25 января вторник
СЕЙЧАС -12°С

«Попали в плен и пережили 4 суток шторма»: 60-летние супруги с Урала обошли на яхте вокруг света

Михаил и Зоя Колмогоровы рассказали о своих приключениях, которые длились четыре года.

Поделиться

Зоя и Михаил хотели потратить два года на кругосветку, а в итоге провели в путешествии четыре

Зоя и Михаил хотели потратить два года на кругосветку, а в итоге провели в путешествии четыре

Поделиться

Супругам Зое и Михаилу Колмогоровым из Екатеринбурга — за 60 лет. Последние четыре года они провели не на даче с грядками и не дома у телевизора, а на яхте в кругосветном путешествии. Изначально планировали пройти кругосветку за 2014–2015 год, но всё затянулось до 2017-го.

Поделиться

Зоя и Михаил даже познакомились в водном походе, когда ещё учились в институте. Потом приучили к морскому делу и детей — ходили на байдарках, пересекли Байкал под парусом. В 1997 году купили свою яхту и с тех пор не прекращали мечтать о большом путешествии по миру. О своих приключениях в кругосветке супруги рассказали в интервью E1.RU.

— По несколько месяцев в году мы отдыхали на яхте в Средиземном море, — рассказывает Михаил. — Но для кругосветки надо что-то побольше — чтобы каюты закрывались. Это ведь как космический корабль, в котором ты можешь автономно существовать. Нужно везти много пресной воды, еды и топлива. У меня есть бизнес, но для того, чтобы уйти в кругосветку, надо, естественно, всё бросить. Даже если кому-то поручаешь, то в конечном итоге всё равно никто за тебя работать не будет.

— Где проходил ваш маршрут?

— Начали мы с Турции, потом прошли через Средиземное море, зашли в Рим, Барселону, на Балеарские острова, на Канарские острова через Гибралтар. Потом дошли до Барбадоса, оттуда через Панамский канал в Тихий океан, его пересекли. Прошли по проливу между Австралией и Папуа — Новой Гвинеей, дошли до Индонезии, дальше — Малайзия, Сингапур, Таиланд. Там погостили год и три месяца. Но всё-таки надо было закончить — пошли на Никобарские острова, там нас на неделю задержали индийские военные.

Маршрут кругосветного путешествия. Старт и финиш — в Турции

Маршрут кругосветного путешествия. Старт и финиш — в Турции

Поделиться

— Ого, как это произошло?

— Там запретная зона… А мы пользовались непроверенной информацией. Зашли на остров, оттуда нас проводили на военную базу, где мы стояли неделю, пока шли переговоры между нашим консульством в Калькутте и военными. Мы созванивались с ними по несколько раз в день, а там всё очень неторопливо, поэтому простояли неделю. Там курорт, на самом деле. Стоишь на якоре в защищённой бухте, рыбачишь, купаешься, смотришь фильмы, бананы тебе привозят. Но формально мы были в плену, на берег сходить нам не разрешали. Когда всё уладили и нас отпустили, мы дошли до Шри-Ланки, потом Мальдивские острова, прошли через зону действия сомалийских пиратов. Она в самом начале Африканского рога.

— Не встретили их?

— Нет. Там организован коридор безопасности, если что — по рации связываешься с военными, постоянно летают самолёты, спрашивают, всё ли нормально. Постоянно курсируют военные корабли, но за всеми не уследишь — всё равно захватывают. Мы маленькая яхта, нас не трогали. Мы шли круглосуточно, ночью тушили все огни, даже ходовые, которые вообще-то всегда должны гореть. Но там все их тушат, чтоб не заметили пираты. Не переговаривались по рации. Поэтому проскочили нормально. Дальше дошли до Красного моря и по нему обратно до Турции.

Яхта достигает 14 метров в длину, 4 метра в ширину, имеет водоизмещение 10 тонн

Яхта достигает 14 метров в длину, 4 метра в ширину, имеет водоизмещение 10 тонн

Поделиться

— Сколько по времени длились переходы?

— Самый длинный переход был от Галапагосских до Маркизских островов. Это три тысячи миль — мы шли их больше месяца. Утопили там спутниковый телефон, две недели не было связи, нас тут потеряли. Дети уже собирались вызывать спасателей и нанимать вертолёты, чтобы нас искать. Но у нас был назначен определённый день, в который мы должны были дойти до следующей точки. Мы успели, пришли день в день. Дети сказали: «Где вы были? Мы завтра уже собирались лететь на поиски!»

— Как дети вообще отнеслись к вашему путешествию?

— У нас трое детей, они уже взрослые. Старшим сыновьям по 38 лет, дочке — 33. Когда мы вернулись, они сказали, что нами очень гордятся. Было очень классно от них такие вещи услышать.

Зоя и Михаил даже познакомились в водном походе

Зоя и Михаил даже познакомились в водном походе

Поделиться

— А как долго вы могли бы продержаться на запасах, если бы что-то случилось?

— Ну полгода-то точно! И потом, мы же ловили рыбу. За всё время — больше 200 штук. Можно было бы и больше, но у нас и так был полный холодильник. Бывало, что кто-то начинал просить: дайте уже макароны с тушёнкой! Доширак какой-нибудь считался лакомством, хотя у нас был тунец и солёный, и жареный, и копчёный.

— Вы не всегда вдвоём были?

— Зоя прошла 4/5 пути, до Таиланда. Всё это время мы постоянно шли вдвоём, но к нам на некоторых отрезках присоединялись наши друзья — прилетали в отпуск. Например, по Карибскому морю мы шли вшестером.

— Шли на парусах или с двигателем?

— В основном, на парусах. Включали моторы, только когда по времени не успевали. Например, в штиль. Кроме того, мы экономили топливо. А в Индонезии мы вообще сломали двигатель. Попали ночью в какой-то трос или сеть. Она намоталась на винт и он слетел. Двигатель крутился, а винт просто болтался. Это было достаточно экстремально. Мы были рядом с Сингапуром, а это крупнейший порт, там огромный траффик судов, ходят в том числе здоровые танкеры, которые растопчут и не заметят. А мы совершенно не могли лавировать без двигателя. К тому же ещё горели леса на Борнео, весь дым ветром сдувало на нас, была очень плохая видимость. Мы видели корабль, который на нас несётся, когда он подходил к нам уже ближе чем на километр. Кричали им, сигналили в горн, вызывали по рации. По правилам они должны нас пропускать, но сейчас много недоученных моряков, которые просто проносятся рядом и не соблюдают правила. Могут волной перевернуть или даже врезаться — не так редко это происходит.

Путешественники каждый день ловили огромную океанскую рыбу

Путешественники каждый день ловили огромную океанскую рыбу

Поделиться

— У вас не было столкновений?

— С кораблём, к счастью, не было. Но было столкновение с рифом на атолле Суворова. Его, кстати, якобы купил наш бизнесмен Антон Баков — но, на самом деле, там никто о нём даже близко не знает, не видел и не слышал. Мы туда зашли просто ради интереса. Это самая середина Тихого океана — острова Кука, заповедное место. Кольцеобразный коралловый риф диаметром порядка 40 километров, а внутри лагуна глубиной 30 метров. Там никакой цивилизации нет, живёт только смотритель острова с женой. Мы туда зашли, подул очень сильный ветер, нам порвало якорную цепь, а верёвку от запасного якоря намотало на винт. То есть мы остались без якоря и без двигателя. Ветром нас выкинуло на риф, яхта лежала на боку, её било об кораллы. Уже думали, что всё — мечта разбилась о риф, пробьём борт. Понятно, что мы бы не погибли, высадились бы на берег и жили бы там шесть месяцев, но яхту бы уже не спасли. Но это не входило в наши планы, это не про нас.

— В итоге удалось спасти?

— Удалось. В таких ситуациях голова начинает мощно работать. Стянули яхту на более глубокую воду, зацепляя верёвками за кораллы. Нас забило в этот риф на 200 метров. Но пока это всё делали, у нас отлетел винт двигателя. Потом пришлось ремонтироваться на островах Самоа.

— Сколько раз вообще ремонтировали лодку за всё путешествие?

— Что-то чинили постоянно — и паруса рвались, и сантехнику ремонтировали, и приборы. Борт, к счастью, ни разу не пробивали. Яхта крепко сделана.

Яхта, которой не повезло на одном из островов. Её уже не спасти

Яхта, которой не повезло на одном из островов. Её уже не спасти

Поделиться

— Как у вас день строился?

— Днём шли на автопилоте, было более расслабленно. А ночью вахта менялась через каждые три часа. Даже когда приехали сюда, первое время заснул в 12, проснулся в 3 — сна ни в одном глазу. Но мы привыкли к этому относиться спокойней. Прекрасно понимаешь, что сутки или даже двое не поспать — это совершенно нормально.

— У вас было так?

— Да, например, когда мы попали в циклон. Если он сформировался вокруг тебя, ты ничего не можешь сделать. Внутри штиль, а вокруг ветер дует со скоростью 100 километров в час и волны бьют со всех стороны. Старые деревянные корабли буквально рассыпались в циклонах, вылетали гвозди, корабль давал течь и погибал, потому что его болтало в разные стороны. Когда мы попали в такой, четверо суток стояли на месте на плавучем якоре. Двое суток вообще невозможно было спать. В каютах просто катаешься по дивану от одной стены к другой или распираешься ногами и руками в стенки, так спишь. Дождь двое суток не прекращался, выходишь на палубу и промокаешь насквозь. А каюта задраена, там душняк, и за несколько дней всё покрывается чёрной плесенью. Когда шторм прекратился — открывали все люки, мыли стены уксусом, просушивали. После такого на мелкие штормы, которые длятся меньше суток, уже и внимания не обращали.

Михаил может часами рассказывать о своих приключениях

Михаил может часами рассказывать о своих приключениях

Поделиться

— Зоя, а как вы согласились на такое?

— Я пошла, можно сказать, совершенно случайно. Решение было принято стихийно и неожиданно даже для меня. Когда Михаил решил идти в кругосветку, я себя даже не рассматривала в качестве члена экипажа. Он собирался идти один этап с одними друзьями, другой — с другими. Я решила пойти с ним только по Средиземному морю. А в Испании получилось так, что люди, которые должны были приехать, не смогли. Он оставался один, поэтому я осталась с ним. Подумала, может, и я на что-то сгожусь. В парусах я до сих пор не очень разбираюсь, но приказы выполнять могу, на вахте постоять, умею держать курс, включить двигатель. А ещё готовила — пекла хлеб, делала пироги.

После путешествия супруги написали книгу о своих приключениях. Она составлена на основе дневников, которые каждый день вели в кругосветке. Сейчас она готовится к печати в издательстве.

Зоя только выглядит хрупкой женщиной, но прошла 4/5 пути в опасном путешествии вместе с мужем

Зоя только выглядит хрупкой женщиной, но прошла 4/5 пути в опасном путешествии вместе с мужем

Поделиться

В этом месте на атолле Суворова супруги чуть не потерпели крушение

В этом месте на атолле Суворова супруги чуть не потерпели крушение

Поделиться

Так яхта выглядит изнутри

Так яхта выглядит изнутри

Поделиться

Весь маршрут отмечен на карте

Весь маршрут отмечен на карте

Поделиться

За 4 года екатеринбуржцы превратились в настоящих морских волков

За 4 года екатеринбуржцы превратились в настоящих морских волков

Поделиться

Супруги каждый день наслаждались потрясающими закатами

Супруги каждый день наслаждались потрясающими закатами

Поделиться

Хороший ветер и вид, любимый всеми моряками

Хороший ветер и вид, любимый всеми моряками

Поделиться

Огромные крабы, которых ловили возле островов

Огромные крабы, которых ловили возле островов

Поделиться

Поделиться

Чинить что-то и зашивать паруса приходилось постоянно

Чинить что-то и зашивать паруса приходилось постоянно

Поделиться

На лодку прилетали необычные гости

На лодку прилетали необычные гости

Поделиться

Очень необычные!

Очень необычные!

Поделиться

Иногда приходилось уворачиваться от огромных сухогрузов

Иногда приходилось уворачиваться от огромных сухогрузов

Поделиться

Дети сказали, что гордятся такими мамой и папой

Дети сказали, что гордятся такими мамой и папой

Поделиться

Кстати, недавно мы рассказывали о других морских путешественниках. В конце 1980-х годов четыре экипажа уральцев решились на смелую авантюру — дойти на катамаранах из Екатеринбурга (тогда ещё — Свердловска) до Майами. Свой морской поход они назвали акцией «За мир, безъядерную Европу и разоружение». Решили собирать подписи под петицией о разоружении и привезти их Рональду Рейгану в США. За несколько лет они успели много раз попасть в передряги: ломали мачты, попали под обстрел на полигоне НАТО, узнали о том, что страна развалилась, когда были в Греции. Полностью историю можно почитать здесь.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК11
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter