16 октября суббота
СЕЙЧАС +9°С

В Екатеринбурге водителя лишили прав за то, что его протаранил самокат. Почему такое грозит каждому автовладельцу

Разбираем с экспертом любопытный дорожный эпизод

Поделиться

Авария произошла на оживленном перекрестке Машиностроителей — проспект Космонавтов

Авария произошла на оживленном перекрестке Машиностроителей — проспект Космонавтов

Поделиться

В Екатеринбурге водителя лишили прав за то, что его протаранил самокат

Житель Екатеринбурга Валерий Никонов считает, что стал заложником законодательных недоработок и чужой невнимательности. Мужчину лишили водительских прав за наезд на пешехода во время поворота направо. Однако Никонов уверяет, что реальный дорожный инцидент в ходе расследования перевернули шиворот-навыворот. Во-первых, никакого пешехода на дороге не было, а во-вторых, он, Никонов, никого не сбивал, а наоборот, врезались в его автомобиль, да еще и повредив его.

«Он просто протаранил мне левое крыло!»

Речь идет о ДТП с участием самокатчика. Урал, как и всю Россию, захлестнула самокатомания, и количество дорожных происшествий с их участием растет как снежный ком, о чём не раз сообщали в автоинспекции. Примеров множество: в июле в центре Екатеринбурга самокатчица проехала на красный свет и врезалась в автомобиль. А в Академическом девушка пострадала, упав с самоката.

Эпизод, после которого Валерия Никонова лишили прав, произошел на перекрестке Машиностроителей и Космонавтов еще в мае 2020 года. Дорога в том месте широкая. Мужчина поворачивал направо и, пропустив одну из женщин, начал движение, поскольку остальные пешеходы, по его оценке, были довольно далеко. ПДД такое позволяют.

Судя по записи, перед капотом автомобиля Никонова в момент начала движения никого не было. Но как только он тронулся, сбоку последовал мощный удар: в переднее левое крыло автомобиля влетел самокатчик, ехавший по переходу. Момент инцидента записали регистратор и уличная камера.

Самокатчиком оказался 35-летний местный житель Рушан Каламов. После столкновения он лег на газон, поскольку чувствовал себя плохо. Никонов вызвал скорую и полицию. К счастью, травмы Каламова оказались не смертельными. В объяснительной он написал следующее:

— Доехав до середины дороги, я увидел, что Skoda остановилась. Я думал, что данная машина пропускает меня и других пешеходов. Я продолжил пересекать проезжую часть, но произошло ДТП.

Автоинспекторы сделали вывод, что столкновение самоката и Skoda произошло в границах пешеходного перехода

Автоинспекторы сделали вывод, что столкновение самоката и Skoda произошло в границах пешеходного перехода

Поделиться

Начались долгие разбирательства. Летом 2020 года административное дело против Валерия Никонова прекратили. Но после получения результатов судмедэкспертизы возобновили снова, поскольку был сделан вывод, что здоровью самокатчика был причинен вред средней тяжести. А конкретно — сочетанная травма головы и перелом фаланги пальца левой руки.

Самокатчик обвинил водителя Skoda в наезде, хотя врезался в машину сам: «На меня допустил наезд», — написал он в ходатайстве

Самокатчик обвинил водителя Skoda в наезде, хотя врезался в машину сам: «На меня допустил наезд», — написал он в ходатайстве

Поделиться

При этом Каламов, который вначале просто отмечал факт столкновения со Skoda, впоследствии напрямую обвинил Никонова в наезде. Владельца Skoda это откровенно разозлило:

— Он даже не спешился на переходе, ехал и просто протаранил мне левое переднее крыло! А потом этот человек свое безбашенное поведение решил отмазать обвинением, написав в объяснительной, что я совершил на него наезд, — сказал Никонов.

Самокат или мопед?

В марте 2021 года Ленинский районный суд лишил Никонова прав на полтора года. Автовладельца признали виновным в непропуске пешехода и причинению вреда его здоровью.

Автовладелец просил проверить, был ли электросамокат приравнен к мопеду. Но этот фактор не сыграл никакой роли. Водителя лишили прав

Автовладелец просил проверить, был ли электросамокат приравнен к мопеду. Но этот фактор не сыграл никакой роли. Водителя лишили прав

Поделиться

В ответ Валерий Никонов пытался доказать суду, что Рушан Каламов не являлся пешеходом. Например, было известно, что таранивший Skoda самокат был моделью фирмы KUGOO с движком, превышающим мощность в 0,25 кВт (такие устройства по регламенту Таможенного союза относятся к мототранспортным средствам). По мнению Никонова, в распоряжении Каламова был мопед и ехать по пешеходному переходу он просто не имел права. Но автовладельцу это не помогло:

— Доводы о виновности второго участника ДТП суд отклоняет, так как постановление и решение по делу об административном правонарушении выносятся исключительно в отношении лица, привлекаемого к ответственности, и не могут содержать выводов о виновности иных лиц, — отметил судья Владимир Ушаков.

Пора менять правила

Валерий Никонов будет судиться и дальше: он уже подал апелляцию. Административное дело пересмотрят 1 сентября 2021 года в областном суде.

Автоэксперт Дмитрий Ларионов считает, что шанс вернуть водительские права у Никонова, безусловно, есть, если будет доказан факт езды Каламова на мопеде. В первой инстанции технические параметры электросамоката даже не рассматривали, а потерпевший (по словам Никонова) заявил, что у него нет технических документов. Тем не менее модель электросамоката известна и есть возможность уточнить у производителя мощность электродвигателя.

— Наша сегодняшняя ситуация такова, что все действующие нормы ПДД, ГОСТов и различных технических средств организации движения создавались, исходя из расчетов средней скорости у пешеходов, — объяснил Дмитрий Ларионов. — Когда мы говорим о пешеходе, мы должны понимать, что пешеход — это тот, кто идет пешком. Если к пешеходу кто-то приравнивается, это на ПДД и, главное, на реакцию водителей никак не влияет.

То, что в последние годы появились такие скоростные участники движения, которые приравниваются к пешеходам, но в общую картину не укладываются, ломает всю систему правил безопасности. Фактически это приводит к тому, что водители, не ожидая от пешеходов высокой скорости, оказываются заложниками ситуации. Это приводит к тому, что, как в случае с Никоновым, автовладельцы получают удар оттуда, откуда не ожидают. А следовательно, любители электросамокатов сами ставят себя в ситуации, в которых они оказываются потерпевшими.

Есть ощущение, что сегодня в адаптации и перекройке нуждается вся нормативная база, обеспечивающая безопасность на дорогах.

Электросамокаты обязательно должны быть выделены в отдельную категорию транспортных средств. К этому нас методично подводит вся существующая ныне практика.

Если суды и дальше будут считать таких участников пешеходами, то автовладельцам лучше совсем не садиться за руль. Абсолютно любой, даже самый законопослушный водитель может стать заложником ситуации, не имея никого умысла на нарушение ПДД, — подытожил эксперт.

Многие урбанисты уверены, что самокаты — это новая форма мобильности в крупных городах. И они не исчезнут, а будут становиться всё популярнее

Многие урбанисты уверены, что самокаты — это новая форма мобильности в крупных городах. И они не исчезнут, а будут становиться всё популярнее

Поделиться

Ранее мы публиковали большой разбор от наших челябинских коллег, посвященный проблемам юридического статуса самокатов. Фактически летом 2021 года силовики и правозащитники объявили войну кикшерингу, который вошел во многие города России.

А в Екатеринбурге мэрия и сервисы кикшеринга договорились о создании в городе зон, где скорость самокатов будет снижена. О проблеме высказывался глава города Алексей Орлов и признавал, что растет количество серьезных ДТП.

По теме (14)

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК15
  • СМЕХ17
  • УДИВЛЕНИЕ5
  • ГНЕВ172
  • ПЕЧАЛЬ5

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Екатеринбурге? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Loading...
Loading...