пасмурно, дождь

ощущается как 0

вос.

Страна и мир Американцы отправились за черными дырами

Американцы отправились за черными дырами

Международная астрофизическая обсерватория Swift отправилась в космос изучать вспышки гамма-излучения. Данные, полученные аппаратом на орбите, помогут американским и европейским ученым обновить познания о черных дырах и даже рассказать о зарождении новых внегалактических объектов.

В ночь на воскресенье с космодрома Канаверал во Флориде стартовала ракета-носитель Delta II, которая вывела в космос астрофизическую обсерваторию NASA Swift. На околоземной орбите высотой около 600 км аппарат займется исследованием гамма-излучения, заняв место своего предшественникаљ- прибора BATSE на борту гамма-обсерватории Compton, которую NASA затопило еще в 2000 году, после девяти лет успешной работы. Гамма-излучение даст ученым информацию о рождении новых внегалактических объектов.

Основной задачей нового спутника станет обнаружение и исследование гамма-всплесков, которые уже почти сорок лет остаются одними из самых загадочных астрономических явлений. Эти вспышки, хотя и являются интенсивно исследуемым видом взрывов во Вселенной, происходят непредсказуемо и длятся от нескольких миллисекунд до нескольких минут. Это немало затрудняет их изучение, тем более что, по словам ученых, ежедневно можно зафиксировать не более одной такой вспышки. "Но Swiftљ- небольшой спутник с большим аппетитом",љ- отметила руководитель отдела изучения вселенной Энн Кинней. Как ожидают разработчики проекта, обсерватория будет обнаруживать и анализировать более чем 100 гамма-всплесков ежегодно. "Swift настроен на 30-летнюю охоту за вспышками,љ- сказала Кинней.љ- Задача аппаратаљ- понять природу каждой из них, обнаружить источник вспышки раньше, чем она исчезнет".

Обсерватория стала более чувствительной по сравнению со своей предшественницей. Ее даже назвали в честь вертких птиц стрижей (swiftљ- стриж), так как в момент обнаружения вспышки первичными детекторами аппарат способен быстро развернуться, нацелив на источник основные приборы. Swift оборудован тремя телескопами, работающими в оптическом, ультрафиолетовом, рентгеновском и гамма-диапазонах. В течение 20-75 секунд после обнаружения гамма-всплеска обсерватория будет быстро перенастраивать их так, чтобы рентгеновский и оптический телескопы могли уловить менее жесткие световые волны, испускаемые после вспышки. Одновременно аппарат будет передавать информацию на Землю, где попытаются выяснить происхождение той или иной вспышки, классифицировать ее, а также определить, как распространялась взрывная волна.

Ученые считают, что рано или поздно смогут понять природу того огромного выброса энергии, который порождает вспышки гамма-излучения. Например, на данный момент существует гипотеза так называемых гиперновых, по которой такие вспышки возникают при взрывах звезд, масса которых в 20-100 раз превышает массу Солнца. Эти взрывы приводят к появлению черных дыр, концентрация материи в которых настолько велика, что дыра удерживает даже фотоны, то есть свет. Ученые не исключают, что существуют вспышки и другого типа, которые происходят при слиянии нейтронных звезд или даже черных дыр, движущихся друг вокруг друга в экзотических двойных звездных системах. По словам специалистов, аппарату Swift предстоит разобраться в этом вопросе хотя бы частично.

Как отмечают представители NASA, Swift Gamma Ray Burst Explorerљ- проект американского космического агентства, разработанный совместно с итальянским космическим агентством и советом по физике элементарных частиц и астрономических исследований Великобритании. Стоимость проекта оценивается в $250 млн.