Сухие цифры: за 9 месяцев 2012 года свердловчане купили 71,5 тысячу новых легковушек, за такой же период нынешнего года – 63,5 тысячи. Такую статистику приводит аналитическое агентство "Автостат". Хозяева и работники автосалонов рассказывают о состоянии дел не очень охотно, но "не для печати" признаются, что на авторынке сейчас очень, очень скучно. Сведения о том, какой сегмент рынка на Урале сейчас провалился сильнее всех, на словах разнятся: кто-то констатирует, что сильные и богатые мира сего наконец-то отказались от обновления железных коней премиум-сегмента раз в полгода, и главный провал - именно там. А кто-то отмечает, что лидер падения – это эконом-класс: запланированные и долгожданные покупки "средств передвижения" у обычных людей, отложенные из-за нестабильности.
Поэтому мы решили снова обратиться к статистике. Агентство "Автостат" специально для портала Е1.RU проанализировало уральские продажи некоторых брендов, в ассортиментой линейке которых ярко представлен люксовый и эконом-сегмент.
Получилось следующее:
Премиум-бренды в Свердловской области, штуки:
Марка | 2011 | 2012 | Изменение, % | 9 мес. 2012 | 9 мес. 2013 | Изменение, % |
LEXUS | 600 | 650 | 8,8 | 470 | 395 | -15,4 |
MERCEDES | 800 | 900 | 12,4 | 630 | 790 | 25,4 |
Бюджетные бренды в Свердловской области, штуки:
Марка | 2011 | 2012 | Изменение, % | 9 мес. 2012 | 9 мес. 2013 | Изменение, % |
DAEWOO | 5205 | 3740 | -28,1 | 3070 | 1570 | -48,7 |
LADA | 14740 | 13780 | -6,5 | 10380 | 7690 | -25,9 |
Итак, мы видим, что "люкс" на Урале пока чувствует себя вполне комфортно: продажи Mercedes даже прибавили четверть от прошлогоднего уровня. Примерно такую же долю потеряла продукция АВТОВАЗа, но и это падение теряется перед статистикой по другому бюджетному бренду, DAEWOO, утратившему почти половину своего рынка.
Как отметил директор автоцента UZ-DAEWOO на Сибирском тракте Сайёд Мамаджанов, сейчас количество автомобилей, продаваемых за месяц, действительно примерно в два раза снизилось по сравнению с показателями января этого года:
- Мы надеемся, что ситуация выправится, но когда это произойдет – сказать трудно. Кризис подступает, у людей действительно нет денег, им бы сейчас себя прокормить, на первый план выходят первичные потребности, и это заметно далеко не только на авторынке, - комментирует директор автоцентра. - Практически все продажи, которые совершаются сейчас, идут через банки, с помощью кредитов – на «наличку» автомобили не продаются. Ситуация такова, что маркетинговые акции салонов сейчас не могут повлиять на увеличение объемов продаж. При этом ставки по автокредитам достаточно высоки - на уровне 14-15% годовых (до кризиса 2008 года можно было взять автокредит под 9%). Чтобы стимулировать продажи (кроме госсубсидий, которые у нас действуют), возможно, было бы эффективно, если часть банковской кредитной нагрузки взяли бы на себя автосалоны – чтобы на несколько процентов снизить ее для покупателя.
Сайёд Мамаджанов подчеркнул, что, несмотря на нынешнее затрудненное положение, планы по сокращению сети салонов UZ-DAEWOO не рассматриваются.
В самом "Автостате" слово "кризис" не называют, связывая падения рынка в первую очередь с тенденцией насыщения.
- Дело в том, что после кризиса 2008 – 2009 годов рынок интенсивно восстанавливался, отсюда и такие темпы роста: 2010 год – на 30%, 2011 – на 40% - рассказывает ведущий аналитик "Автостата" Азат Тимерханов. - Во второй половине 2012 года темпы продаж автомобилей стали резко замедляться - рынок стал насыщаться. Но нынешнее падение (-7%) не выглядит столь критично, как в прошлый раз, когда рынок рухнул наполовину. Тогда к этому многие не были готовы, а сейчас наоборот ведут более взвешенную политику.
- Если посмотреть на российский рынок в целом, то реализация машин стоимостью до 15 тысяч долларов, куда относится вся ВАЗовская продукция, упала примерно на 20%. А продажи автомобилей стоимостью от 15 до 25 тысяч долларов, которая является самой массовой категорией на рынке, сократились на 7%, - продолжает Азат Тимерханов.
Более дорогие сегменты "растут" : например, продажи машин стоимостью 25 – 35 тысяч долларов прибавили свыше 15%, потому что здесь довольно много представителей сегмента SUV (внедорожники, кроссоверы), который стабильно увеличивается.
- Растет экономика, инвестиции, промышленность и строительство – растут продажи автомобилей. К сожалению, в 2013 году, мы наблюдаем обратную ситуацию. Особенно падение заметно в бюджетных и массовых сегментах: покупатель массового сегмента - нижний уровень "среднего класса", те, кто в большей степени зависят от зарплат и кредитов, - объясняет директор автоцентра ОКАМИ на Маневровой Михаил Ковач. - Плюс при любых слухах, тиражируемых в СМИ, о гипотетических кризисах в стране, эти люди моментально "закрываются", откладывая покупку автомобиля с настроением "я лучше пережду". С другой стороны, премиум-сегмент, наоборот, показывает стабильный рост на протяжении всего года. Для примера, всем известная "немецкая тройка" (Audi, BMW, Mercedes) приросла на 13% – по данным Ассоциации Европейского бизнеса (AEB) за 10 месяцев нынешнего года. Однако прирост премиума исчисляется практически в штуках, если сравнивать его с падением в массовом сегменте, где объемы в разы больше.
- А как ведут себя ваши "японцы и корейцы"?
- К счастью, падения не наблюдается. У нас хороший портфель брендов. Это Mitsubishi, где представленный модельный ряд на 80% состоит SUV – внедорожников и паркетников, И Hyundai, с бестселлером Solaris, который успешно обновился в текущем году. За 10 месяцев Mitsubishi показывает рост в 6%, Hyundai в 3%.
- Спрос как-то перераспределяется сейчас внутри сегментов? Например, на внедорожники или малолитражки, удобные в городе…
- Я бы сказал, смещается на "внедорожные малолитражки". Конечно, это средне-размерные SUV и компактные SUV, или как еще их принято называть, "паркетники" и "кроссоверы". Этот сегмент чувствует себя гораздо лучше. Судите сами, с чем мы сталкиваемся ежедневно: плохие дороги, длинная и снежная зима, проблемы с парковкой. Что предлагает паркетник: дорожный просвет, маневренность, высокую посадку и обзор, универсальный салон, удобство парковки, и если еще при этом стоимость сопоставима с седанами D и даже C-классов.
При этом машин стоимостью от 35 до 50 тысяч долларов продали на 5% больше, чем за это же время в 2012 году, потому что клиентская аудитория моделей премиум-класса имеет намного большие финансовые возможности и меньше зависит от ситуации в экономике, завершают обзор в "Автостате".