Телефон по цене машины, тариф с абонентской платой в 50 долларов и инженер, обёрнутый в "пупырку", – так начиналась сотовая связь на Урале. В юбилейный год основатели самого давнего и неординарного регионального оператора – МОТИВ – решили вспомнить, как это было.
"Свою первую базовую станцию я, как и первую любовь, помню в мельчайших подробностях. Отправной точкой стала телевизионная башня на Луначарского в Екатеринбурге. Мы тогда всё делали сами: строили, дежурили, аварии устраняли. И вот как-то раз на той самой башне вышел из строя высокочастотный разъём, и сигнал пропал. Надо было что-то делать, причём быстро – качество связи мы всегда ставили во главу угла. И вот мы утеплили, как могли, одного из инженеров: надели шапку, тулуп, с головы до ног обмотали его полиэтиленовой плёнкой, знаете, такой с "пупырышками", и на лебедке подняли на высоту 120 метров. Там температура была минус 30-35 и ветер. Ему, конечно, это нечеловеческих усилий стоило, но связь была восстановлена", – вспоминает первый заместитель генерального директора компании МОТИВ Михаил Каменсков.
Сейчас у оператора установлено 3 189 базовых станций стандарта GSM и 1 867 базовых станций стандарта LTE. МОТИВ обеспечивает связь на территории 1 594 населённых пунктов, где проживает 96% населения Свердловской и Курганской областей, ХМАО и ЯНАО. Лицензионная территория оператора простирается от южных границ России до берегов Северного Ледовитого океана. Её площадь составляет 1,5 млн кв. км, что сопоставимо с площадью четырёх Германий или 11 Греций. Высокоскоростным мобильным интернетом 4G от оператора МОТИВ могут пользоваться 91% населения лицензионной территории МОТИВ, а это 6,5 млн жителей.
"Я – "звезда", лечу в Москву"… Сейчас эта фраза напоминает реплику из шпионских фильмов, а раньше мы так абонентов в роуминг отправляли. Перед отъездом в другой город нужно было позвонить по специальному номеру, назвать свой пароль и пункт назначения, а после возвращения – повторить процедуру. Кстати, именно из отдела роуминга и "родился" наш контакт-центр. Нас тогда было всего четверо", – считает директор по абонентскому обслуживанию компании МОТИВ Алина Кулясова.
Сегодня у оператора МОТИВ 273 собственных офиса и 1 718 точек продаж. В среднем специалисты контакт-центра компании обрабатывают порядка 15 000 обращений в сутки. Согласно отчётам, показатель FCR (First Call Resolution) – решение проблемы после первого обращения – составляет 92-94%.
"Я пришёл в компанию, когда сотовый телефон стоил, как машина – цены варьировались от одной до шести тысяч долларов. Абонентская плата на базовом тарифе была 50 долларов в месяц, плюс 50 центов за минуту – и за входящие, и за исходящие. У нас тогда было 2-3 подключения в неделю. Сотовая связь была роскошью. А мы хотели сделать так, чтобы она была по карману каждому. И сделали. В 99-м году, в самом начале "сотового бума", который мы отчасти и спровоцировали, наша компания выпустила первые препейдные МОБИ-тарифы. В любой "Роспечати" можно было купить МОБИ-карту, на которую были зачислены не у.е., как у всех, а минуты. Всё очень просто, понятно и по-настоящему доступно. Не нужно было следить за курсом, постоянно переводить доллары в рубли и наоборот. Тогда же мы завезли в наш единственный в то время офис продаж относительно дешёвые телефоны. Раскупили их вмиг, полки пустовали дней десять, а после того, как пришла новая партия, к нам в офис выстроились километровые очереди. МОБИ-карта появилась в мае, а уже к концу года наша абонентская база увеличилась в 3,5 раза и насчитывала уже более 7 000 человек. По тем временам прирост был бешеный", – рассказывает коммерческий директор компании МОТИВ Константин Брызгалов.
На сегодняшний день у оператора МОТИВ почти 2,5 млн абонентов. В среднем каждый день к сети подключается 1 500 новых абонентов. За всю историю компании уральский оператор выпустил 353 тарифа. Настоящим переворотом на рынке связи стал тариф "МОБИ-NEXT" – именно тогда МОТИВ первым в России отменил плату за все входящие соединения и "уронил" цену до легендарных "3, 2, 1, 0 рублей". Следующим "мобильным хитом" стал тариф NEXT FREE и песенка из рекламного ролика: "Ля-ля-ля, ля-ля-ля, полчаса за полтора рубля". А летом 2015 года оператор первым в России отменил плату и за исходящие звонки и выпустил уникальные тарифы "ВМЕСТО!", по условиям которых платить нужно только за интернет, а звонки внутри региона бесплатны и не ограничены. Именно эти тарифы вошли в ТОП-3 самых популярных за всю историю компании.
"Я очень хорошо помню, как мы пришли в Зауралье, в Югру и на Ямал. Рекламная кампания "ПЕСЕЦ" проходила в три этапа: сначала на улицах появились билборды с надписью "Песец идёт", спустя некоторое время – "Песец пришёл", а потом с "расшифровкой": "Подключение быстрое, тарифы понятныЕ, Стоит попробовать, услуги разнообразныЕ, Цены низкие". Точно так же, "Песец", назывался и первый тариф, который мы запустили на новых территориях. Только представьте, шёл 2012 год, всюду гуляли апокалипсические настроения – представьте на фоне всеобщей истерии белые баннеры с огромной надписью "Песец идёт!" Словом, реакция жителей была неоднозначной: кто-то поглядывал на всё это с недоумением, кто-то оценил шутку, а предприимчивые зауральские таксисты, например, расклеили на подъездах листовки: "А пока он идёт, мы уже приедем", – вспоминает директор по маркетингу компании МОТИВ Екатерина Хворостова.
Сегодня МОТИВ продолжает расширять границы. Напомним, в феврале 2016-го на аукционе Роскомнадзора уральский оператор выиграл дополнительные частоты для развития сети 4G. Этот новый LTE-ресурс позволит укрепить позиции в "старых" регионах – улучшить качество связи и увеличить скорость мобильного 4G-интернета как минимум в 2 раза, а также выйти на рынок Тюменской области. В перспективе оператор планирует постепенный переход на VoLTE (Voice over LTE). Эта технология позволяет передавать голосовые звонки по сети 4G и гарантирует высокое качество речи, мгновенное соединение и значительную экономию заряда аккумулятора.
А это значит, что в 20 лет всё только начинается…
Фото: МОТИВ.