Беспрецедентный случай произошел этим утром в Кемерове: там на Кузнецком мосту столкнулись два трамвая. Управление потерял старый вагон АКСМ-60102 белорусского производства, он скатился с уклона и протаранил попутный трамвай. В соцсетях опубликовали жуткое видео, на котором запечатлено, как у неуправляемого вагона на ходу отлетает дверь, откуда выпадает человек. Итог: пострадали 70 пассажиров, один погиб.
Очевидцы сообщили, что в салоне трамвая, попавшего в ДТП, незадолго до столкновения пахло горелыми тормозами. В Кемеровской электротранспортной компании (КЭТК) заявили, что это неправда, вагон был исправен и в штатном режиме отработал первый рейс маршрута. В причинах трагедии сейчас разбираются автоинспекторы и следователи.
Масштабные аварии с участием трамваев — редкость, но похожие случаи были и в нашем городе. Мы решили вспомнить три наиболее резонансных эпизода с неуправляемыми вагонами.
Трамвайный дрифт на Радищева
Самый свежий случай произошел 30 мая 2022 года. В тот день вагон маршрута № 33 съехал с Московской на Радищева (где довольно крутой поворот) и внезапно пошел в занос. Неуправляемый трамвай протащило несколько десятков метров, после чего он въехал во встречный состав и легковушку. К счастью, никто не пострадал. У 33-го трамвая оказались серьезные повреждения.
Позднее в Гортрансе сообщили, что Tatra задрифтила из-за постороннего предмета, лежавшего на путях. Колесо выкинуло с рельсов, и вся задняя тележка просто уехала в сторону, развернув вагон. В такой ситуации тормоза оказались бесполезными.
«Бешеный» трамвай на Ленина
Резонансный случай, произошедший в июле 2018 года. Тогда с уклона укатился трамвай маршрута № 26. Неуправляемый вагон проехал несколько кварталов по улице Гагарина, повернул на проспект Ленина и там и врезался в другой трамвай, стоявший на остановке.
ЧП произошло из-за грубого нарушения правил безопасности: водитель Марина Шкуратенко растормозила вагон, стоявший на уклоне, и он сдвинулся с места. Попытки остановить его руками ни к чему не привели. В аварии пострадали два человека: женщина-кондуктор порезала руку, а пассажир Вадим Майбин тяжело травмировал спину и получил переломы ребер. Он долго судился с ЕМУП «Гортранс» и в итоге получил внушительную компенсацию.
Марину Шкуратенко признали виновной в причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности (ч. 2 ст. 118 УК РФ) и назначили один год ограничения свободы. Мы встречались с водителем трамвая после суда. Она искренне сожалела о произошедшем.
Крушение в повороте на Челюскинцев
Малоизвестный эпизод, произошедший в Свердловске 25 мая 1969 года. На повороте, где улица Московская переходит в Челюскинцев, сошел с рельсов и опрокинулся трамвай. Причину аварии объясняли так: к вагоновожатому постучалась пассажирка, попросила повесить сетку с яйцами, чтобы их не раздавили в переполненном вагоне. Водитель отвлекся на нее и не справился с управлением.

Многие воспринимают эту версию как байку. По словам одного из водителей, в кабине того трамвая была перегородка и пассажирка не могла передать вагоновожатому сетку и отвлечь его. Официально в ТТУ о той аварии известно мало. Нет упоминаний о случившемся и в газетах того времени, что неудивительно — такие ЧП тогда не афишировались.

Известно, что единственным погибшим в том происшествии стал молодой свердловчанин Олег Филиппов. Ему было 16 лет. Олег учился в школе № 66 на Эльмаше, занимался парусным спортом. В день аварии парень спешил на тренировку на ВИЗ. По нашим данным, водителя после происшествия на Челюскинцев осудили. К работе в трамвайном депо он не вернулся.
Позднее опасный участок на Челюскинцев — Московской откорректировали: изменили радиус поворота, ограничили скорость движения и перенесли остановку, раньше она была за поворотом, а сейчас — перед ним.