E1
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+4°

небольшая облачность, без осадков

ощущается как +2

1 м/c,

сев.

741мм 42%
Подробнее
5 Пробки
USD 90,19
EUR 97,90
Реклама
Происшествия Авиакатастрофы на Урале истории «Ну всё, нет Жоры». Как на испытаниях реактивного самолета в Кольцово разбился Григорий Бахчиванджи

«Ну всё, нет Жоры». Как на испытаниях реактивного самолета в Кольцово разбился Григорий Бахчиванджи

История авиакатастрофы, произошедшей в разгар Великой Отечественной войны

Григорий Бахчиванджи погиб во время испытаний первого в СССР реактивного истребителя

В марте 1943 года недалеко от Кольцово разбился летчик Григорий Бахчиванджи. Он выполнял испытательный полет на БИ — первом советском самолете с жидкостным ракетным двигателем. Сейчас именем Бахчиванджи в Екатеринбурге названы площадь перед аэровокзалом и улица в микрорайоне Кольцово. Рассказываем историю этой авиакатастрофы.

Парень из кубанской станицы

Григорий Бахчиванджи родился в 1908 (по другим данным, в 1909) году на юге, в станице Бриньковской. Сейчас она входит в состав Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. После семилетки работал помощником машиниста паровоза, слесарем-трубопрокатчиком на Заводе имени Ильича в Мариуполе. В 1931 году вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), окончил авиатехническое училище и школу пилотов. За высокую технику пилотирования его направили на летно-испытательную работу.

В 1941 году Бахчиванджи ушел на фронт. Он провел 26 воздушных боев, лично и в группе сбил пять вражеских самолетов, но в августе был отозван в Свердловск — для испытания первого советского реактивного истребителя БИ-1. Эту машину как перехватчик ПВО разработали конструкторы Березняк и Исаев, а концепцию истребителя, который мог бы летать со скоростью ракеты, предложил конструктор Сергей Королев. Предполагалось, что после выполнения задания и выработки ракетного топлива (а его хватало лишь на несколько минут полета) самолет с выключенным двигателем превратится в планер и совершит посадку.

Реактивный истребитель БИ-1

Работа над БИ-1 началась в Москве, а продолжилась на Урале, куда эвакуировали конструкторское бюро.

Еще до первого полета Григорий Бахчиванджи получил травму: 20 февраля 1942 года при запуске двигателя БИ-1 на стенде произошел взрыв. Головка двигателя, сорвавшись с креплений, пролетела между баками с азотной кислотой и ударилась о бронеспинку сиденья пилота, сорвав крепежные болты. Бахчиванджи рассек лоб от удара о приборную доску — но, вернувшись из госпиталя, продолжил работу и 15 мая выполнил из Кольцово первый полет на БИ-1.

Григорий Бахчиванджи

— 15 мая на аэродроме все другие полеты были прекращены, — вспоминал член Госкомиссии по испытаниям БИ-1, профессор Владимир Пышнов. — У взлетной полосы собралась большая группа специалистов, причастных к созданию необычного самолета. Улыбающийся летчик-испытатель Григорий Бахчиванджи занял место в кабине. Самолет рванулся, побежал и вскоре отделился от земли, энергично набирая скорость и высоту. Бегут секунды... Высота около 1 тыс. м, поворот на 180° завершен.

«Еще несколько секунд — и от самолета отделилось небольшое рыжее облачко — топливо кончилось...»

Затем летчик выпустил шасси и с разворотом стал снижаться. Бахчиванджи точно выполнил заход на посадку, но в последний момент скорость снижения возросла, и при приземлении подломилась стойка шасси. Впрочем, это никого не огорчило. Летчика подхватили на руки и стали качать.

Митинг в связи с первым полетом БИ

«Самолет вошел в штопор, стремительно понесшись к земле»

Трагическим стал седьмой испытательный полет на третьем экземпляре машины — БИ-3. 27 марта 1943 года Григорий Бахчиванджи должен был на высоте 2000 метров довести скорость горизонтального полета до 800 км/ч. С земли казалось, что всё идет по плану, но после выключения двигателя истребитель, который должен был превратиться в планер, вошел в пике и врезался в землю. Это произошло шестью километрами южнее от аэродрома, в районе Старого пруда у села Патруши.

— Я на летном поле в третий раз наблюдал испытание и вдруг увидел, что самолет вошел в штопор, стремительно понесшись к земле, — рассказывал газете «Вечерний Екатеринбург» в 1993 году бывший командир опытной эскадрильи, полковник в отставке Г. Т. Холод, ему тогда было 82 года. — Он успел сделать одну спираль, а на второй врезался в снежную ледяную поверхность, срубив сосну. Правда, сначала ни дыма, ни огня не было видно. К месту падения в верстах двух от старой ВПП на легком «Аисте» поспешило начальство, ведущий инженер, врач. А мы с коллегой Николаем Сергейчиком помчались на Жорином же ижевском мотоцикле.

«Помню, мой водитель еще с горечью произнес: "Ну всё, нет Жоры"»

Действительно, на берегу замерзшей речушки нас встретили лишь растекшееся керосиновое пятно, обломки и останки пилота, в частности, рука с авиационными часами. Всё это было срочно погружено на аэросани Николая Баныкина и доставлено к ангару, в штаб гарнизона. Ну а потом, после похорон разбившегося первопроходца и прекращения испытаний, на эту историю, как сами знаете, опустилась завеса молчания, державшаяся целые десятилетия. Да, с огромным опозданием в городке свердловских авиаторов появился бюст Григория Бахчиванджи, скромный обелиск на месте гибели и памятник на могиле, а сравнительно недавно — и копия реактивного первенца у аэропорта на пьедестале, — отмечал полковник Холод.

Григорий Бахчиванджи погиб 27 марта 1943 года в возрасте 34 лет

Что случилось в небе

Аварийная комиссия установила, что после выключения двигателя скорость самолета резко упала, летчик ударился солнечным сплетением о штурвал и потерял сознание. Позже во время испытаний реактивного истребителя в аэродинамической трубе больших скоростей было выявлено новое явление — «затягивание в пикирование». Бороться с ним тогда не умели. Возможно, причиной трагедии стали оба обстоятельства.

Григория Бахчиванджи похоронили на Кольцовском кладбище. Спустя 30 лет ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Все дальнейшие испытания БИ и планы по строительству трех десятков машин после авиакатастрофы отменили.

Памятник самолету БИ-1 на площади перед аэропортом Кольцово

Ранее мы рассказывали, как под Первоуральском потерпел крушение Ту-134. В марте 1961 года Ту-104 упал на берег Нижне-Исетского пруда, в июле того же года в Нижнесергинском районе разбился Ил-14 (у самолета прямо в небе закончилось топливо), в 1967 году потерпел крушение Ил-18.

В 1973 году в районе поселка Рудного упал Ту-104, в воздухе он провел всего три минуты, а в 1978-м Як-40 врезался в холм вскоре после вылета из Кольцово.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления