С 26 января 2015 года на территории Екатеринбурга дорожная полиция начала проводить оперативно-профилактическое мероприятие «Автобус». Основная цель проверок - сокращение аварий с участием общественного транспорта и выявление и пресечения правонарушений, совершаемых водителями и сотрудниками автотранспортных предприятий. Для эффективности в рейдах, помимо инспекторов ДПС, принимают участие и госинспекторы технического надзора ГИБДД, сотрудники миграционной службы, прокуратуры и отдела по экономическим преступлениям и противодействия коррупции. За несколько дней было выявлено 158 нарушений ПДД, а по 50 автобусам была запрещена эксплуатация.
После вала сообщений от горожан, видеозаписей и фотографий нарушений правил дорожного движения водителями из соседних азиатских стран E1.RU попытался выяснить, кто виноват и что делать. Мы связались с начальником отделения технического надзора УГИБДД Свердловской области, капитаном полиции Александром Порубенко, чтобы получить прямые ответы на немного общие, но важные вопросы: "что с этим беспределом можно сделать?" и "когда все эти нарушения кончатся?" В полиции прямо не ответили, но проблему обозначили детально.
За 2014 год областная ГИБДД насчитала около 30 тысяч нарушений ПДД водителями-мигрантами и провела множество проверочных рейдов. Сейчас в Свердловской области работает около 1 300 водителей-гастарбайтеров, но практически все они ездят по дорогам Екатеринбурга. Александр Порубенко отмечает, что водители автобусов с фиксированной зарплатой практически не нарушают правил – транспортную проблему в городе создают агрессивные водители и жадные до прибыли владельцы маршруток.
– Водитель автобуса отвечает не только за свою жизнь, но и жизни людей. В этом я согласен с вами. Я вас заверяю – мы отрабатываем каждую жалобу по этому вопросу, которая к нам поступает. За 2014 год было выявлено чуть менее 30 тысяч нарушений ПДД, к тому же участились на дорогах драки с водителями автобусов.
– Ничего себе…
– Вот-вот. Именно поэтому на территории Екатеринбурга проводится сейчас операция "Автобус". Это внеплановое мероприятие, началось оно два дня назад. В конце месяца подведём итоги. Кроме того, мы в 2014 году отправили в миграционную службу 246 материалов на водителей, которым теперь запрещён въезд на территорию России в ближайшие 5 лет. В 2013 году мы отправили 14 таких материалов.
Одно их самых популярных мест для нарушений в Екатеринбурге – перекрёсток Восточная – Ленина...
...Какие только "пируэты" здесь не увидишь!
– Как вы реагируете на жалобы горожан?
– Знаете, у нас люди, честно говоря, странные. У нас в один день приходят две жалобы: одна – по поводу того, что водители не останавливаются по требованию пассажиров. Вторая – что водитель высаживает народ где угодно прямо под колёса машин. Пассажиры зачастую сами заставляют водителя нарушать правила. Да, есть водители, которые сами открывают дверь и говорят: "Выходите!" Значит, не нужно выходить в таких случаях. Он же не вытолкнет вас силой?
– Вы это воочию видели?
– Если я сам как гражданское лицо еду с внеплановой проверкой по маршруту, уже на конечной остановке вызываю "на ковёр" директора транспортного предприятия и разбираю с ним все допущенные замечания. Если водитель допускает более двух нарушений, то мы сразу же пишем в УФМС.
– Почему же они так водят? Ваше мнение?
– Лично моё мнение по водителям-иностранцам: они не могут психологически справиться с машинопотоком Екатеринбурга. Они все прибыли из небольших населённых пунктов и не привыкли к такому темпу движения большого мегаполиса. Но есть и "молодые горячие злодеи", которые приезжают сюда "за рублём". Чтобы избежать потока этих граждан, необходимо менять политику оплаты труда. Они все – сдельщики, то есть часть денег отдают работодателю, часть забирают себе. Чем больше они отвезут пассажиров, тем больше получат денег.
– Это политика всех транспортных компаний?
– Есть в городе и в области пассажироперевозчики, водители которых работают на окладе. Водители в таких компаниях почти не приносят нам бед.
– Логично. Им некуда торопиться.
– Да, именно. Они едут по согласованному графику, маршруту, с определёнными местами остановок. Когда уйдут работодатели от "сдельщины", всё встанет в такое нужное русло.
Вместо того чтобы соблюдать маршрут и спокойно ехать, гастарбайтеры устраивают на дорогах гонки
– А почему они не уходят от "сдельщины"? Разработанная схема какая-то или просто жажда сверхприбыли? А если, к примеру, транспортников "накошмарить" штрафами, чтобы нарушение ПДД водителями-гастарбайтерами стало самому юридическому лицу финансово невыгодным?
– Изменить можно, но необходимы поправки в законодательстве. Это же проблема не только на местном уровне, она всероссийская.
– А в областное законодательство поправки разве нельзя внести?
– ГИБДД может только выходить с ходатайством. Мы выходили в том году с подобной инициативой, и не только касаемо водителей-нарушителей: в автобусах часто самовольно меняют топливную систему и увеличивают количество посадочных мест в салонах. А автобус на такое не рассчитан, и при ДТП люди могут получить травмы, а транспорт – попросту загореться и взорваться. Пока за такое нарушение предусмотрен штраф 500 рублей, а мы предлагали вообще запрещать эксплуатацию и снимать номера. В итоге по нашим ходатайствам до сих пор нет ответа. Мы посылали запрос в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения России, а они уже обращаются в Заксобрание России.
Не только водителями-иностранцами недовольны пассажиры. Лихачат и россияне: дело в системе оплаты труда
– Насколько в итоге хотели увеличить штраф?
– На самом деле у юридических лиц он и так внушительный. Ваш портал недавно писал про ситуацию с приостановлением автобусного сообщения Екатеринбург – Арамиль – Двуреченск и про лишение лицензии транспортной компании-перевозчика. Мы их неоднократно привлекали к административной ответственности – и должностные лица, и административные. Там было около 100 тысяч рублей штрафа. Мы этот вопрос контролировали с прокуратурой и Ространснадзором. В итоге все материалы были направлены в суд, а суд постановил приостановить деятельность этого перевозчика, что и сделал транспортный надзор.
– Летом 2015 года водителей-эмигрантов заставят получать российские права. Это как-то поможет справиться с нарушениями?
– Сокращение наплыва водителей-иностранцев точно произойдёт после вступления нормативного документа в силу. В некоторых странах Европы, чтобы стать водителем по найму, необходимо, во-первых, получить гражданство, во-вторых, пройти полные специальные курсы, а потом уже получить разрешение на эту работу. У нас в стране, к сожалению, такой системы пока нет. Сейчас человек приезжает из страны СНГ, с ним проводят инструктаж, провозят по маршруту и садят за руль.
– А научить их ездить нормально можно?
– Так они умеют ездить! Просто у них менталитет такой. Если двое, к примеру, поспорили – у них начинается гонка. Могут даже подраться между собой, а кондуктора даже подначивать будут в таких ситуациях.
А тут с гастарбайтером дерётся квадроциклист
– Можно ли количество нарушений хотя бы сократить? За счёт чего это можно сделать?
– Как я уже говорил, при переводе водителей на окладную систему.
– При этом они будут ездить медленнее, будут опаздывать. Это палка о двух концах?
– Они и сейчас должны ездить по установленным маршрутам и графикам. Существует специальный расчёт маршрута в условиях пробок и города. Я, к примеру, сам не понимаю, зачем многие так ездят. Для чего они перестраиваются в крайний левый ряд после перекрёстка, если у него через 100 метров остановка? А для того, чтобы обогнать три машины и наглым образом вклиниться.
Не только в деньгах дело: водитель и кондуктор решили немножко "поиграться" и подёргать по очереди рычаг переключения скоростей
– Ну, они пользуются тем, что это всё-таки автобус, имеющий некие преимущества на дороге.
– Автобус должны пропускать только при отъезде с остановки, а они себя неправильно ведут.
– Давайте к компаниям вернёмся. Вы пробовали собирать их директоров и пытаться решить проблемную ситуацию?
– Мы неоднократно разговаривали. Они говорят: "нам так удобно". Почти у всех транспорт находится в кредитах и лизингах. Мы в экономику не лезем, нас интересует безопасность дорожного движения.
Видео: читатели E1.RU, youtube.com
Как можно снизить количество нарушений водителями-гастарбайтерами?