19 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +4°С

«Зайцев набьется полный салон»: перевозчики Екатеринбурга — о грядущей замене кондукторов на валидаторы

Оцениваем плюсы и минусы смелой идеи мэрии

Поделиться

Пока оплата проезда и борьба с зайцами — на плечах кондукторов

Пока оплата проезда и борьба с зайцами — на плечах кондукторов

Поделиться

В автобусах Екатеринбурга с декабря введут бесконтактную оплату проезда

В Екатеринбурге на новых газовых автобусах уже в январе 2021 года появятся валидаторы для бесконтактной оплаты проезда. Кондукторов при этом уберут. Об этом в большом интервью E1.RU рассказал вице-мэр Алексей Бубнов.

— Мы обкатаем этот пилотный проект на ряде маршрутов. Будет ясно, какой процент людей добросовестно оплачивает проезд, а какой проезжает зайцем. А дальше попробуем ввести систему, которая действовала еще в советское время, когда люди оплачивали проезд самостоятельно, а на некоторых остановках их проверяли контролеры, — уточнил чиновник.

Убрав кондукторов, транспортники смогут сэкономить на их зарплате. Кроме того, в пандемию присутствие кондуктора в салоне — это минус, поскольку такой работник за смену контактирует с огромным количеством пассажиров и подвержен риску заражения. Нет кондуктора — нет проблемы с заболеваемостью. Но на этом выгода, похоже, иссякает.

Опасения перевозчиков

В гортрансе установку валидаторов назвали идеей, лишенной правовой опоры. И это ее главная проблема. Транспортники пока не понимают, как им удастся контролировать оплату проезда, и готовятся к худшим сценариям.

— Увольнять кондукторов из-за внедрения валидаторов мы точно не будем, — отрезал источник на предприятии, хорошо знакомый с ситуацией. — С уходом кондукторов резко обрушится доход на этих автобусах. Платить добровольно будет далеко не каждый пассажир. По одной простой причине: у нас на предприятии нет контролирующего органа. Кто будет контролировать безбилетный проезд и штрафовать безбилетников? Они (в мэрии. — Прим. ред.) вспомнили практику советского времени, когда катание зайцем было единичными эпизодами и нужно было платить 3 рубля штрафа — внушительные деньги по тем временам. А что наша служба контролеров сможет сделать сейчас? В лучшем случае контролер может обязать безбилетника оплатить 28 рублей. Поймите, что мы по закону не имеем права взымать с пассажиров какие-то штрафы. И на такой зыбкой почве устраивать эксперименты кажется странным.

Сотрудники транспортных предприятий Екатеринбурга могут требовать от пассажиров оплаты, но не могут штрафовать их за безбилетный проезд

Сотрудники транспортных предприятий Екатеринбурга могут требовать от пассажиров оплаты, но не могут штрафовать их за безбилетный проезд

Поделиться

Но даже если перевозчикам дадут возможность штрафовать зайцев, ситуация вряд ли изменится. Штат контролеров в гортрансе невелик: на все предприятие их 10–12 человек (вакансии пустуют из-за низкой оплаты труда).

— Начнут массово кататься зайцы, ловить их не будет возможности. То есть нам придется вчерашних кондукторов переводить в разряд контролеров. И какой тогда смысл? — подчеркнул муниципальный перевозчик.

Нехватка кондукторов

Приведет ли внедрение валидаторов к кризису с рабочими местами у перевозчиков? Вопрос спорный. Профессия кондуктора далеко не самая привлекательная. И в гортрансе, и в Департаменте по труду и занятости населения Свердловской области нам подтвердили, что такие вакансии у них имеются всегда. Более того, они месяцами остаются незакрытыми. Тому же гортрансу набирать людей приходится в свердловской глубинке (где с работой совсем плохо), в соседней Башкирии, Курганской области, даже в столице Удмуртии — Ижевске. Но из-за тяжелого труда и невысоких зарплат люди задерживаются ненадолго. А в 2020 году кадровые проблемы усугубила пандемия, когда люди стали отказываться от работы кондукторами из-за риска заболеть.

Кондукторов в транспорте Екатеринбурга хроническая нехватка, а в 2020 году кадровую проблему усугубила пандемия

Кондукторов в транспорте Екатеринбурга хроническая нехватка, а в 2020 году кадровую проблему усугубила пандемия

Поделиться

— Практически каждый день конфликты пассажиров с кондукторами по поводу оплаты проезда, если кондукторов не будет, зайцев набьется полный салон. Убрать кондукторов можно будет только при наличии системы турникетов, как в Москве. И сделать вход в двери № 1, выход в № 2 и № 3. Так мы сможем добиться какого-то порядка, — поделился впечатлением один из водителей Северного трамвайного депо.

Валидаторы вполне успешно работают в Екатеринбургском метрополитене, но там есть турникеты 

Валидаторы вполне успешно работают в Екатеринбургском метрополитене, но там есть турникеты 

Поделиться

О турникетах, которые бы могли отсеивать безбилетников, речи пока не идет. Известно, что мэрия заказала только первую пробную партию валидаторов. При этом было условие — они обязательно должны быть с функцией выдачи чеков. А поскольку у отечественных поставщиков такой техники не нашлось, валидаторы в столицу Урала привезут из Чехии.

Напомним, что новые газовые автобусы, в которых будет проведен эксперимент с валидаторами, город получил в начале ноября по федеральной программе. В этих машинах есть датчики, которые позволяют замерять пассажиропоток. Поэтому в мэрии рассчитывают, что получат объективные данные о том, какой процент людей будет оплачивать проезд.

Все новости, посвященные транспорту Екатеринбурга, мы собираем по этой ссылке.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК15
  • СМЕХ70
  • УДИВЛЕНИЕ4
  • ГНЕВ13
  • ПЕЧАЛЬ6

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...