Светофоры считаются одним из самых слабых звеньев на улицах Екатеринбурга.љљљ Работают они по старинке: инспекторы ДПС выезжают на улицы и по рации сообщают диспетчеру автоматизированной системы управления движением (ГИБДД, где возникли заторы. Диспетчер переключает светофоры на другой режим и пытается "разрулить" пробки. Как полагают автомобилисты и руководители госавтоинспекции, это помогает мало. Главным образом потому, что действия диспетчера запаздывают и почти бесполезны, поскольку он работает вслепую: нет у него перед глазами общей картины дорожной ситуации в городе.
На это обратили внимание специалисты с Апеннин, в том числе эксперты в области электронных технологий, которые в течение года изучали интенсивность движения транспорта в Екатеринбурге, проблемные участки, режим работы светофоров и служб, управляющих транспортными потоками. Итальянцы пришли к выводу, что Екатеринбург окончательно "закупорится" не к 2025 году, как предполагалось, а на десять лет раньше.
По опыту европейских городов светофоры - хорошее подспорьељво время интенсивного движения. В новых системах датчики будут выбирать оптимальный режим регулирования на всех перекрестках в зависимости от напряженности на других участках. Одно это нововведение, по заверениям авторов проекта, увеличит скорость прохождения машин на 20 процентов, что уже проверено на улицах Милана, Генуи и других итальянских городов.
Как сообщил вице-мэр Екатеринбурга Александр Ляшенко, электронные датчики слежения и регулирования появятся на 130 самых загруженных перекрестках, а затем и на всех остальных. Это должно произойти в нынешнем году, ради чего в бюджет заложили около 150 миллионов рублей. Проект будет внедряться поэтапно примерно пять лет.
В мэрии говорят, что готовы выслушать и мнения горожан, которые помогли бы облегчить ситуацию с транспортными заторами. Одно предложение уже поступило:љ почему бы не разрешить проезд на красный сигнал светофора при повороте направо?
Такое правило существует в странах Европы, а недавно в качестве эксперимента введено во Львове. Там на 18 перекрестках перед светофорами вывесили таблички: "Внимание, эксперимент!" и разрешили выполнять правый поворот при красном сигнале светофора. Разумеется, пропустив пешеходов и транспорт с иных направлений. Как утверждают в львовской ратуше, результаты обнадеживают, и разрешение проезжать на "красный" предполагается ввести официально.
Мнения специалистов разделились. Главный специалист комитета по транспорту и организации дорожного движения администрации Екатеринбурга Евгений Селетков считает, что вљнынешних условиях вводить правый поворот на красный свет будет неоправданно. Во-первых, движение настолько интенсивное, что трудно вклиниться в плотный поток с других направлений. А во-вторых, это можно сделать там, где правая полоса достаточно свободна.
А начальник отделения организации дорожного движения ОГИБДД УВД Екатеринбурга Сергей Яскевич, напротив считает опыт зарубежных городов полезным:љ"в США больше автомобилей, чем у нас, и там разрешено поворачивать направо на красный сигнал светофора. Наверное, не случайно. Субъект Федерации вправе внести такое предложение, надо лишь, чтобы оно прозвучало от депутатов областной Думы. А настроить светофоры с учетом разрешения на поворот при "красном" сложности не представляет".