В Екатеринбурге на новых газовых автобусах уже в январе 2021 года появятся валидаторы для бесконтактной оплаты проезда. Кондукторов при этом уберут. Об этом в большом интервью E1.RU рассказал вице-мэр Алексей Бубнов.
— Мы обкатаем этот пилотный проект на ряде маршрутов. Будет ясно, какой процент людей добросовестно оплачивает проезд, а какой проезжает зайцем. А дальше попробуем ввести систему, которая действовала еще в советское время, когда люди оплачивали проезд самостоятельно, а на некоторых остановках их проверяли контролеры, — уточнил чиновник.
Убрав кондукторов, транспортники смогут сэкономить на их зарплате. Кроме того, в пандемию присутствие кондуктора в салоне — это минус, поскольку такой работник за смену контактирует с огромным количеством пассажиров и подвержен риску заражения. Нет кондуктора — нет проблемы с заболеваемостью. Но на этом выгода, похоже, иссякает.
Опасения перевозчиков
В гортрансе установку валидаторов назвали идеей, лишенной правовой опоры. И это ее главная проблема. Транспортники пока не понимают, как им удастся контролировать оплату проезда, и готовятся к худшим сценариям.
— Увольнять кондукторов из-за внедрения валидаторов мы точно не будем, — отрезал источник на предприятии, хорошо знакомый с ситуацией. — С уходом кондукторов резко обрушится доход на этих автобусах. Платить добровольно будет далеко не каждый пассажир. По одной простой причине: у нас на предприятии нет контролирующего органа. Кто будет контролировать безбилетный проезд и штрафовать безбилетников? Они (в мэрии. — Прим. ред.) вспомнили практику советского времени, когда катание зайцем было единичными эпизодами и нужно было платить 3 рубля штрафа — внушительные деньги по тем временам. А что наша служба контролеров сможет сделать сейчас? В лучшем случае контролер может обязать безбилетника оплатить 28 рублей. Поймите, что мы по закону не имеем права взымать с пассажиров какие-то штрафы. И на такой зыбкой почве устраивать эксперименты кажется странным.
Но даже если перевозчикам дадут возможность штрафовать зайцев, ситуация вряд ли изменится. Штат контролеров в гортрансе невелик: на все предприятие их 10–12 человек (вакансии пустуют из-за низкой оплаты труда).
— Начнут массово кататься зайцы, ловить их не будет возможности. То есть нам придется вчерашних кондукторов переводить в разряд контролеров. И какой тогда смысл? — подчеркнул муниципальный перевозчик.
Нехватка кондукторов
Приведет ли внедрение валидаторов к кризису с рабочими местами у перевозчиков? Вопрос спорный. Профессия кондуктора далеко не самая привлекательная. И в гортрансе, и в Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области нам подтвердили, что такие вакансии у них имеются всегда. Более того, они месяцами остаются незакрытыми. Тому же гортрансу набирать людей приходится в свердловской глубинке (где с работой совсем плохо), в соседней Башкирии, Курганской области, даже в столице Удмуртии — Ижевске. Но из-за тяжелого труда и невысоких зарплат люди задерживаются ненадолго. А в 2020 году кадровые проблемы усугубила пандемия, когда люди стали отказываться от работы кондукторами из-за риска заболеть.
— Практически каждый день конфликты пассажиров с кондукторами по поводу оплаты проезда, если кондукторов не будет, зайцев набьется полный салон. Убрать кондукторов можно будет только при наличии системы турникетов, как в Москве. И сделать вход в двери № 1, выход в № 2 и № 3. Так мы сможем добиться какого-то порядка, — поделился впечатлением один из водителей Северного трамвайного депо.
О турникетах, которые бы могли отсеивать безбилетников, речи пока не идет. Известно, что мэрия заказала только первую пробную партию валидаторов. При этом было условие — они обязательно должны быть с функцией выдачи чеков. А поскольку у отечественных поставщиков такой техники не нашлось, валидаторы в столицу Урала привезут из Чехии.
Будут ли горожане честно оплачивать проезд по валидаторам?
Напомним, что новые газовые автобусы, в которых будет проведен эксперимент с валидаторами, город получил в начале ноября по федеральной программе. В этих машинах есть датчики, которые позволяют замерять пассажиропоток. Поэтому в мэрии рассчитывают, что получат объективные данные о том, какой процент людей будет оплачивать проезд.
Все новости, посвященные транспорту Екатеринбурга, мы собираем по этой ссылке.