На ликвидацию последствий экологической катастрофы в Керченском проливе уйдет до 10 лет, считают специалисты Международной экологической группы "Экозащита". Работы по очистке воды и побережья обойдутся в четыре миллиарда российских рублей, подсчитали там. По мнению других специалистов, в прибрежной части ликвидация последствий катастрофы займет десятки лет.
Ликвидации последствий и оценке ущерба были посвящены и переговоры премьеров России и Украины, встретившихся во вторник в районе бедствия. Стороны договорились о создании совместной комиссии. Весь ущерб природе будет подсчитан в течение текущей недели, оплатить его придется судовладельцам, чьи суда находились в акватории пролива в момент трагедии, заявил Виктор Зубков. Его украинский коллега Виктор Янукович предложил России изменить условия эксплуатации Керченского пролива.
В результате шторма, по уточненным данным Госпогранслужбы Украины, пострадали 15 судов в Керченском проливе и Черном море. Из них четыре судна затонули - это три российских сухогруза "Ковель", "Вольногорск" и "Нахичевань", грузинский "Хач-Измаил". На мель выбросило шесть судов: две российские баржи, морской кран в Севастополе и три сухогруза - два турецких и один украинский.
Всего пострадало 85 человек, из них удалось спасти 65 человек, поиски 20 (15-ти - в районе мыса Херсонес и пяти - в Керченском проливе) продолжаются, передает РИА "Новости".
Из затонувших судов, по данным украинской погранслужбы, вытекло более 1 тысячи тонн мазута (еще около 15 тысяч тонн мазута находится на судах) и 4 тысячи 460 тонн серы. В районе Керченского пролива уже собрано более 700 тонн нефтепродуктов.
По оценке экологов, в результате гибели танкеров в море вылилось около двух тысяч тонн мазута, при этом часть данного вещества уже опустилась на морское дно. "Очевидно, что очистить дно практически не представляется возможным, поэтому значительная часть загрязнения останется в море", - полагают они.
Если последствия попадания в воду серы пока не очевидны, то разлив мазута уже дал наглядные результаты. Около 9000 рыб уже погибли в Керченском проливе из-за разлива мазута после крушения танкера "Волгонефть-139", сообщил во вторник РИА "Новости" руководитель центра общественных связей Государственного комитета РФ по рыболовству (Госкомрыболовство) Александр Савельев. В частности, речь идет о таких видах рыбы, как пиленгас, бычки и хамса.
Около тысячи птиц лежали на пляже: их перья слиплись от мазута, и они не в состоянии летать, сообщает корреспондент британской газеты The Times. Рабочие сказали, что на птиц нападают одичавшие собаки.
Сейчас в ликвидации последствий катастрофы, которая уже получила трансграничный характер, задействовано свыше 340 человек, используется 69 единиц специальной техники и три воздушных судна.
В Керченском проливе будет установлена дамба, которая воспрепятствует прохождению нефтяного пятна в Азовское море. Как планируется, дамбу установят между мысом Тузла на Таманском полуострове России и украинским островом Тузла. Там же выставят боновые заграждения.
По мнению специалистов, катастрофу в Керченском проливе "можно назвать долгожданной", поскольку Россия, которая постоянно наращивает экспорт нефти через Черное море, использует старые танкеры, уже запрещенные в Европе.