![](https://n1s1.hsmedia.ru/25/3f/73/253f739471a1bc9dea0ce59d6fce1c0a/656x370_1:5563_a51fa094b2f04012370f159a11403a66@1280x721_0x4H198RpT_8131946526634917804.jpg.webp)
Калининград — излюбленное место для внутренней миграции россиян. Москвичи и петербуржцы покупают здесь квартиры, да и жители других российских городов в мечтах о недорогих путешествиях по Европе стремятся переехать сюда. Некоторые выбирают Калининград за его хорошую экологию и близость к Балтийскому морю.
Наша коллега, корреспондент NGS24.RU Кадрия Катцина побывала в Калининграде, где встретилась с бывшим красноярцем Александром (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) и побеседовала с ним и его супругой Ольгой (имя изменено. — Прим. ред.), коренной калининградкой, о том, как им живется в этом городе в условиях геополитических и экономических изменений. Они рассказали о плюсах и минусах постоянной жизни в эксклаве и о том, с какими проблемами придется столкнуться новоиспеченным жителям Калининграда.
Брусчатка, отсутствие пробок и море рядом
![](https://n1s1.hsmedia.ru/93/6a/c7/936ac723c4afdcb205e91ff04c068859/656x369_1:5563_ae28a6422ac53a80cf64deec21418440@1280x720_0xX0xD7gya_2494903641004345503.jpg.webp)
Саша переехал в Калининград по семейным обстоятельствам: в 2019 году он женился на Оле, и выбора особо не было, поскольку сибирский климат супругу не устраивал.
— Мы сразу договорились, что жить будем в Калининграде. У Оли тут семья, родители. Тем более жить в суровых зимах ей не хотелось. Здесь климат совсем другой. Такого холода, как у нас в Красноярске, нет. Я получил на работе перевод сюда, так что я ничего не терял, — рассказывает Саша.
Единственное, по чему скучает бывший красноярец, — горы.
— Гор тут нет. Из всех зимних видов спорта только беговые лыжи. Я приезжаю к родителям в Красноярск, можно и покататься, и полюбоваться. Кстати, я предлагал родителям переехать, отказались. Наверное, как раз пенсионерам тут хорошо — море, чистый воздух. Мы сейчас живем в Советске, это 2 часа — и ты у моря. Не надо пилить весь день на машине до водоема, как в Красноярске, — смеется Саша.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a5/4f/b7/a54fb7204704bb67e0db82a7cdc0af12/721x1280_1:5563_d39cdaefc0bbe5bb092ffa4320057c1b@721x1280_0xiCEj4NIr_1796214377183444301.jpg.webp)
На вопрос, что первым бросилось в глаза при переезде в Калининград, Александр сразу выпалил — брусчатка на дорогах.
— Она здесь везде в маленьких городах, есть в Калининграде, и по области едешь — встречается. Очень неприятно по ней ездить, подвеску уже задолбался ремонтировать. А в целом дороги здесь очень хорошие, гладкие. Нет таких ям, как в Красноярске. Пробок нет. Максимум 20 минут, по красноярским меркам — просто движение затруднено, но все едут. Еще, конечно, мне нравится, что здесь много старинных немецких зданий. Люди здесь очень интересные, они всё время стремятся к тому, чтобы было всё по-европейски, местами такие снобы. А мне особо ничего не надо, я старпер. Мне надо, чтобы в холодильнике пожрать было, чтобы у жены и детей всё было хорошо и чтобы работа была.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/e8/38/bee8388062bda5b52391583a15dd4bbf/656x370_1:5563_9b019730f549d6f60e754fcb1a302b8d@1280x721_0xXa6iL34Y_4629978074226258803.jpg.webp)
А как с работой и жильем?
С работой, по рассказам пары, в Калининграде ситуация далеко не радужная.
— Здесь маленькие зарплаты, если сравнивать по стране. Платят мало, а цены растут, — говорит Александр. — Раньше люди могли съездить в Литву или Польшу, закупиться колбасами, сырами и стоять торговать, вот прямо с машин. И там стоило всё гораздо дешевле. Сейчас такой возможности у людей нет. Да и те, кто покупал у них европейские товары, тоже, можно сказать, в убытке. Нет такого изобилия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/de/e6/15/dee61522224d4f30405440ae7c4a3bc6/656x370_1:5563_d0936914e2088ca7ec8b36967550f703@1280x721_0xxz4dKFTn_2325923721372408354.jpg.webp)
Беседу поддержала Оля, она как местная более осведомлена.
— С зарплатами ситуация не очень. Среднестатистический калининградец получает 45 тысяч рублей. Это вот прямо средний уровень зарплаты. Для многих это прям вау. Если хочешь зарабатывать больше — это либо идти моряком, либо вахта какая-нибудь, либо дальнобойщиком. Большая часть Калининграда именно этим и живет: одни моряки, другие дальнобойщики. Потому что здесь особо никак по-другому и не заработаешь. Каждый год говорили люди: «Открывать свой бизнес в Калининграде так сложно». На самом деле было вообще не сложно, когда были открыты границы, а вот сейчас — да. Открывать какой-то бизнес очень сложно, — объясняет Оля.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/06/c3/06/06c306598b6bc74c716f54178249937d/656x370_1:5563_ec04093c6a6706742d04f8607108213f@1280x721_0x21kIvw36_5783362376599698357.jpg.webp)
Жилье многим семьям в Калининграде тоже не по карману.
— Калининград — классный город именно для жизни. С точки зрения, скажем, комфорта — добираться из точки А в точку Б очень удобно, медицина нормальная, экология — море, лес, много зелени, город развивается, появляются новые места, культурные мероприятия. Но всё упирается в зарплаты и в то, что Калининград больше, чем остальные российские города, зависит от доллара и евро, которые сейчас подскочили, и это чувствуется, а зарплаты остались на низком уровне. Цены на продукты в Калининграде выше, чем, например, в Москве. У нас очень дорогая недвижимость, молодые семьи не могут себе позволить квартиры в ипотеку, все снимают, потому что нет денег. У нас есть жилье, которое мы сдаем. Если говорить про крупные российские города, то в Калининграде хорошо отдыхать, если имеешь какую-нибудь квартирку, а работать — в «большой России», потому что у вас там зарплаты совсем другие и цены другие, — подытожила Оля.
Второй удар
По словам Ольги, жизнь в Калининграде усложнилась после начала СВО. Многие люди потеряли бизнес из-за закрытых границ.
— До начала СВО и после — это два разных Калининграда. Может со стороны показаться, что, в принципе, ничего не поменялось, но разница ощутимая. Потому что в чем плюс Калининграда? Это не только море, уютный город и много зелени кругом, это соседство с границей — элементарно можно сесть в машину, пересечь границу — и всё, ты уже в Европе. Сейчас такого нет. Закрыты границы, и это ударило по всей инфраструктуре. Когда с нас сняли особую экономическую зону — это был первый удар, второй удар — СВО. Всё из-за закрытых границ. У большинства людей бизнес основан на перевозках, логистике, закупках, экспорт, импорт — это всё через Европу. Польша и Литва сейчас не хотят пропускать, поэтому на границах безумные очереди — по 5–6 дней фуры стоят без воды, без туалетов, без ничего. Всё сейчас идет портом. Мало того, что люди на границе стоят по несколько дней, всё загружают на паромы, а они не могут весь объем освоить быстро, потому что тоже не готовы были работать в таком режиме, раньше не было в них такой большой необходимости. Уменьшилось количество груза, который завозится в Калининград, из-за этого тоже страдает логистика — тот же Ozon и Wildberries. Приходится месяц ждать заказ, который раньше мог идти неделю, — говорит Ольга.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ad/ac/5f/adac5fd3c2ad66cd3b2f2be826f176e7/721x1280_1_5e7e831b3e5f885d7eb1d19d1e04af63@721x1280_0xVLMFDLoR_0857011805349949299.jpg.webp)
Когда началась спецоперация, у людей были тревожные настроения, говорит Ольга.
— Люди всё равно не унывают, ко всему приспосабливаются. Когда всё началось, была паника, сметались полки, потому что [думали]: «Всё, Калининград блокируют! С одной стороны — Польша, с другой — Литва». А потом вроде подутихло, люди успокоились и живут как живут. Ну да, ценник вырос, ну а что делать? Кушать хочется, так же ходят и в кафе, и в рестораны, — описывает события Оля.
Пара отмечает, что сейчас в Калининграде стало сложно с машинами. Всё из-за той же логистики.
— В Красноярске ты можешь купить «китайца», «корейца», ВАЗ. По факту ты купил машину в салоне, она у тебя уже чуть ли не на следующий день. Здесь ты ее будешь ждать месяц, а то и больше, — сетует Александр.
Оля с мужем соглашается:
— Сильно пострадали в Калининграде автодилеры. У вас-то в Красноярске с этим проще. У нас — Европа. Конечно, запчасти дорогие и обслуживание дорогое. В Калининграде всё было завязано именно на Европе. Можно было спокойно поехать, купить в Литве масло, которое было дешевле в два раза, чем сейчас его здесь покупать. Границы закрыты, не у всех есть возможность туда поехать, приходится выкручиваться уже здесь, — добавила коренная калининградка.
«Ехать за зарплатой в 45 тысяч не стоит»
Что еще больше удивило — смелое заявление супруги Саши о том, что в Калининграде вы можете нарваться на грубость со стороны местных.
— Здесь, к сожалению, очень злые люди. Не те, кто приехал и прожил лет десять, а коренное население. Они завистливые, заносчивые, считают, что они самые лучшие, а «большая Россия» — это просто деревня. У них очень высокое самомнение. Может быть такое, что ты спросишь дорогу, а тебя просто пошлют, — удивляет своим мнением о местных Оля.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/c4/aa/36/c4aa3677eb38bdd0a9e2dd0df215010f/721x1280_1_4a4aa3fe5f91b6f7bdbdced8b028f563@721x1280_0x6NeEWecU_5963650180960491477.jpg.webp)
— Да-да, сидите там в своей «большой России», — смеется Саша.
В сухом остатке идея переехать на самый запад страны после такого честного рассказа уже не кажется такой хорошей.
— Если советовать переезжать в Калининград, я бы еще, конечно, подумала. Работа есть, конечно, но устроит ли тебя зарплата, устроит ли график, потому что требования везде высокие, а зарплата маленькая. Большая часть денег будет уходить на еду. Так, наверное, везде, но здесь это ощутимо. И цены меняются чуть ли не каждую неделю. Ты вроде вчера покупал, условно говоря, какой-нибудь творожный сыр по 140 рублей, пришел через два дня, он уже 180 рублей. Поэтому я и говорю, что перед тем, как сюда переехать, надо десять раз подумать. Жить здесь хорошо, экология хорошая, инфрастуктура, везде легко добираться, не надо стоять в километровых пробках, но всё упирается в деньги. Если есть подушка безопасности, в твоем городе есть какие-то активы, например, квартира, которую ты сдаешь, тогда да, можно и переехать, а ехать за зарплатой в 45 тысяч не стоит, — подытожила Оля.