Клипмейкеры имеют свой взгляд на то, каким должен быть полнометражный фильм. Приходя в мир кино, они не играют по правилам именитых режиссеров, а строят свои киноработы по принципу, который им лучше всего знаком - по принципу видеоклипов. Это и деление экрана на несколько частей, и игра с яркостью цветов, и "отъезд "камеры, и разрушение визуального пространства . Раньше в распоряжении этих режиссеров было всего 3-5 минут для раскрытия идеи, при этом это нужно было сделать красиво, с изюминкой, так, чтобы запомнилось и выделилось на фоне тысячи других видеорядов. Снимая полнометражки, клипмейкеры не отступают от этого своего правила: каждые новые 3-5 минут - это изумительно красивый видеоряд, со своей идеей и запоминающейся деталью. Так работают Мишель Гондри и Марк Уэбб, чьи фильмы стали глотком свежего воздуха, полюбились критикам и запомнились зрителям нестандартной операторской работой и метафорической игрой с визуальным пространством. Вот теперь к ним присоединился и Ричард Айоаде, снимавший клипы для Arctic Monkeys, Kasabian и Vampire Weekend. На наше обозрение им представлен фильм "Субмарина', одновременно похожий и на "Вечное сияние чистого разума" и "500 дней лета' тех же Гондри и Уэбба. Но вместе с несомненными ссылками на другие киноработы, фильм Айоаде самобытен. "Субмарина" местами абсурдна, местами грустна, меcтами сентиментальна, местами чертовски иронична и на протяжении всех 97 минут откровенна, прекрасна, а потому и жизненна.
"Субмарина" - это мир глазами подростка Оливера Тейта. Мы знакомимся с ним самим, его родителями, друзьями и первой любовью. Как и у всех нас, жизнь Оливера непроста и полна неожиданных поворотов и трудностей, с которыми ему приходится справляться в одиночку. Родительский брак и так трещит по швам, а тут еще и по соседству поселяется первая любовь мамы. Папа по этому поводу ничего не предпринимает, а только снова, как в годы своей депрессии, перебирается в халат и достает старую кружку, чтобы пить чай с лимоном. Сам Оливер читает словарь, смотрит на волны, представляет свои похороны и пока еще не может понять, кто он такой и что из себя представляет. В довершении ко всему он влюбляется в свою одноклассницу Ясмин и, преодолевая смущение и застенчивость, всеми силами пытается завоевать ее.
Ричард Айоаде снял фильм с совершенным визуальным рядом и совершенным закадровым музыкальным сопровождением (за которое, кстати, отвечает ни много, ни мало солист Arctic Monkeys Алекс Тернер). "Субмарина" местами, надо сказать, напоминает клип тех самых "Мартышек", но от этого ни в коем случае не становиться хуже, а наоборот - "вкуснее".
Оливер переживает, чувствует и делает то, что мы сами совершали бесчисленное количество раз или же ждали, чтобы это произошло. Первая влюбленность Оливера и Ясмин с посиделками в пустой ванне на свалке, зажиганием фейерверков в сумерках, молчанием у океана, а потом погружение на его глубину в 9 тысяч метров в маленькой субмарине, куда не могут добраться рыбы, но только люди в минуты отчаяния... Режиссер повествует нам о течении человеческой жизни через эдакий видеодневник подростка, который насколько наивен, настолько и не по годам умен в своих суждениях. "Субмарина"- это фильм о самом главном в жизни, которое невероятно важно в любом возрасте: и в 15 и в 38.