тротуары на Уралмаше и построить несколько веломаршрутов.
Но, чтобы решить значительное количество проблем (например, реконструировать дождеприёмный колодец на Ильича), даже таких капитальных вложений не нужно – нужно просто, чтобы чиновники составили план точечного ремонта, внесли мероприятия этого плана в бюджет и проследили за исполнением.
Почему же этого не происходит? Может быть, чиновников недостаточно, чтоб со всеми проблемами справиться?
Достаточно. В администрации города работает 950 человек, а в районных администрациях – ещё 630. Вопросами строительства новых велодорожек и вопросами текущего ремонта занимаются вообще разные люди: велодорожками – комитет по транспорту, центр организации движения, согласует проект в том числе комитет по благоустройству; ремонтом тротуаров и дорог – администрация района, районное ДЭУ. Контролирует их тот же комитет по благоустройству, но другие его сотрудники.
Мы видим, что и людей, и финансов хватит и на ремонт тротуаров, и на строительство велодорожек.
Почему же у нас улицы в таком ужасном состоянии? Чиновники плохо работают?
Да.
Но предлагаю посмотреть на этот вопрос с другой стороны: могут ли что-то изменить жители города?
Могут. Только для этого нужно проявить активную гражданскую позицию. Вот два примера.
Первый.
Все эксперты по велодорожкам, которых мы привозили, сказали, что Екатеринбург в плане их строительства продвинулся дальше других городов России. Произошло это из-за двух факторов:
1) Владимир Злоказов (называет себя урбанистом, архитектор, автор веломаршрута "Академический". – Прим. ред.) с 2010 года занимается продвижением велоинфраструктуры, ходит на совещания профильных комитетов и добивается улучшения велосипедной и пешеходной инфраструктуры. Если Владимир последует совету Рината и перестанет беспокоить администрацию города, хороших веломаршрутов в городе не появится. Но лужи от этого с улицы Ильича не исчезнут.
2) Наши чиновники, если применить к ним правильный подход, готовы работать над улучшением инфраструктуры. К сожалению, не так эффективно, как хотелось бы, но на борьбу с ямами и лужами их можно расшевелить.
Второй.
В 2012 году я был координатором движения "РосЯма" по Пионерскому району. Мы подавали жалобы на ямы на дорогах. Если ямы не ремонтировали – подавали жалобы в прокуратуру на бездействие чиновников. Проводили рейды по ямам вместе с журналистами. Ходили на переговоры с представителями власти. После наших жалоб большинство ям были устранены. При этом многие люди каждый день ездили по этим порталам в автомастерскую, но ничего не сделали, чтобы ямы залатали.
Если бы на Уралмаше появилась общественная организация, которая занялась бы улучшением пешеходной среды, у этого района были бы все шансы избавиться от луж и ям. Но для этого от его жителей нужно нечто большее, чем просто гневные комментарии в интернете. И уж точно не велодорожки мешают жителям активнее проявлять свою гражданскую позицию.
А про то, почему велодорожки нужны нашему городу, почитайте интервью с Пеккой Тахколой на E1.RU.
Авторская колонка отражает исключительно личное мнение автора, не всегда совпадающее с мнением редакции.