E1
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+2°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как -2

4 м/c,

южн.

732мм 57%
Подробнее
2 Пробки
USD 91,82
EUR 98,95
Реклама
Страна и мир репортаж «Язык не знают, читать и разговаривать не умеют». Как марийцы Екатеринбурга пытаются сохранить родную культуру

«Язык не знают, читать и разговаривать не умеют». Как марийцы Екатеринбурга пытаются сохранить родную культуру

Сегодня в России более полумиллиона представителей этого народа

Марийская рукодельница Вера Федоровна. Рядом — ее пушистый друг

— Душа болит! В деревнях сейчас родители стараются по-русски разговаривать со своими детьми. Мы хотим возрождать марийскую культуру.

Так говорит мастерица Вера Каюмова. Ее, как и многих представителей народов мари в СССР, родители назвали «русским» именем. Несмотря на это, она не скрывает любви к своему народу и его обычаям. Мы отправились к нашей героине в гости, чтобы посмотреть, как живут марийцы Екатеринбурга, а еще узнали, как проходят традиционные обряды жертвоприношения.

Немного истории: марийцы — малочисленный народ финно-угорской группы, который считает своей исторической родиной землю Марий Эл. На Урал мигрировали в XVI веке, во времена Казанского ханства, из-за принудительного обращения в христианство. Несмотря на давление со стороны Москвы, марийский народ не отошел от древней языческой веры и сумел сохранить многолетние традиции.

Согласно последней всероссийской переписи, сегодня в Свердловской области насчитывается около 28 тысяч марийцев. Они собираются вместе, выступают на мероприятиях, отмечают праздники, но с каждым годом молодежь всё меньше внимания уделяет сохранению культуры.

— Конечно, есть страх, что молодое поколение не будет продолжать традиции. Сейчас в школах язык не изучают. Мы переживаем, что это когда-нибудь забудется. Язык не знают, читать и разговаривать не умеют. Они потом не смогут передать это своим детям, — поделилась наша героиня.

Марийцы постоянно обращаются к своим корням

«Еще крестиком нужно успевать вышивать!»

Вера Федоровна родилась на Урале, в небольшой деревне Красноуфимского района. В Екатеринбург она переехала после 10-го класса и начала работать на Уралмашзаводе, где познакомилась со своим мужем, татарином. Сейчас у них трое детей: дочь и сыновья-двойняшки.

— Дети посмеиваются: «Кем мы можем быть? Папа — татарин, мама — марийка. Конечно, русскими!» Муж не может разговаривать со мной по-татарски, а я не могу с ним по-марийски, потому что мы языка друг друга не знаем. Дети растут с русским языком, как они могут себя отнести к татарам или марийцам? — задается вопросом мастерица.

Кошка Лили очень любит старинные вещи и не упускает возможности на них пригреться

Сегодня Вера Каюмова — участница народного ансамбля «Пиал» и член региональной организации «Урал Мари». У нее совершенно нет свободного времени: выступления в разных городах, вышивание, работа и мастер-классы.

— Мы народ очень жизнерадостный, трудолюбивый — что на работе, что в огороде. Я сама приехала на работу, потом в огород, потом домой, потом выступать, а ведь еще крестиком нужно успевать вышивать! — говорит артистка с улыбкой.

В советские годы некоторые мари стеснялись своего этнического происхождения, акцента или родного языка. Сейчас члены региональной организации «Урал Мари» намерены возродить родную культуру. Они планируют открыть собственный музей, а также уже нашли помещение для открытия воскресной школы, где будет преподаваться марийский язык.

«Сначала марийскую женщину слышно, а только потом видно»

Национальный костюм — обязательная вещь в каждом марийском доме. В деревнях родители всегда шили костюмы своим детям; такая традиция передавалась из поколения в поколение.

У Веры Федоровны дома — целый музей. В шкафу аккуратно хранятся все семейные платья, а костюму, который ей сшила мама, уже 45 лет.

Эти костюмы — историческое наследие семьи Веры Федоровны. Слева — платье ее бабушки, которому более 100 лет
Такой костюм надевают для выступлений народных коллективов

Ни один концерт ансамбля «Пиал» не проходит без национального ярко-красного костюма уральских мари, который состоит из платья, фартука и яги.

Яга — нагрудник, покрытый вышивкой, монетами и бисером.

— У нас очень много узоров, каждый крючок что-то обозначает. Лишние стежки марийские женщины не делали. Вышивки тоже имеют свое значение, на подоле свой орнамент, который никогда на грудь вышивать не будут, — показала мастерица.

Фартуку уже больше 45 лет

Необычный элемент, которым обшит весь костюм, — это монеты, из-за которых наряд становится тяжелее, а выступать в нём бывает непросто.

— Наши бабушки говорили: сначала марийскую женщину слышно, а только потом видно. Звон серебряных монет — оберег от нечистой силы, — объяснила артистка.

Действительно, благодаря звону монет марийскую женщину слышно издалека

«Первый блин ставится на полочку, отдается богам»

— У нас маленькая деревня, и наши родители раньше дружно проводили праздники. У нас их много: Шорыкйол, Уй Арня, Кугече, Ага-Пайрем... Когда я слышала звук гармони, меня это завораживало. В городе марийцы редко встречаются, праздники не проводят, а деревня — это возврат в хорошее прошлое, — со слезами на глазах вспоминает Вера Федоровна.

Шорыкйол — традиционный праздник, представляет перед собой комплекс обрядов, направленный на обеспечение благополучия семьи, хозяйства и урожая.
Уй Арня (масленая неделя) — первоначальная идея Масленицы. Праздник, посвященный стремлению пробудить и оживить природу.
Кугече (марийская Пасха) — старинный праздник, посвященный обновлению природы и поминовению усопших.
Ага-Пайрем (праздник плуга) — национальный праздник, приуроченный к окончанию посевных работ.

Вера Каюмова поет и танцует в ансамблях с самого детства

— Я помню, как мама рано вставала, пекла блины в Кугече. Первый блин ставится на полочку, отдается богам — и только после этого можно было нам кушать. Рано утром до восхода солнца она водила нас на речку умыться холодной водой, когда еще не очистилась от снега. Сейчас не продолжают такие традиции, вряд ли кто-то на речку ходит, — поделилась Вера Федоровна.

Вера Федоровна каждый год ездит в родную деревню и ухаживает за родительским домом

Есть традиции, которых марийцы придерживаются до сих пор.

— На 40 дней идут на кладбище. Также угощают, берут с собой подушку и «приглашают» этого человека домой. Образно усаживают его на подушку, накрывают стол, все соседи также приходят поминать своих предков, — рассказала артистка. — Они стараются появиться как можно быстрее, потому что с этим умершим приходят родные соседей. Потом провожают и говорят: «Ты к нам не ходи больше, мы сами к тебе придем».

«Мы настоящая семья»

Сегодня в Екатеринбурге есть два народных ансамбля: «Яндар Памаш» и «Пиал». Оба они стремятся сохранять народную культуру и передать их следующему поколению.

— Молодые к нам приходят и не хотят уходить: чувствуют тепло. Мы настоящая семья. Мы на своих машинах, ни у кого ничего не просим, никакой помощи, — рассказала Зинаида Пазугутова, руководитель ансамбля «Яндар Памаш». — У нас цель — поехать, выступить, показаться. Даже согласны на свои деньги, на своем транспорте.

Танцевальные традиции марийцы передают от поколения к поколению

«Помыслы должны быть абсолютно чистыми»

День моления — один из главных и священных дней для народа мари. Каждое лето марийцы собираются в молитвенной роще, где проходит ритуал жертвоприношения. Мы поговорили с председателем региональной общественной организацией «Урал Мари» Натальей Ябековой о том, как народ открыто исповедует свою веру сегодня.

— Те, кто молился за большую семью, вели быка или коня. Также в жертву приносят барана, гуся. Когда приводили животных, карт сперва смотрит, подходит ли оно. Животное должно показать что-то такое, что Господь действительно его принимает. Животное должно дрогнуть или проявить себя, смириться с тем, что его принесут в жертву и предложат богу, — объяснила Наталья Ябекова.

Карт — священнослужитель, уважаемый старейшина деревни.

Карт провожает марийцев к молитвенной роще

Могло быть и такое, что карт определял: животные не готовы. Тогда хозяева уходили с ними домой.

— Сейчас мы тоже проводим жертвоприношения летом, но проводим это проще, делаем это на кашу. Она варится на жертвенном костре, а люди приносят с собой выпечку, дары. Если сейчас это делают с бараном, то кормят его по-особенному несколько дней, ходят как-то по-особенному, готовят его к этому, — рассказала председатель «Урал Мари».

Белая одежда символизирует чистоту помыслов

Нельзя приходить с пустыми руками и плохими помыслами, ведь иначе боги могут не услышать молитвы.

— Там спокойно беседуют, не кричат, не ругаются, помыслы должны быть абсолютно чистыми. Обычно просят за здоровье родственников, — добавила Вера Федоровна.

Почитайте также наш репортаж о том, как живет большая старообрядческая община на Урале. А еще мы рассказывали про то, как в поселке Косья живут уральские буддисты, проигравшие промышленному гиганту битву за гору Качканар.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления