В рамках всеобщей экономической нестабильности разговоры о подступающем жёстком и беспощадном кризисе на рекламном рынке в медиасреде можно услышать всё чаще. Здесь, собственно, можно обойтись и без домыслов. Издательский дом "Семь дней" приостановил выпуск журнала "Итоги", который печатался с 1996 года. Причина проста - финансовые проблемы, в свою очередь, связанные с серьёзным сокращением бюджетов у рекламодателей. Телеканал "Дождь" в связи с потерей значительной части аудитории тоже перестал быть интересен рекламодателям. Генеральный директор канала Наталья Синдеева около недели назад заявила, что в компании вынуждены пойти на сокращение зарплат ведущим и журналистам, а существование канала в ближайшем будущем пока под вопросом.
Ждать ли серьёзного кризиса на рынке рекламы в Екатеринбурге? - E1.RU спросил у председателя совета директоров группы компаний "Ньютон", совладельца джаз-клуба EverJazz, вице-президента Российской ассоциации по связям с общественностью Алексея Глазырина. "Рекламный рынок ещё не погряз в кризисе, однако находится в томном ожидании и стагнации", - говорит Глазырин.
Кризис, безусловно, на рекламном рынке сейчас существует. Во-первых, это сезонный кризис. Первые два-три месяца года в рекламной активности он есть и связан у крупных компаний с планированием. Во-вторых, есть общая нервозность на рынке. Она связана с политическими и экономическими событиями, которые отражаются и на курсах иностранных валют, и на фондовых рынках. Соответственно, когда компании чувствуют себя не самым лучшим образом, то первое, что они замораживают – это рекламные бюджеты.
На самом деле здесь даже не важно, будет ли сам кризис. В данном случае ожидание кризиса и напряжённость, связанная с ним, хуже самого кризиса для рекламной отрасли. Это ожидание как раз приводит к сокращению бюджетов или, по крайней мере, к задержкам по выделению средств. Пострадавшие на этом рынке и в этой ситуации, безусловно, агентский сектор. Это агентства, благополучие которых зависит от притока денег.
Несколько тысяч человек. Примерно столько людей работают в рекламных агентствах Екатеринбурга. Будут ли агентства ужиматься? На самом деле, региональному рекламному рынку сокращаться уже некуда. Будут ли сокращения зарплат в этом секторе? Вряд ли, потому что положительной динамики в зарплатах на рекламном рынке практически нет за последние годы. Она, скорее, отстаёт от инфляции. Существует своего рода зарплатная стагнация, и именно поэтому здесь тоже особо сокращать нечего. Может быть, часть людей из рекламного рынка куда-то перейдёт, но их заменят новые. К глобальным катаклизмам это не приведёт просто потому, что рынок Екатеринбурга просто малюсенький и дохлый.
Многие компании тратам на рекламу предпочитают прямые продажи. Прямыми продажами всегда пытаются компенсировать рекламный бюджет. Но многие компании пока просто пережидают. Они живут на собственных ресурсах, а траты денег на сторону стараются не вести. Хотя опять же при этом нельзя говорить, что сейчас полное затишье и что всё остановилось. Этого нет. То есть компании планируют свои активности, но принятие решений об этой активности у них максимально оттягивается.
Тревожных моментов выше крыши. Например, если произойдёт резкий обвал рубля, то это скажется на объёмах рекламных бюджетов, потому что рекламное производство во многом завязано на импортных составляющих. А в условиях общей экономической нестабильности в таком случае возможен уход с рынка нескольких десятков агентств единомоментно.
Как выглядит структура основных плательщиков в рекламной отрасли? Она несильно меняется. В связи с законодательными ограничениями окончательно ушли табачники и производители алкоголя. В остальном - это ритейл и сети бытовой электроники. И очень много сейчас рекламы финансовых услуг.
По данным нашего собственного мониторинга, еженедельно на госзакупках на территории страны появляется в свободном обращении от полумиллиарда до миллиарда рублей на выполнение различных рекламных заказов от государственных структур и компаний с государственным участием.
Государственные закупки на рекламном рынке как раз не сокращаются. Это однозначно, и это, безусловно, тот фактор, который сохраняет какую-то стабильность на рынке. Но на государственных закупках по-прежнему большой процент тендеров с известным результатом. Для государства, возможно, сейчас даже в некотором роде позитивная ситуация. Появляются какие-то тендеры, а голодные участники просто значительно сбивают цену. Но это совсем не положительно сказывается на дальнейшем развитии отрасли.
Есть ряд компаний, имеющих очень раздутую структуру из-за больших бюджетов, которые они обрабатывают. Именно такие компании сложнее всего проходят кризисы. Для них каждый крупный бюджет - это существенно. Вы можете потерять 10 заказчиков по 500 тысяч - и совокупно это будет пять миллионов, а можно потерять одного заказчика, бюджет которого был 200-300 миллионов. И это сразу и очень болезненно ударяет по бизнесу. Компания, в случае если она к этому не готова, продолжает по инерции платить зарплаты и нести кучу других расходов, не имея при этом прибыли.
Когда меня спрашивают о прогнозах, я всегда говорю, что всё будет хорошо. Когда спрашивают о причинах, то я говорю, что это неистребимый оптимизм и вера в светлое будущее.