Валенки, платье из крапивы и мыло, сваренное на хвое — это не суровые будни уральской глубинки. Фанатов таких товаров легко встретить в любом мегаполисе, виной тому — мощный тренд на все натуральное. Предприниматели эту тенденцию видят и все чаще предлагают экофрендли продукцию. Чем занимаются уральские «зеленые» производства и как найти поддержку, если твой бизнес «дружит» с природой, мы решили выяснить на экоярмарке, которая прошла в выходные в «Меге».
И оденут, и обуют
— Раньше я была экономистом и владелицей салона красоты. А 4 года назад муж на 8 Марта подарил мне валяные тапочки. Мне они так понравились, в них было так комфортно, мягко и тепло. И я решила сама этим заняться. Но тапки, мне показалось, делать очень тяжело. Поэтому стала делать бесшовные платья из войлока, — рассказывает свою историю Наталья Тихомирова, владелица собственной студии и бренда одежды.
На эковыставке женщина представляет свою коллекцию одежды. Но вещи Наталья не шьет, а валяет из шерсти с добавлением природных волокон: крапивы, льна, бамбука, шелка. Рядом платки, окрашенные природными материалами. Например, для золотистого оттенка мастер использовала шелуху лука.
Ее соседки своих клиентов не одевают, а обувают. На ярмарке они представили валенки на современный лад. У каждого из мастеров свой стиль: одна превращает валяную обувь в изящные сапожки с вышивкой и опушкой. Другая делает из войлока яркие... кроссовки.
— У меня сейчас до марта очередь. Я максимум могу сделать 3–4 пары в месяц, потому что мы не используем никакой химии для ускорения процессов уваливания, как делают это на производствах. Все отшивается вручную, ставится фурнитура, клеится подошва, — делится секретами мастер.
Женщины надеются найти на ярмарке еще больше клиентов. Они хотят открыть небольшое производство, обучить людей. Тогда смогут брать больше заказов и выполнять их быстрее.
Более 200 заявок на ярмарку
То, что для покупателя — милая ярмарка, для производителя — серьезные вложения и большой риск. Обычно участие платное, а потраченные деньги не всегда отбиваются. Но в этот раз для производителей ярмарка ничего не стоила. Ее совместно с торговым центром организовал областной фонд поддержки предпринимательства и министерство инвестиций и развития региона. Так экокомпаниям решили помочь: познакомиться с покупателями, представить свои товары, заработать, в конце концов.
— Как мы видим, экология не только является частью корпоративной культуры действующих предприятий, но и рождает новые направления бизнеса. На этой ярмарке удалось совместить работу по двум национальным проектам: «Малое и среднее предпринимательство» и «Экология», — рассказала на открытии ярмарки Виктория Казакова, министр инвестиций и развития области.
Экоярмарка в «Меге» длилась три дня. Изначально планировалось 18 участников на все это время. Но, когда организаторы открыли прием заявок, получили более 200 отзывов. Формат пришлось пересмотреть. В итоге каждый день в ярмарке принимали участие новые предприниматели — всего более 50.
— Нашей задачей было познакомить жителей с товарами местного производства. Ярмарка должна была быть разнородной, чтобы на ней были товары разных категорий. Даже те, кто не смог принять участия, вошли в наш лонг-лист, в следующий раз мы пригласим и их, — объясняет директор Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства Валерий Пиличев.
Не случайно ярмарка прошла в «Меге». Тема экологии близка торговому центру: здесь сортируют вторсырье, даже установили свою станцию сортировки отходов. Поэтому проект нашел отклик у руководства.
— Сегодняшней ярмаркой мы хотели показать другим предпринимателям пример того, как можно в синергии достигать результатов. На мой взгляд, это бизнес нового времени, когда мы не конкурируем, а объединяемся, чтобы менять облик города и области, — заявила директор торгового центра «Мега Екатеринбург» Айше Агекян.
Самозанятых больше всего
Официальные лица вслед за посетителями торгового центра решаются пройти по торговым рядам. Представительниц прекрасного пола интересует одежда и косметика. Последнюю тоже изготавливают из природных материалов.
— Самое полезное, что есть на Урале, — это хвоя. В ней множество витаминов. В пихтовом лесу нет комаров и клещей. А мы из этой хвои делаем аромамасла, лосьоны для кожи и мыло, — рассказывают основатели компании «Моя Хвоя».
У этих молодых людей большой опыт в бизнесе, у каждого за плечами по несколько проектов. Но уверены: экологическое производство — самый перспективный бизнес в ближайшие десятилетия.
Мужчин больше тянет к съестному — на одном из прилавков высятся ряды банок с соусом и тушеным мясом. По соседству микрозелень в горшочках и натуральные сладости: сушеные фрукты и пастила. Дальше — натуральные антисептики. За ними — щетки для тела и корзины для хозяйства. Все из природных материалов.
Большинство участников выставки — самозанятые. Это новая группа предпринимателей. В области они получили юридический статус только в этом году. За прошедшие 11 месяцев в регионе зарегистрировалось уже 37 тысяч самозанятых. Особый налоговый режим для них позволяет заниматься любимым делом, хобби и легально зарабатывать.
Поддержка самозанятых — часть национального проекта «Малое и среднее предпринимательство». Областной фонд и министерство инвестиций и развития региона регулярно проводят мероприятия для развития малого бизнеса, в том числе и этой группы предпринимателей.