В Екатеринбурге уже много лет серьезные заторы, но решения этой проблемы на горизонте не видно
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Из-за чего в городе возникают пробки и как их побороть? «Нужно просто расширить дорогу, и всё поедет!» — говорят одни, «Нужно убрать всех пешеходов под землю и пробок не будет!» — говорят другие. И то и другое — примеры примитивной «бытовой логики». Чаще всего расширение дороги резко ухудшает городскую среду, перемещая пробку до следующего узкого места. Подземные и надземные пешеходные переходы очень неудобны для 30% горожан (вспомним, сколько полемики вызвала ликвидация зебры на проспекте Космонавтов). Такие переходы дорого строить и обслуживать. Разбираемся в истинных причинах пробок вместе с Александром Свалухиным — замглавы отделения «Городских проектов» в Екатеринбурге.
Основные причины адских пробок в Екатеринбурге:
1. Недостаточно развитый общественный транспорт, который стимулирует избыточное и неконтролируемое автомобилепользование
Большинство людей покупают автомобиль не потому, что им очень нравится водить, а для того, чтобы закрыть потребность в комфортном перемещении по городу. Никто не хочет толкаться в тесном пазике или «шайтан-богдане». Задача городских властей — одной рукой давать горожанам комфортную альтернативу автомобилю в виде
В пробках мы теряем время, нервы и деньги, потраченные на бензин
Фото: Артем Устюжанин / E1.RU
Поделиться
Любопытное исследование провёл Дептранс Москвы. У них есть возможность отслеживать количество машин в момент времени на улицах города. Они сравнили трафик до и во время пандемии. И сопоставили эту информацию с данными по пробкам. Получилось, что сильные пробки вызывают 30% «лишних» машин, а с 70% трафика московская дорожная инфраструктура справляется. Теперь у московских властей стоит задача убрать с улиц 30% машин, вызывающих пробки. Было бы интересно увидеть подобное исследование по Екатеринбургу.

Одна из проблем мегаполиса — недостаточно развитый общественный транспорт
Фото: Александр Свалухин
Поделиться
2. Недостаточная проницаемость улично-дорожной сети
Если посмотреть на спутниковые карты «спальных» районов типа ЖБИ, Ботаники, Пионерского — можно заметить, что там очень слабо развита улично-дорожная сеть: есть большие территории, через которые невозможно проехать транзитом. С одной стороны это хорошо: нет транзита, нет шума, нет тяжёлых ДТП. Но нет и проницаемости, которая даёт водителям альтернативу: ехать по первой улице, второй или третьей. Есть метод превращения внутриквартальных проездов в малые улицы, но он не везде применим: действовать нужно очень аккуратно, чтобы не получить шумный транзит между подъездом и детской площадкой. Тем не менее городу нужно больше новых улиц и проездов. Причём правильнее всего строить не одну
3. Недостаточная транспортная связность районов
В городе есть разного рода преграды: река Исеть, городской пруд, промзоны и железнодорожные пути. Все они ухудшают связность районов. С одной частью преград ничего нельзя сделать, с другой — можно работать. Читатели наверняка замечали, что Луначарского напрашивается соединить с Ткачей, Ткачей — с Базовым, Данилы Зверева — с Шефской, а Маяковского — с Вилонова. Нужно повышать связность городских районов, так как это создаёт альтернативные пути для транспорта. Как личного, так и общественного.
4. Неравномерность полосности
Тот самый случай, когда 3 полосы превращаются в 2. Например, прямая и скоростная Щербакова переходит в Белинского. Все, кто разогнался, скапливаются перед «бутылочным горлышком» под ж/д-путями. И Белинского не сделать
5. Расползание города вширь
Екатеринбург принято называть «самым компактным миллионником», однако неправильная градостроительная политика (застройка полей многоэтажками с минимумом инфраструктуры) грозит лишить наш город этого статуса. Академический, Солнечный, Широкая речка — жители этих районов вынуждены покупать автомобили, чтобы иметь возможность «выехать в город». Общественный транспорт с высокой провозной способностью (трамвай) в эти районы пока только в планах, а людям нужно перемещаться уже сейчас. И опять мы возвращаемся к формуле «больше машин — больше пробок». А правильная градостроительная политика должна заключаться в том, чтобы сначала сделать редевелопмент промзон, гаражей, складов, бараков в городской черте и только потом уже думать о застройке полей.
6. Не применяется подход mixed-use development при строительстве новых районов
Там должны быть не только жильё, «наливайки» и торговля, а садики, школы, офисы, рабочие места, рестораны, культурные центры. Всё это нужно для того, чтобы не стимулировать ежедневную маятниковую миграцию «периферия — центр — периферия».
7. Неравномерность движения из-за высокой разрешенной скорости в городе
К разрешённым 60 км/ч добавляете нештрафуемый предел +20 и разгоняетесь до 80

Лужи на зебрах — один из примеров недостаточно развитой пешеходной инфраструктуры
Фото: Александр Свалухин
Поделиться
8. Недостаточно развитая пешеходная и велоинфраструктура, разрыв городской «ткани»
Если вы автомобилист и вам нужно сделать дела в пределах вашего района (
Велодорожек в Екатеринбурге не в избытке
Фото: Роман Марьяненко / E1.RU
Поделиться
9. Светофоры с разведением пешеходных и автомобильных фаз
Сейчас на наших перекрестках активно появляются светофоры с отдельными пешеходными секциями. Они настроены так, чтобы пешеходные потоки не пересекались с автомобильными. То есть пешеходы идут только тогда, когда все автомобили стоят. Либо автомобили поворачивают только там, где в это время не идут пешеходы. Решение неоднозначное. С одной стороны исключаются конфликтные ситуации «автомобиль — пешеход», с другой — избыточное количество фаз мешает и водителям, и пешеходам, а долгое время ожидания разрешающего сигнала (иногда 100 секунд и более) побуждает нарушать.
Когда пешеходные потоки не пересекаются с автомобильными — это хорошо, но водители жалуются, что теряют слишком много времени
Фото: Роман Марьяненко / E1.RU
Поделиться
И есть случаи, где после установки таких светофоров стали образовываться пробки. Один из примеров — Березовский тракт возле поворота на Новоберезовский. Предотвращать тяжелые аварии там нужно другими способами: успокоением трафика, кольцевым пересечением или островками безопасности.
Почитайте также мнение Александра Свалухина о проблеме безопасности пешеходов на дорогах уральской столицы и не только.