Сейчас+5°C

Страна и мир мнение Марокко. Испания. Апрель

Марокко. Испания. Апрель

Очерк о путешествии из Барселоны до Сахары

В этот раз, придумывая себе маршрут на весну, я захотела как-то разнообразить своё традиционное европейское направление. Поскольку Люфтганза порадовала распродажными билетами в Испанию, то рассматривались соседи этой страны. И наиболее заинтересовало именно Марокко. Хотя с ним у меня и были всего две ассоциации: вкусные апельсины (воспоминание ещё из перестроечных времён) и горы Атлас (на уроках географии в школе я не спала (:).

Выбирая какие города посетить в Испании, я решила поездить по южной половине страны, а северную часть (а именно — интересующие меня путь Сантьяго и страну Басков) совместить с Португалией в другой раз. Марокко оказалось очень разнообразной страной. По нему маршрут хотелось придумать такой, чтобы, во-первых, конечно, залезть в горы, затем — съездить в пустыню, ну, и ещё на побережье океана побывать.

Маршрут

Формат данной поездки предполагался по возможности бюджетным и насыщенным: проживание в хостелах, все перемещения — на общественном транспорте, ну и без раздумий жертвование комфортом ради «увидеть побольше». Путешествовало нас двое: я и готовая смело переносить некоторую ограниченность в комфорте моя попутчица.

Первый день поездки начался с перелёта в Барселону с длинной стыковкой во Франкфурте. Во Франкфурте — городе стеклянных небоскрёбов, стоит подняться на смотровую площадку на 200-метровой башне Майн Тауер. На мой взгляд, с этого ракурса город предстаёт в наиболее красивом виде.

Переночевав в Барселоне, мы сразу покинули этот город, оставив знакомство с ним на последок. Так как планировалось много перемещаться на поездах-электричках, то я, как обычно, купила специальный железнодорожный проездной InterRail Pass. Для лиц до 26 лет он стоит 175€ на 6 любых дней в течение месяца. На удивление, в этот раз большой экономии не вышло из-за специфики местных поездов, на большинство из которых всё равно приходилось делать обязательные платные резервации.

Первым испанским городом для нас стала Сарагоса — крупный город, основанный римлянами ещё до новой эры. В городе находится просто необъятное количество дворцов и соборов. Мне Сарагоса очень понравилась, впрочем, как и все города на букву «С» в дальнейшем по маршруту. (:

Из Сарагосы мы поехали в Мадрид, где остановились на несколько дней. Про Мадрид писать особо не буду: да, столица! Но музей Прадо, скульптура медведя с земляничным деревом и остальной набор достопримечательностей оставили меня равнодушной в отличие от милых средневековых городков в окрестностях Мадрида.

Прежде всего, Толедо, «обтекаемая кольцом реки гранитная скала, окруженная оливковыми рощами и пронизанная запахами тимьяна и розмарина». В этот необычный город, находящийся всего в получасе езды на юг от столицы, обязательно стоит заехать. Средневековость и величие города подчёркивают массивные ворота и мосты, перекинутые через реку Тахо.

Авила — ещё один городок в часе езды от Мадрида. Он окружён крепостной стеной периметром 2,5 км, продолжающей охранять город и в наши дни. Удивительно, что стена была воздвигнута за рекордные 9 лет! Авила, чьё название в средние века было Авила-де-лос-Кабальерос, не спроста имеет славу города рыцарей. Во время прогулки по тихим мощёным улочкам, вполне естественной выглядела бы встреча с таким персонажем, поскрипывающим своими доспехами.

Ну и Саламанка — городок, находящийся чуть подальше от Мадрида, в двух часах езды. Его стоит посетить, чтобы посмотреть Старый и Новый соборы и Университет. Старый собор был заложен в XII веке, после освобождения города от мавров. Строительство нового собора началось тремя веками позже, во время господства платереско — стиля, характеризующегося украшением зданий мельчайшей узорной резьбой. В этом же стиле построена ещё одна достопримечательность Саламанки — один из старейших в Европе университетов. Обязательно стоит забраться на его башни и посмотреть, как солидно смотрятся соборы Саламанки с высоты.

С университетом связано одно предание. На резном фасаде здания спрятана лягушка, сидящая на черепе. Для того чтобы учёбе сопутствовал успех, студенту нужно найти её в сплетениях растительного орнамента. Лягушка эта давно стала символом города и талисманом всех учащихся.

Саламанка мне очень пришлась по душе и вызвала светлую ностальгию по студенческим годам. Даже захотелось опять вернуться в универ и углубиться в учёбу…

После Мадрида мы направились на юг. Следующим городом по плану была Кордова, некогда столица Кордовского халифата. В застройке города сильно отразилось нахождение в течение 5 веков под властью мавританского владычества. И сейчас влияние арабской культуры продолжает оставаться очень сильным. При этом уже почти тысячелетие христианство и мусульманство мирно сосуществуют в этом городе.

После Кордовы мы направились в находящуюся неподалёку Севилью — столицу Андалусии. Долго в недоумении бродили по городу в поисках того, от чего же все так восхищаются ей. Мне вообще навязчивые воспоминания о Вене лезли в голову — ну, правда, похоже! И вот к вечеру — нашли! Достаточно было на площадь Испании, оказывается, выйти. На ней всё-всё сделано из чего-то, похожего на кафельную расписанную плитку. Выглядит сказочно! Для меня этого оказалось достаточно, чтоб тут же попасть под обаяние Севильи.

На следующее утро мы отправились в Кадис, по пути ненадолго заехав в маленький Херес-де-ла-Фронтьера, родину одноимённого креплёного вина. Кроме хереса этот городок знаменит разводимой здесь андалузской породой лошадей и лучшим в Испании мёдом.

Кадис — ослепительный город, главной достопримечательностью которого является... ветер. Белые дома, голубое небо и лазурное море Кадиса круглый год залиты щедрым солнцем. А ветер… да, он будет ненавязчиво и ласково играть с вами в глуби города, и покажет свою полную силу и необузданность, стоит выйти на берег. В этот город обязательно стоит заехать, если хочется проветрить голову, развеяться и освежиться.

Из Кадиса на автобусе мы приехали в Альхесирас — крупный город-порт, с морского вокзала которого можно уплыть в Марокко. Но мы решили ещё чуть задержаться на испанской земле, пусть и находящейся уже в Африке, и сели на паром до Сеуты — марокканского полуанклава.

Сеуту испанцы «прибрали к рукам» почти 5 веков назад и не согласились с ней расстаться в период деколонизации. За что и имеют сейчас крайне напряжённые отношения со своим марокканским соседом, всё более настойчиво заявляющим о претензиях на неё. Действительно, есть из-за чего спорить — над Сеутой возвышается гора Ачо, имеющая выгодное стратегическое положение. Сейчас на её вершине находится испанская военная база.

Дальше наш путь лежал в Марокко. Один из автобусных маршрутов Сеуты соединяет центр города и пограничный пост между Испанией и Марокко. Пешком остаётся пройти только нейтральную зону. На границе гражданам России просто ставят штамп с номером. И всё, добро пожаловать в Марокко!

Сколько же у нас было предрассудков об этой стране! Дюны, кишащие скорпионами, малярия, антисанитария… чем только не пугают туристов, собравшихся в Марокко. В действительности же всё обстоит не так плохо. Особенно, если настроиться пооптимистичнее. (:

Оказавшись у границы на стороне Марокко, мы сразу окунулись в хаос. Снующие туда-сюда арабы, по большей части с тюками одеял (кстати, для нас так и осталось загадкой: ну куда они их девают в таком огромном количестве!), укутанные с ног до головы женщины — все суетятся и галдят. И самое что печальное — никто не соглашается ехать в Танжер. Ну, нет — и ладно. Мы поддались уговорам и поехали в Тетуан, находящийся в 30 км от погранпоста, откуда до Танжера ходит рейсовый автобус. Впервые испытала такое — ездить всемером в обычной старенькой легковушке. Зато всего за 2€.

Попав на автостанцию в Тетуане, мы были изумлены организацией билетных касс: налетает толпа арабов, каждый из которых старается утащить нас в определённую кассу и обилетить. Причём ни расписания рейсов, ни табло с платформами — ничего нет, всё организовано стихийно: когда автобус заполнился, тогда и поехали. Попав, наконец, в Танжер, мы испытали большое облегчение. И впредь, каждый раз, когда нам нужно было куда-то ехать на автобусе, мы ёжились и тяжело вздыхали, потому что на всех автовокзалах творилось нечто подобное.

Танжер встретил нас дождём и промозглой погодой. «Ничего себе приехали в Африку», — подумала я. Был выходной день, банки закрыты. А без дирхамов далеко не уедешь. К счастью, на танжерском ж/д вокзале нам продали билеты за еврики, да ещё и дали сдачу дирхамами. Этот город оказался единственным, где европейская валюта более-менее в ходу. В дальнейшем приходилось время от времени совершать паломничество в банк.

Из Танжера до Рабата, а мы направлялись именно туда, поезд идёт 3,5 часа. Марокканские железные дороги мне понравились: всё чётко и все надписи дублируются на французском.

Дальше мы поехали на поезде в Касабланку — одну из крупнейших африканских агломераций, находящуюся в часе езды от столицы.

Из Касабланки мы отправились с Марракеш — пожалуй, самый туристический в нашем маршруте город, расположенный у подножья Атласских гор. Название марокканского государства происходит как раз от Марракеша, «наиболее африканского из всех марокканских городов». В древности он назывался «город Марокко», нынешнее название переводится как «красный город» из-за цвета окружающих его стен. Пожалуй, Марракеш наиболее поразил меня — своим контрастом, своим запахом, своими жителями. Я от него ждала гораздо... меньшего.

В Марракеше мы планировали остановиться на несколько дней. С тем, где мы будем ночевать, изначально думали определиться на месте. Но за пару дней до приезда сюда в интернете нашли неплохой вариант, в самом центре (медине). И вот, очутившись уже ближе к ночи в Марракеше, мы наивно сунулись в медину в поисках нужного адреса. Не один час прослонявшись по лабиринтам маленьких проулочков-закутков и истратив всё дружелюбие на то, чтоб отбиваться от навязчивых местных арабов-зазывал, мы бросили эту затею и сунулись в первую попавшуюся риаду — крайне распространённый тип местных маленьких отельчиков-ночлежек. Средняя цена ночёвки в них 120–150 дирхамов (~550 рублей) за двухместную комнату. Из удобств есть горячий душ, и иногда даже wifi.

В Марракеше, впрочем, как и по всей стране, пешеходом быть трудно. Светофоров для прохожих практически нет, а по дорогам в одном потоке вперемешку движутся велосипеды, мотики, ослики, машины.

Видимо, у марокканцев с детства формируется очень стойкий иммунитет ко всякого рода заразам. Пока пытаешься объяснить продавцу своё желание, чтобы он отвесил тебе маринованных оливок или нуги, не зачерпывая их прямо своими руками, а каким-нибудь иным способом, ухохотаться успеваете оба. Да что там! Радость доставляет просто купить батон, не облапанный со всех сторон булочником. Хотя всё равно он проводит тебя лукаво-недоумённым взглядом: мол, а вы думаете в процессе транспортировки его никто не успел повалять-помусолить (:

Марракеш — город не спящий. Хотя бойкая торговля и перформансы на улицах здесь не прекращаются до глубокой ночи, в 5–6 утра город уже во всю кипишит, народ бодро и шустро снуёт туда-сюда.

Про Марракеш говорят, что это «волшебный город, наполненный ароматом восточных специй и ошеломляющий феерией красок». Хех, про царящие здесь «ароматы» у меня надолго останутся яркие воспоминания. Порой идёшь — и просто подташнивать начинает от попурри из совершенно отвратительных запахов. Хорошо, что из Марракеша мы выезжали «на природу» и отдыхали от города.

Выбирая, в какой город на побережье съездить, чтобы полюбоваться океаном, мы остановились на Эссуэйре (в прошлом — Могадор). Путь на автобусе из Марракеша до неё занимает целых 3 часа. На улицах здесь умиротворённо и отсутствует курортный лоск — то, чего нам и хотелось!

В 130 км на восток от Марракеша в области Азиляль находится водопад Узуд. Общественным транспортом туда не добраться, нужно договариваться с местными. Путь на машине туда занимает почти 3 часа — такие уж там дороги! Спустившись к подножью водопада (а высота его 110 м!) и свернув с туристической тропы, можно вскарабкаться обратно наверх интересным маршрутом по крутому склону. У водопада туристов всегда поджидают непосредственные обезьянки в ожидании лакомств.

Я не могу представить себе отпуска без трекинга, хотя бы небольшого. Поэтому поездка в национальный парк Тубкаль и подъём на одноимённую гору — самую высокую в Северной Африки (4165) — для меня были чуть ли не самым желанным пунктиком всего нашего маршрута.

Восхождение на Тубкаль начинается в посёлке Имлиль, находящемся в 70 км от Марракеша. Добраться до него можно на такси либо воспользовавшись групповым трансфером. Посёлок находится на высоте 1740 метров, и путь до него по серпантинной дороге занимает не меньше 2 часов. Оказавшись в Имлиле, лучше всего идти в горы самостоятельно и всячески отбиваться от гидов, которые будут не давать прохода. Местные жители, в основном берберы, передвигаются по горам преимущественно на осликах.

В апреле, начиная с высоты примерно 3000 метров, ещё был снег. К лету он обычно полностью сходит.

Когда мы направились из Марракеша вглубь страны, на юго-восток, я стала ощущать себя как в зоопарке «по ту сторону вольера». Туристы в эти края заезжают не очень охотно. Так что в автобусах мы ездили исключительно с местным населением, пользуясь хорошей возможностью понаблюдать за жизнью южных марокканцев изнутри.

Путь до Варзазата лежал по живописным витиеватым дорогам в Атласских горах.

Мы направлялись в пустыню. Для этого из Варзазата нужно было добраться до Эрфуда, откуда до Сахары уже рукой подать.

Путь из Марракеша до Эфруда занял весь день, и, приехав в него, мы поняли, что до нужной нам деревни сегодня мы уже не доберёмся. Эфруд оказался достаточно глухим поселением. Не найдя ничего лучше, ночь мы провели в «шикарнейших апартаментах», в которые и заходить-то было страшно, не то, что там спать. Эта халупа обошлась в 150 (!) рублей и сильно потренировала нашу непритязательность (:

Все трудности пути сразу куда-то улетучились, когда мы-таки добрались до приюта в оазисе недалеко от деревни Мерзуга, находящейся всего в 50 км от границы с Алжиром. Совершенно неискушённые пустыней, мы утопали достаточно далеко от приюта, когда живо стали ощущать на себе полуденный зной здешних мест. Сначала расхотелось идти по пескам босяком. Потом стало казаться, что и сланцы уже начинают потихоньку плавиться. Карабканье даже на невысокую дюну давалось с большущим трудом. Когда мы возвратились в приют, решили никогда больше так опрометчиво не поступать (:

Вечером, оседлав верблюдов, мы вместе с ещё несколькими путешественниками поехали в кемпинг, намереваясь полюбоваться закатом и провести ночь в пустыне в традиционной бедуинской палатке.

Но желание лезть в палатку пропало напрочь, когда мы увидели потрясающе ясное ночное небо со звёздами, до которых, казалось, протяни руку — и вот она уже у тебя в кулаке. В общем, вытащив матрасы на песок и укутавшись в одеяла, мы провели ночь прямо в пустыне, слушая стрекот скарабеев и прочей живности (о том, что скорпионы здесь ещё как водятся, но не в это время года, мы пораспрашивали только наутро (:)

Когда настало время двигаться дальше, нам удачно попались попутчики, которые взялись подкинуть нас до Рашидии — достаточно крупного города на востоке страны. Каково же было наше удивление, когда на глухой дороге мы натолкнулись на патрульный пост с колоритными марокканскими полицейскими. И что самое обидное, они не преминули нас оштрафовать за непристёгнутые ремни на задних сидениях. На 30 €, о как!

Добравшись до Рашидии, мы купили билеты на ночной автобус до Мекнеса. И до полуночи слонялись по городу, ничем совершенно не выдающемуся.

Утром следующего дня мы очутились в Мекнесе — одном из 4 имперских городов (исторических столиц), на ряду с Марракешем, Фесом и Рабатом. Это был финальный день в Марокко, вечером мы планировали уплыть последним паромом в Испанию. Мекнес и Фес разделяют полчаса на поезде. В памяти у меня эти города слились в один. До чего же север страны отличается от всего того, что мы видели ранее! Чистотой, отсутствием докучающих арабов и бросающегося в глаза мусульманства в повседневной жизни.

Из Феса на поезде мы вернулись в Танжер. Путь занял почти 4 часа. Эх, не знали мы одну важную деталь: марокканцы настолько недолюбливают испанцев, что большинство паромов на Испанию отчаливает от порта, удалённого от города на 40 км. В общем, опоздали мы на последний паром. И ночь коротали на лавочке морского вокзала. Спозаранку, пройдя таможенные формальности, точь-в-точь как это бывает в аэропорту, мы покинули африканский континент.

В целом, по Марокко ещё хочется сделать пару замечаний. Всё-таки в эту страну лучше ездить в компании мужчин, иначе много сил приходится тратить на увиливание от общения с местными арабами. Крайне выручает знание французского — без него, наверное, было бы гораздо труднее. Потому что, если по-французски там говорит, ну пусть, каждый второй, то по-английски — где каждый десятый, а где и вообще никто.

Впечатления о Марокко остались… непростые. Уклад жизни населения немного удручает и отталкивает. То, что самостоятельно передвигаться по стране достаточно утомительно и, мягко скажем, небыстро тоже доставляет неудобства... Но всё же, природное богатство этой страны: непокорный океан, знойная пустыня, потрясающие горы — всё это затмевает небольшие трудности. И поток туристов, направляющихся в эту страну, ежегодно растёт. Марокко действительно заслуживает внимания.

Вернувшись в Испанию, мы поехали в Гранаду. Пожалуй, если б мне нужно было выбрать испанский город для проживания, я бы выбрала её. Город свежий, энергичный и интеллигентный.

Из Гранады мы вернулись в Барселону, воспользовавшись trenhotel-ем. По Барселоне решили поколесить на велосипедах, что оказалось ну очень приятным способом знакомства с городом. Байки брали в Barceloneta Bikes (carrer de l’Atlantida, 49) за 10€/сутки. Да-а-а… не на таком веле я привыкла катать, но всё равно, очень рекомендую!

Банальными фотками Саграда Фамилии и прочих поделок Гауди мучать не буду. Моим наиболее симпатичным воспоминанием о Барселоне останется подъём на веле-синглспиде на холм Монжуик (:

В последний день пребывания в Испании мы съездили в Жирону и в дом-музей Сальвадора Дали в Фигейрасе. Ну и на последок, заскочили в Портбоу и Сербер — крохотные городки на побережье, лежащие у подножья Пиренеев с испанской и французской сторон соответственно.

Из Барселоны перелёт был опять с длинной стыковкой во Франкфурте. Так как этот город мы уже посмотрели, то время скоротали во франкфуртском зоопарке. Домой я вернулась необычайно уставшая и довольнющая.

Текст: Анна_vozduh

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции