Управление Роспотребнадзора опубликовала данные о проверке предприятий ЖКХ Свердловской области. Всего в 2009 году специалистами надзорного органа было проверено 340 компаний, из них - 313 (92 %) оказывали услуг с нарушениями требований законодательства.
Наибольший процент нарушений (33,8 %) связан с непредставлением информации: компании не в полном объеме доводили до сведения потребителей данные о себе, предоставляемых услугах, а также о собственно графике работы.
Также предприятия ЖКХ были уличены в оказании услуг, качества которых не соответствует государственным стандартам (26 % нарушений).
Кроме этого, компании не предоставляют льготы, предусмотренные действующим федеральным законодательством и нарушают порядок ценообразования (завышают регулируемые государством тарифы), уточнили в Роспотребнадзоре. Эти достаточно грубые нарушения прав потребителей составляют около 1/3 всех "грехов" предприятий ЖКХ.
Также в ходе проверки выяснилось, что предприятия ЖКХ заключают с потребителями договоры, ущемляющие их права. Например, в документы включена возможность одностороннего изменения исполнителем условий договора, оговорена возможность увеличения максимального размера пени за просрочку оплаты коммунальных услуг, а также ограничены права потребителей на качество предоставляемых услуг (в частности, путем установления условий уменьшения объемов подачи воды и т.п.).
По итогам проверки, территориальные отделы Роспотребнадзора применяли такие меры гражданско - правовой защиты потребителей, как подача исков в защиту неопределенного круга лиц.
В 2009 году в суды общей юрисдикции направлено 6 подобных исков. В настоящее время рассмотрено 5 исков, из них 1 - удовлетворен, 3 - направлено на повторное рассмотрение, по 1 иску - отказано в рассмотрении (подана частная жалоба в Областной суд).