Спустя почти три года у аэропорта Жуковский всё еще можно найти огороженный участок в конце стоянки для автобусов Мосгортранса. Его забор высотой чуть больше двух метров скрывает от любопытных глаз то, что осталось от самолета «Уральских авиалиний». 15 августа 2019 года он совершил аварийную посадку на кукурузное поле рядом с аэропортом. Наши коллеги из MSK1.RU узнали, где сейчас находятся обломки самолета.
15 августа 2019 года в 06:12 из аэропорта Жуковский в Симферополь вылетел борт А321 «Уральских авиалиний». Во время взлета самолет столкнулся со стаей чаек, после чего у него отказали оба двигателя. Командир экипажа Дамир Юсупов принял решение сажать самолет на ближайшее поле. Тогда же появилась, а после стала крылатой фраза бортпроводника Дмитрия Ивлицкого, сказанная им пассажирам: «Идем правее, на солнце, вдоль рядов кукурузы». Все 233 человека (226 пассажиров + 7 членов экипажа) на борту остались живы. Следственный комитет возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта). А Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал свое расследование причин случившегося. После завершения следственных действий на месте посадки самолет решили переместить к аэропорту Жуковский. Для этого его распилили на части.
Еще в августе прошлого года добраться до остатков самолета было проще. Судя по публикациям СМИ и рассказам блогеров, часть забора отсутствовала. Ее же нет и на спутниковом снимке в «Яндекс.Картах». Охране тогда до обломков и гуляющих возле них людей вовсе не было дела.
Сейчас всё еще сохранилась тропинка, по которой можно обойти вокруг забора и забраться на бетонные плиты за ним. Но стоит учитывать, что теперь появилась не только недостающая часть забора, но еще прожекторы и камеры. И охранник, который спустя некоторое время заметил меня и ленивым шагом направился в мою сторону. Правда, всё общение с ним закончилось фразами: «А что вы тут делаете?» и «Тут нельзя находиться». После того, как мужчина убедился, что я ушел от места с обломками самолета, он вернулся к себе за ограждение.
Если сравнивать с фотографиями, сделанными год назад, и со спутниковым снимком, то обломков явно стало меньше чуть ли не в 2 раза. В интернете тогда многие обсуждали состояние лайнера: одним было интересно, почему же его не утилизировали, а другие хотели себе кусочек самолета. И кажется, что мечта некоторых людей всё-таки случилась и они заполучили своеобразный сувенир.
Оценить же состояние кабины внутри невозможно: кроме полноценного забора, она теперь спрятана под чем-то похожим на брезент, им же закрыта и сохранившаяся хвостовая часть. Отчетливо на территории видны остатки крыльев, шасси и прочих мелких деталей, которые раньше были частью фюзеляжа лайнера.
А что с расследованием?
В причинах случившегося сразу после аварийной посадки самолета в поле начали разбираться несколько ведомств. С одной стороны, уголовное дело завел Следственный комитет РФ, с другой, расследование начали МАК и Росавиация. Вот только результаты их работы до сих пор неизвестны. МАК должен был опубликовать заключение или промежуточные итоги еще в середине августа 2021 года, но так этого и не сделал. Хотя это обязывает его делать международное законодательство.
Единственный раз, когда МАК опубликовал предварительные данные расследования, оказался август 2020 года. Тогда в документе говорилось, что комиссия завершила большую часть работ: провела полный анализ данных наземных и бортовых средств объективного контроля, исследовала данные блоков контроля неисправностей воздушного судна, двигателей и их повреждений.
Как пишет портал 66.RU, такое поведение комиссии «совершенно нетипично».
— В его истории не было другого происшествия или катастрофы, расследование которых велось бы так долго и при этом сопровождалось отказом от обнародования уже готового предварительного отчета. Случай с самолетом «Уральских авиалиний» в этом плане уникальный, — сказано на сайте.
В следующий раз о результатах расследования МАК заговорили уже в ноябре 2021 года. Совладелец и генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов в интервью РБК заявил, что «Межгосударственный авиационный комитет уже подготовил документ по результатам расследования ЧП и обсуждает его с Росавиацией». Но спустя полгода его так публично никто и не увидел. Публикаций о нем найти не удалось. Там же Скуратов рассказал, что «нашли значительное количество птичек», вероятнее всего, речь идет про двигатели самолета.
Единственное, что о неком опубликованном отчете МАК 22 апреля 2022 года сообщал телеграм-канал BAZA. Но ни документов, ни ссылок на них в нем опубликовано не было. На сайте МАК отчет на момент написания статьи также отсутствует.
Не опубликована и расшифровка самописцев, которая показала бы, сколько двигателей и в каком режиме работало. И даже расшифровка переговоров вновь появилась только в телеграм-канале BAZA, уже позднее ее подлинность подтвердили представители «Уральских авиалиний».
Командир A320 Андрей Литвинов в декабре 2021 года в интервью «Редакции» заявил, что пилоты допустили ошибки.
— Была дана педаль, очень сильно, вышли интерцепторы. Самолет был загнан в такой режим, что он начал сыпаться. И они (экипаж) поняли, что они сыпятся, и стали убирать шасси, когда поняли, что шасси мешают им лететь, — заявил Литвинов.
Пилот в том же интервью заявил, что результаты расследования опубликованы не будут, потому что экипаж самолета уже наградили.
Стоит сказать, что сразу после инцидента Росприроднадзор назвал его возможной причиной чаек и подтвердил наличие несанкционированной свалки в двух километрах от аэропорта. После этого была создана комиссия для проверки свалок рядом с аэропортом Жуковский.
Что будет с обломками?
Как заявил РБК Сергей Скуратов, обломки утилизируют только после того, как закончится официальное расследование и Следственный комитет РФ не даст на это свое разрешение. Но о его сроках окончания ничего неизвестно.
Пока же оставшиеся части разрезанного самолета продолжают лежать рядом аэропортом, но уже в чуть большей безопасности от рук и взглядов неравнодушных граждан.
Ранее стало известно, что про «чудо на кукурузном поле» снимут художественный фильм. Консультантом будет пилот Дамир Юсупов. Он поделился подробностями. Съемками займется команда известного режиссера Сарика Андреасяна.
Напомним, экстренная посадка самолета «Уральских авиалиний» в кукурузное поле произошла 15 августа 2019 года. Сам Дамир был удостоен звания Героя России. Прочитайте наше интервью с ним.
Всю информацию о «чуде на кукурузном поле» мы собираем в специальном разделе.