E1
Погода

Сейчас+8°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+8°

пасмурно, без осадков

ощущается как +6

1 м/c,

ю-в.

745мм 75%
Подробнее
1 Пробки
USD 92,01
EUR 98,72
Реклама
Дороги и транспорт подробности «Нам предсказывали провал»: как в 90-е на Урале изобрели свой трамвай, чтобы заменить чешские вагоны

«Нам предсказывали провал»: как в 90-е на Урале изобрели свой трамвай, чтобы заменить чешские вагоны

Рассказываем историю «Спектра», который отмечает 20-летний юбилей

Этот снимок был сделан во время одной из пробных поездок по городу в 1998 году на конечной станции «ВИЗ»

Если говорить про екатеринбургские трамваи, то первыми на ум приходят чешские Tatra. Их обтекаемые кузова и круглые фары примелькались в городе за последние 50 лет. Трамвай, о котором пойдет речь, был создан на замену чешским вагонам. Довольно символично, что его кузов, в отличие от Tatra, получился угловатым, а фары — квадратными. «Спектр» (да, это именно он!) не вытеснил другие модели трамваев из уральской столицы, но прочно занял свою нишу в городских пассажирских перевозках.

29 июня исполняется ровно 20 лет с момента подписания акта приемки трамвайного вагона «Спектр» межведомственной комиссией Минтранса РФ. Проще говоря, эту дату принято считать днем рождения трамвая «Спектр», который начали производить в Екатеринбурге. В наши дни вагоны, создающиеся на Уралтрансмаше, уже не носят это название. Тем не менее именно «Спектр» положил начало трамваестроению в нашем городе.

Почему именно «Спектр»?

«Спектр» — это не просто название трамвая, а аббревиатура, которая расшифровывается как совместное производство екатеринбургских трамваев. Большую роль в организации производства трамвая сыграло Екатеринбургское трамвайно-троллейбусное управление (ЕТТУ), генеральным директором которого в те годы был Геннадий Сергеев.

Геннадий Сергеев возглавил Свердловское трамвайно-троллейбусное управление в 1985 году. В период его руководства построили и запустили новое Западное депо, механические мастерские для службы пути, два ремонтных цеха в Орджоникидзевском и Северном депо. Геннадий Степанович руководил предприятием до 2004 года.

Геннадий Степанович Сергеев удержал ЕТТУ на плаву в самые тяжелые годы

Чтобы понять, как и почему именно руководство ЕТТУ поставило вопрос о создании собственного трамвая в Екатеринбурге, перенесемся в 90-е. Распад Советского Союза и экономические реформы постперестроечного периода негативно сказались на работе предприятий горэлектротранспорта. Из-за скудного финансирования стало невозможно приобретать даже запчасти. Поскольку парк ЕТТУ состоял из чешских вагонов Tatra, управлению требовались импортные запчасти. Но об их поставке из-за границы, а тем более об обновлении трамвайного парка не приходилось и мечтать.

Инженерная служба ЕТТУ стала искать пути выхода из тупика, связанного с острой нехваткой запчастей.

«Мы ясно понимали, что максимум год сможем проехать на старых запасах»

«Редукторов нет, бандажей нет, колесных пар нет, эластичных вкладок нет, где взять запчасти? Этот вопрос был темой № 1 на еженедельных совещаниях технического совета предприятия, — вспоминал Валентин Николаевич Прокофьев, главный инженер предприятия с 1989 по 2005 год. — Частично производство запчастей удалось наладить своими силами в цехах депо. Но для целого перечня наименований пришлось искать производителей. Обращались на предприятия, заводы города, области и страны. Нам вроде и не отказывались помочь, но когда узнавали объемы — 10, 20 или 100 штук, — то это мало кого устраивало. Где уговорами, где как удавалось решать вопрос с разовыми заказами на изготовление запчастей. Но вставала задача на перспективу — а что дальше?»

Валентин Николаевич пришел в СТТУ в 1975 году. Был главным инженером вагоноремонтной мастерской, начальником техотдела и главным инженером Южного депо, с 1989 по 2005 год — главным инженером предприятия

И именно тогда родилась смелая идея — создать собственный трамвай. Ведь в условиях непрерывного производства будут совсем иные объемы, заказы начнут поступать регулярно, а значит, предприятия увидят в этом выгоду. Геннадию Сергееву тогда удалось убедить мэра города Аркадия Чернецкого и губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя в перспективности этой идеи. И они согласились. Понятно, что без моральной и финансовой поддержки властей лед бы точно не тронулся. Так родилась программа «Совместное производство екатеринбургских трамваев».

Именно этот вагон «Спектр» получил заветный акт приемки от Минтранса, который позволил новой модели трамвая обслуживать городские маршруты

Средства на проектирование первого трамвая поступали из транспортных предприятий других городов — Самары, Барнаула, Нижнего Новгорода, Ульяновска, Твери, Ижевска, Волгограда, которые столкнулись с теми же проблемами, что и Екатеринбург. В конце 1993 года при ЕТТУ была создана новая структура — техническая дирекция «Спектр», которую возглавил приглашенный из Уралгипротяжмаша заместитель главного инженера Борис Ерыкалов. Вот что он рассказывал на страницах книги «История трамвая и троллейбуса» (1999 год, авторы — В. Ф. Башмачникова, Л. М. Сонин) в главе, посвященной созданию «Спектра»:

«Формулировалась задача до дерзости просто: раз нет и не предвидится источника пополнения стареющего парка трамвайных вагонов, значит, необходимо их делать самим! — вспоминал Борис Ерыкалов. — Для этого достаточно привлечь заинтересованные и компетентные фирмы (а они у нас есть), разработать конструкторскую и технологическую документацию, создать опытный образец и организовать серийный выпуск. Чтобы держать процесс под контролем, надо иметь в ТТУ техническую дирекцию из 3–4 специалистов — организаторов проектирования».

Кстати, утверждают, что именно Борис Ерыкалов — человек, безусловно, творческий — и придумал трамваю название «Спектр».

«Помню, главный конструктор Усть-Катавского вагоностроительного завода С. Шленский, признанный авторитет в области трамваестроения, сказал мне тогда: "Вы представляете, за что беретесь? Мировые фирмы на этом ломались. А вы… Без опыта, без школы, да еще и при ограниченных ресурсах". Нам предсказывали неминуемый провал! — рассказывал Ерыкалов. — Но он ошибся, хотя по существу был прав».

Да, опыта не было. Зато было желание, творческий запал, обширные знания и завидное упрямство в достижении цели. Вокруг идеи образовалось ядро энтузиастов и прагматиков, людей заинтересованных и просто увлеченных.

От чертежей до выхода на линию

За создание конструкторских чертежей первой модели трамвая «Спектр-1» взялся Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева (город Миасс). Производство электрооборудования и оборудования тягового электропривода было организовано на ФГУП «Вектор», производство тягового двигателя — на Баранчинском электромеханическом заводе.

Роль головного производителя трамвайных вагонов взяло на себя производственное объединение «Уралтрансмаш». К слову, на начальных этапах рассматривались другие площадки, в частности, Свердловский ремонтный трамвайно-троллейбусный завод, а также Верхнепышминский завод сварных машиностроительных конструкций. На создание «Спектра-1» модели 71-401 ушло четыре года.

Отчет о поездке нового вагона под заводским номером № 002, которая длилась 1 час 45 минут и прошла без отказов осенью 1999 года

В 1997 году «первенец» был доставлен для испытаний в Западное трамвайное депо. Это депо было лучшим с точки зрения технического оснащения. 7 мая 1999 года даже состоялась демонстрационная поездка по городу с мэром Чернецким, но все же этот вагон был тем самым «первым блином, вышедшим комом». Больше года потребовалось на то, чтобы заставить его ходить, при обкатке постоянно находили недостатки.

Все выявленные замечания впоследствии были учтены при создании второго вагона, для которого был разработан усовершенствованный тяговый электропривод (над ним работали специалисты НПО «Вектор», ЗАО «Автоматизированные системы и комплексы» и ЕТТУ).

Уже 20 лет «Спектры» обслуживают трамвайные маршруты уральской столицы

29 июня 2000 года назначенная Минтрансом России государственная межведомственная комиссия подписала акт приемки трамвайного вагона «Спектр» и дала ему путевку в жизнь.

Кстати, вагон № 002, который изначально предназначался для испытаний и не должен был возить пассажиров, все же работал на линии наравне с вновь прибывающими с Уралтрансмаша новичками. И только в 2018 году ушел на «пенсию», так как программное обеспечение устарело, а комплектующие для ремонта тягового привода сняты с производства. Теперь улицы Екатеринбурга уже сложно представить без «Спектра». Генеральный директор ЕМУП «Гортранс» Сергей Нугаев собирается установить такой вагон в качестве экспоната на открытой музейной площадке.

За 20 лет Уралтрансмаш разработал и запустил в серийное производство более десяти моделей и модификаций вагонов. Наши трамваи можно встретить не только в Екатеринбурге, но и в Самаре, Казани, Краснодаре, Туле, Коломне, Новочеркасске, Таганроге, Нижнем Новгороде, Нижнем Тагиле и других городах.

Модельный ряд постоянно обновляется. Весной 2020 года в Крыму презентовали трамвай модели 71-411, изготовленный под узкую колею. Сейчас в Западном трамвайном депо проходит испытания полностью низкопольный трамвай модели 71-418.

«Спектры» были сконструированы и выпущены на линии, несмотря на тяжелый экономический кризис в девяностые 

Благодарим ЕМУП «Гортранс» за помощь в подготовке этого материала.

Трамвайное движение в нашем городе было открыто 7 ноября 1929 года, хотя планы о запуске вагонов строили еще в конце XIX века. Мы рассказывали, как запускали самый первый свердловский трамвай. Обязательно прочитайте наш материал о рождении в Екатеринбурге (Свердловске) автобусного движения. В этом году ему исполнилось 95 лет.

Все публикации, посвященные истории нашего города, мы собираем по этой ссылке.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления