E1
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+10°

пасмурно, дождь

ощущается как +8

2 м/c,

с-з.

739мм 90%
Подробнее
1 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Недвижимость Уникальные дома Екатеринбурга репортаж В 131 год — как новенький. Татарстан спас старинный домик в центре Екатеринбурга

В 131 год — как новенький. Татарстан спас старинный домик в центре Екатеринбурга

Гуляем по усадьбе Агафуровых после ремонта

Все основные работы в доме Агафуровых завершились в конце января

В Екатеринбурге много исторических зданий. Но даже те, что признаны памятниками и взяты под охрану, часто выглядят настолько невзрачно, что их легче принять за ветхую развалюху, чем за дом с богатым прошлым. Тем ценнее истории преображения памятников архитектуры.

В этом материале — как раз такая. Показываем, как за пять лет изменился главный дом усадьбы Агафуровых. Экскурсию нам провел Хайдар Гильфанов — постоянный представитель Республики Татарстан в Свердловской области, который и поднял вопрос о том, что здание нужно спасать.

Главный дом усадьбы начал строить еще отец семейства — Хисаметдин Агафуров, но он умер в 1883 году, успев возвести лишь один этаж. Достроили дома уже его сыновья — братья Камалетдин и Зайнетдин, они же позже сделали веранды. В 1919 году их семьи спешно покинули город после событий, связанных с февральской революцией 1917 года.

В 1920-х в доме переделали половину окон первого этажа, исчезло парадное крыльцо и витражи. Сам дом после национализации был превращен в коммунальное жилье. Позже он пришел в непригодное для жизни состояние. Восстанавливала его потом компания «Уралтеплоизоляция», некоторое время его и занимавшая. А с 1996 года здесь работает постпредство Республики Татарстан.

Посмотрите экскурсию по домику

— История начиналась в далеком 2018 году. Я только был назначен представителем, — рассказывает Хайдар Гильфанов. — И Рустам Нургалиевич Минниханов (глава Татарстана. — Прим. ред.), когда я его встретил на «Иннопроме», говорит:

— Ну как дела?

— Всё хорошо. Один вопрос: здание.

— А что с ним?

— Вы там были в 2010 году. Старинное здание татарских купцов. Надо с ним что-то делать, скоро ему уже 130 лет, а последний ремонт — и тот косметический — был в 2003-м.

Хайдар Гильфанов сразу после назначения поднял вопрос о восстановлении дома Агафуровых

До этого реконструкция здания была в конце 1980-х, а представительство Татарстана въехало туда в 1996 году. Никакого капитального ремонта с тех пор не было. Как вспоминает постпред республики, «дыры латали как могли».

Решением проблемы в итоге занимались главы регионов. Рустам Минниханов сказал Евгению Куйвашеву, что Татарстан готов инвестировать в ремонт здания, но если решится другой вопрос.

— Мы до 2018 года здание арендовали. Это обходилось в кругленькую сумму для бюджета Татарстана — два миллиона в год, — рассказывает Хайдар Гильфанов. — Рустам Нургалиевич человек прагматичный. Строители сказали, что всё обойдется примерно в 35 миллионов — это в 2018-м! Он спросил, получится ли лет семнадцать-двадцать безвозмездно пользоваться зданием [в обмен на восстановление дома]. Так и договорились.

Так здание выглядело в 2019 году

Но пока готовили проект реконструкции, согласовывали всё и ждали решения государственной комиссии, подросли и цены. Суммарно реконструкция дома Агафуровых обошлась в 128 миллионов. Как говорит Хайдар, на все эти пять лет он стал, по сути, прорабом, контролируя работы от и до.

Так как дом признан памятником, самовольно что-то перестраивать тут нельзя. Три независимых эксперта проводили оценку, чтобы его привели в первозданный вид, насколько это возможно.

К началу ремонта здание, которому больше ста лет, сохранилось относительно неплохо. Все облицовочные доски на фасаде, например, остались оригинальными. Их лишь вручную почистили и аккуратно покрасили.

После ремонта фасад дома стал заметно ярче

Помучиться во время реставрации пришлось с окнами. Их в доме около 60 — разных видов. Замену делали в Казани под заказ из ели. Новые окна стали существенной статьей расходов.

Не легче было и со специфической особенностью здания — яркими витражами на втором этаже.

«Намучились с витражами. Оказалось, что в России сейчас почти нет заводов, которые выпускают цветные окна»

Чтобы схитрить, даже предлагали такой вариант: вместо витражей установить обычное стекло, обклеив его цветной пленкой. Вот только через три-четыре года под лучами солнца всё это потрескалось бы — поэтому продолжили искать тех, кто справится с задачей. Мастеров нашли лишь в Подмосковье.

Поиски стоили трудов. Вышло очень красиво

Нынешний вид здания не совсем такой, каким был изначально. Веранды по обе стороны дома пристроили, и они, в отличие от других частей строения, просели: одна сторона — на 14 сантиметров, вторая — на 18.

— Помучились, конечно. Но это приятные мучения, — говорит о пятилетнем ремонте Хайдар Гильфанов. — Я понимаю, что не для себя возвожу памятник. Это для города.

«И мне очень обидно за соседние дома, которые в плачевном состоянии»

— Это же не только для туристов неприглядно, но и определенный источник опасности для меня, для моего здания. Как говорят татары, Алла боерса — даст Бог — ничего не случится, — надеется он.

Соседние дома, которые тоже признаны памятниками, и правда выглядят куда хуже обновленного дома Агафуровых. Хайдар приводит в пример расположенный по соседству дом Лебедева, богатый русской резьбой.

— Я-то думал, к 300-летию что-то решится, но не получилось. Не всё так делается, как мы привыкли. В Казани исторический центр за рубль продается, и главное требование — чтобы здание было восстановлено, — говорит представитель Татарстана.

Я отвечаю, что в Екатеринбурге такая практика тоже есть, но не всегда работает. Гостиницу «Мадрид» на Уралмаше, например, несколько раз выставляли на торги за рубль.

— Здесь-то земля хорошая, центр! — справедливо подмечает Хайдар Гильфанов.

Дом Агафуровых восстановили вплоть до мелочей

Не будем останавливаться на печальной судьбе других исторических зданий и переходим внутрь. В представительстве Татарстана работают пять человек. Как говорит главный из них, люди воспринимают здание не как рабочее место, а как свой дом. И гостей к себе домой охотно пускают.

— Почти каждые выходные приходят люди, но организованно. Мы открыты. Это всё сделано не для того, чтобы закрыться, — говорит Хайдар Гильфанов. — Это сегодня здесь тишина, а так — выставки проводим, творческие вечера, конференции. Коллективы занимаются, воскресная школа работает.

Если тоже захотите погулять по дому Агафуровых, нужно собрать небольшую группу и позвонить Альфинур Ахуновой, чтобы записаться на конкретный день и время. Номер телефона: +7 912 249-66-33.

В холле дома Агафуровых — небольшая выставка, которую планируют периодически обновлять
В коридоре на втором этаже висят картины

Картину справа на следующем фото написал художник Ефремов. Когда все работы в здании были почти завершены, он рисовал дом Агафуровых с натуры. Эту картину представительству подарила УГМК.

Кабинет постоянного представителя Татарстана самый скромный в доме. Как предполагает Хайдар Гильфанов, вероятно, эта часть дома просто не была предназначена для приема гостей.

А вот в других кабинетах можно увидеть потрясающе красивую лепнину на потолках. Этот нежно-голубой цвет не нанесен в последние годы, а обнаружен при соскобе побелки.

Камины тоже украшены изразцами. Они топились в подвале, и тепла хватало на весь дом
Все эти украшения — тоже предметы охраны. Поэтому, например, даже все неровности на потолках и стенах не исправлялись, их оставляли такими, какими они были при Агафуровых
Все двери в доме новые. Сделаны из лиственницы

Пока ходишь по дому, чувствуешь приятный аромат дерева. Но это не от самого дома, а от мебели — она вся новая.

В доме две лестницы: одна парадная, а второй, вероятно, пользовался персонал. Когда в 1996 году сюда заехало представительство Татарстана, лестницы уже были такими, но не исключено, что они заменялись ранее.

Сейчас лестница тоже признана предметом охраны

На фото ниже — самый большой конференц-зал дома. Тут же стоит пианино, но лет через десять-пятнадцать оно может прийти в негодность, если его не заменить.

В этом зале проводят конференции и устраивают концерты

Из этого помещения также есть еще один выход. Всего в доме их три, а тот, что сейчас главный, с массивными дубовыми дверьми, скорее всего, обустроен уже после Агафуровых.

— Они жили по фэншуй, и вход должен был быть на востоке, а с юга обычно не заходят, — объясняет Хайдар Гильфанов.

Побывали мы и в комнате для приема особо почетных гостей. Здесь роскошная мебель, а в шкафах стоят позолоченные сувениры от мастеров из Златоуста.

— Это наша гордость: сочетание уральского и татарстанского, — говорит Хайдар Гильфанов
Раньше тут, вероятно, был проход. Но хотя он и заделан, арку убирать нельзя

— Второй этаж весь деревянный, а мы поменяли только небольшую часть одной стены — и то потому, что водосток был неправильный и дерево чуть-чуть сгнило, — рассказывает Хайдар Гильфанов. — Я удивился, что фундамент тут толщиной три метра — на площади 613 квадратов. Укрепили его так, что еще лет сто точно простоит!

Самая роскошная часть дома Агафуровых — веранда с витражами. В солнечный день блики так украшают пространство, что кажется, будто от этого даже теплее.

— Мы тут чай пьем, как, скорее всего, делали и Агафуровы. Перед домом был не этот сохранившийся флигель, а вся территория была единой. Во втором доме, вероятно, жил отец, а сюда переехал сын, когда вырос, — говорит постпред.

На веранде стоит небольшой столик и четыре плетеных стула
Восстановление витражей было одной из самых сложных задач
Разноцветный свет от витражей украшает всю веранду

Сейчас в доме осталось доделать пару незначительных деталей, а весной займутся территорией снаружи и будут ее благоустраивать.

Почитайте больше об истории усадьбы купцов Агафуровых и о них самих. Также мы гуляли по музею рядом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE6
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления