С поляком Мареком Каминским мы познакомились на стоянке под Екатеринбургом, куда он подъехал на своем электрическом Nissan. Сюда он приехал из Ачита. Расстояние в 180 километров до Екатеринбурга Марек преодолел за 3,5 часа. Не очень быстро, но и педаль в пол не выжимал. Батарея у электрокара держится значительно дольше, если ехать 80–90 километров в час.
Екатеринбург стал очередной точкой на карте, через которую путешественник проложил свой автопробег на электрокаре. Из Польши он выехал в мае и собирается проехать 13 тысяч километров, завершив путешествие в Японии. Основная часть его пути выпала по территории России: через Калининград, Санкт-Петербург, Москву, Пермь, Екатеринбург, Красноярск, Иркутск. А потом в Монголию, Китай и на финишную прямую в Токио.
В своей родной Польше Марек Каминский — личность известная. В середине девяностых он стал первым и единственным человеком в мире, который покорил оба полюса Земли в течение одного года, без помощи извне. 23 мая 1995 года вместе с Войцехом Москалем Марек добрался до Северного полюса, а 27 декабря 1995 года самостоятельно покорил Южный.
Отправляясь в автопробег на электрокаре, Марек попросил о помощи российских энергетиков (электрозаправок в России пока единицы). На территории Пермского края и Свердловской области автомобиль Каминского договорились заправить электричеством на зарядных станциях МРСК Урала.
К окраинам Екатеринбурга Nissan поляка подкатил с уже изрядно севшей батареей. Бортовой компьютер сообщил, что Nissan сможет проехать еще 39 километров, а до ближайшей электрозаправки на улице Бориса Ельцина оставалось 23 километра, но это без учета возможных пробок. Однако Марек остался спокоен: «Доедем». Мы сели в его автомобиль и по дороге в город расспросили о путешествии.
— Я много думал о новых формах и методах путешествий, — признался поляк, аккуратно управляя машиной в правом ряду Ново-Московского тракта. — Когда я путешествовал на Северный и Южный полюсы, я все свои вещи носил с собой, и даже мусор тоже забирал, чтобы не портить экологию. А потом я подумал, как хорошо путешествовать, не оставляя за собой никаких отходов. Сохраняя природу. А бензиновые машины — это газовые выхлопы, самолеты — тоже.
И тогда я стал интересоваться электромобилями. Я понимал, что это транспорт будущего. И он для города, а не для путешествий. Но поразмыслил, почему бы не поехать далеко? Идея этой поездки заключается в том, чтобы электрическая технология находилась в гармонии с природой. Я путешествую, ничего не загрязняя.
Российские дороги, по мнению поляка, оказались ничуть не хуже, чем в Европе. На одном полном заряде электрической батареи путешественник стал проезжать в среднем по 300 километров, с часовыми перерывами на подзарядку. Перед автопробегом Марек и его друг существенно доработали электрический Nissan, фактически превратив его в мини-дом на колесах. Это позволило путешественнику периодически восстанавливать силы, не покидая своего автомобиля.
— В моей машине можно отдыхать, — показал Марек, открывая багажник. — Тут есть спальный мешок, палатка и разборная кровать. Также есть примус, чтобы подогреть воду, и запас пищи. Я могу продержаться пару недель на этих запасах. Чтобы выдержать дальний путь, нужно нормально отдыхать и постоянно быть в тонусе.
На въезде в Екатеринбург навигатор направил польского путешественника по улице Репина, мимо Центрального стадиона, затем вывел на проспект Ленина, а оттуда на улицу Бориса Ельцина.
— Тут все выглядит как в ухоженном европейском городе, — сказал поляк, оглядываясь по сторонам, — интересная архитектура. Улицы у вас в городе узкие, а пробок нет. Хотелось бы, конечно, и футбол посмотреть, но у меня свой плотный график, к сожалению. Но с Урала не уеду, пока не посмотрю все интересное. В первую очередь хочу узнать историю царской семьи Романовых, побывать там, где раньше находился дом Ипатьева.
Пока шла зарядка Nissan, на электрозаправке МРСК Урала Марек менял флешку в камере GoPro, которую прикрутил на крыше своего автомобиля. Из видеоматериалов, которые она снимет, путешественник позже сделает документальный фильм. Вероятно, в будущем будет снята и его вторая часть: в планах Марека Каминского — совершить кругосветное путешествие за рулем электрокара. Но прежде нужно закончить этот длинный путь.