Профессиональный праздник дорожников учредили в 1996 году, и сегодня его отмечают ежегодно в третье воскресенье октября. К этой же дате, как правило, завершается сезон дорожных работ и можно подводить определенные итоги.
Мы поговорили с Владимиром Оглоблиным, первым заместителем начальника «Управления автомобильных дорог», о том, что сделано в этом году, каких перемен ждать в будущем и как вообще за 30 лет изменились уральские дороги. Спойлер: дорожникам действительно есть чем порадовать автомобилистов.
- Главное событие года: кольцо сомкнулось
- Дороги сегодня не то что раньше
- Главное, чтобы костюмчик сидел
- 11 тысяч километров дорог
- На Урале для дорог всё свое — домашнее
- Чего ждать автомобилистам: где станет меньше пробок
- Профессионалы, которые ничего не боятся
Главное событие года: кольцо сомкнулось
Наконец это произошло: кольцевая автодорога вокруг Екатеринбурга сомкнулась в этом году. Ее строительство началось еще в 1989-м, накануне больших перемен в истории страны, и завершилось только спустя 33 года. Южное полукольцо построено, и теперь автомобилисты могут объехать весь город, минуя центральную часть мегаполиса. Этот участок первой дорожной категории с шестиполосным движением на большей своей части уже сегодня пропускает в среднем 40 000 машин в сутки.
— Это действительно знаковое событие для города и области, — рассказал Владимир Оглоблин. — Далеко не каждый миллионник может похвастать кольцевой дорогой. Но мы не будем останавливаться на достигнутом. В ближайшем будущем мы продолжим реконструкцию других участков ЕКАД, чтобы повысить их категорию, увеличить пропускную способность и скорость потоков. В частности, мы проектируем реконструкцию наиболее загруженного северного полукольца.
Дороги сегодня не то что раньше
В дорожной отрасли практически каждый год меняются какие-нибудь нормативы и ГОСТы. И за 30 последних лет перемены произошли просто колоссальные. На дорогах стало в разы больше машин: в одном только Екатеринбурге зарегистрировано сегодня более 620 тысяч машин. В советское время на 1000 человек населения приходилось около 60 автомобилей. Сейчас эта цифра превышает 370. А ведь речь только про легковой транспорт. Можно представить, насколько возросла нагрузка на дорожную сеть. Но дорожники справляются.
— Действительно, машин становится всё больше, они тяжелее, а движение — интенсивнее, — подтвердил Владимир Оглоблин. — Если в 80-х годах на некоторых дорогах было достаточно положить 20 сантиметров щебня и слой асфальта, и два-три десятка машин в день нормально ездили по ним, то сейчас существенно возросшие нагрузки требуют совсем других технологий. Очень сильно изменились требования к асфальтобетону. Он стал более устойчив к износу, колееобразованию и динамическим нагрузкам. То же самое и с мостами: балки, опоры, покрытие — всё рассчитывается под новые условия эксплуатации. Требования к техническим характеристикам и качеству серьезно изменились за эти годы.
Главное, чтобы костюмчик сидел
Дорожники говорят, что работать стало и сложнее, и интереснее. Если еще недавно многие работы выполнялись вручную или на каких-то старых катках и асфальтоукладчиках, то сейчас в распоряжении дорожников — современная надежная техника и новые технологии.
В Екатеринбурге в этом году, например, состоялось еще одно интересное и важное событие. На участке подъезда к железнодорожной станции Кольцово был закончен экспериментальный участок дороги, созданный по технологии «Суперпэйв». Это высокотехнологичный асфальтобетон, который впервые применили на уральской дороге. Суть метода состоит в том, что специально для данной дороги был разработан уникальный рецепт асфальтобетонной смеси с улучшенным битумом. Это более персонифицированный, но и более затратный подход к каждой дороге.
— По сути это как купить костюм, даже хороший, в магазине или заказать и пошить комплект в ателье из определенного материала, по индивидуальным меркам для идеальной посадки, — объяснил шутя Владимир Николаевич. — Мы отремонтировали на этом участке 10 километров, 3 из них сделали по этой технологии. Теперь мы будем испытывать и диагностировать новое покрытие. Любой человек также может проехать и оценить разницу. Если этот участок лучше покажет себя в эксплуатации, чем обычный, мы будем масштабировать этот опыт дальше.
11 тысяч километров дорог
С 2016 года Свердловская область участвует в национальном проекте БКД — «Безопасные качественные дороги». Основная его цель — привести всю дорожную сеть в нормативное состояние. В ведении «Управления автомобильных дорог» в Свердловской области 11 000 километров дорожных путей различного назначения. Можно представить, какой огромный фронт работ стоит перед уральскими дорожниками.
— Начинали мы с того, что у нас всего 49,9% дорог соответствовало нормативам, — рассказал Владимир Оглоблин. — Перед нами поставили задачу повысить этот процент в ближайшие годы. В рамках нацпроекта мы отремонтировали в этом году 127 километров дорог, 11 километров построили с нуля и реконструировали. Привели 8 мостов в соответствие нормам. Для дорог в городских агломерациях Екатеринбурга и Нижнего Тагила нам уже удалось повысить показатель до 78%, для остальных областных дорог — до 51,23%.
Вторая заявленная цель нацпроекта — снижение аварийности и смертности на дорогах. Поставлена задача снизить летальность до 4 случаев на 100 тысяч населения. За 9 месяцев 2022 года на региональных автодорогах Свердловской области этот показатель составил 3 случая на 100 тысяч населения. Дорожники призывают автомобилистов соблюдать ПДД и не превышать скоростной режим даже на хороших дорогах, чтобы снизить эту тревожную цифру.
На Урале для дорог всё свое — домашнее
Когда спрашиваешь дорожников, каково это — строить дороги на Урале, они отвечают, что на одном километре тут может встретиться и болото, которое надо выторфовывать, и скальный грунт, который приходится дробить. И при этом сразу переходят к плюсам. В частности, отмечают практически полную независимость российской дорожной отрасли от санкций и других событий турбулентного рынка.
— Я точно не вижу существенного воздействия этих санкций. Да, мы используем чаще всего импортную технику, но пока не испытываем в ней дефицита. А всё остальное у нас свое. Нефть для битума наша, щебень, скальный грунт добываются в местных, уральских карьерах. Те же Тюменская область и ХМАО не могут похвастать таким изобилием.
Некоторые проблемы у дорожной отрасли возникли, когда начали расти цены на материалы, но сейчас они тоже стабилизировались. К тому же государство со своей стороны отслеживает эти моменты и позволяет, к примеру, увеличить цену контракта, если это связано с инфляцией. Так что дорожники сохраняют присущий им оптимизм.
Чего ждать автомобилистам: где станет меньше пробок
Не только ландшафт, но и, конечно, климат ограничивает дорожников. Неслучайно они заканчивают сезон к своему профессиональному празднику, дальше вести работы при отрицательных температурах уже рискованно.
В это время дорожники занимаются подведением итогов и делятся планами на ближайшие 10–15 лет. А они, как оказалось, достаточно серьезные. Это и модернизация отдельных участков ЕКАДа, включая реконструкцию на северном полукольце путепроводов транспортных развязок, чтобы облегчить горожанам выезды на ТЭЦ и Березовский. Также «Управление автодорог» проектирует так называемый дублер Космонавтов, который разгрузит поток, направляющийся в Верхнюю Пышму. Согласно проекту, это тоже будет современная дорога первой категории, которая пройдет до улицы Фрезеровщиков, а в перспективе — и до Проезжей, которая также будет реконструирована в соответствии с генеральным планом города Екатеринбурга.
— Что касается области, — добавил Владимир Оглоблин, — мы проектируем объезд Нижнего Тагила по восточной границе города. В проектных планах и объездная дорога вокруг Ивделя. Чтобы улучшить межрегиональную логистику, мы сейчас проектируем также совершенно новый выход на ХМАО из Тавды. Со своей стороны дорожники ХМАО будут двигаться нам навстречу, и на границе между регионами должна произойти торжественная смычка.
Профессионалы, которые ничего не боятся
Все эти масштабные проекты были бы невозможны без участия главных действующих лиц — дорожников. Именно их опыт и навыки помогают несмотря на погоду, санкции, ландшафт и горящие сроки делать свою работу качественно.
В этом году замыкали ЕКАД силами многих организаций, но золотой костяк составили трест «Уралтрансспецстрой», компания «Жасмин» и «УралДорТехнологии». Благодаря их профессионализму теперь тысячи машин ежедневно преодолевают свой путь домой гораздо быстрее. Компания «Свердловскавтодор» уже приступила к реконструкции следующего участка кольцевой. А компания ГУДСР обеспечила проектирование и укладку того самого суперсовременного экспериментального участка и задала дорожникам Свердловской области новый вектор развития. Компании «Мелиострой», «Промстройдекор» и ряд других компаний тоже отлично показали себя в этом году: автомобилисты уже оценили комфорт движения по дорогам, которые отремонтировали эти подрядчики.
Есть у этих компаний и кое-что общее. Все эти организации могут выполнять практически полный комплекс дорожных работ — от проектирования и строительства до содержания автодороги в надлежащем состоянии. Для этого у них есть и собственная техника, и заводы, а главное штат людей — профессионалов своего дела.
— Знаете, куда бы не повернула их жизнь, дорожники стараются идти по прямой и не боятся трудностей. Это всегда люди очень смелые, трудолюбивые, они не боятся непогоды и понимают ту ответственность, которая на них лежит. Те, кто отвечает за содержание дороги, делают это и день, и ночь. Если выпал снег, они не пойдут домой спать, а будут приводить покрытие в нормативное состояние. А те, кто строит дороги, знают, что есть график, и если надо сдать дорогу вовремя, они всё для этого сделают. Раньше, завершая очередной проект, дорожники устраивали какой-то праздник, разрезали ленточки. Сегодня этого почти нет, потому что это не главное. Для людей важнее, чтобы поскорее открылись дороги и началось движение.
«Управление автомобильных дорог» и Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» поздравляет своих коллег с профессиональным праздником — Днем работников дорожного хозяйства.
Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала», Asdorural.com