2015 год оказался качественно новым этапом в жизни банкиров. Отличные от привычных до неузнаваемости экономические условия заставили аналитиков придумывать свежие идеи не только сохранения, но и увеличения прибыли. Акценты меняются, и кредиты теперь далеко не на первых позициях, а вперёд выходят наименее рисковые услуги: кассовое обслуживание, инкассация и валютный контроль. По словам специалистов Альфа-Банка, тем, кому удалось предвидеть эти сложности заранее, теперь намного легче набирать обороты.
– 2012-2013 годы весь рынок был на подъёме, по всем параметрам наблюдался рост, и мы активно выдавали инвестиционные кредиты. Ежегодно нам необходимо было показывать рост около 30-40%. Но в 2014 году мы раньше многих увидели и предвидели ситуацию и изменили кредитную политику. Мы стали более требовательно подходить к заёмщикам. И если говорить об итогах года, то мы существенно упали по кредитованию летом и существенно выросли к завершению года, – рассказывает директор регионального центра по корпоративному бизнесу Альфа-Банка в Екатеринбурге Константин Самолин.
Самолин отметил также, что по итогам прошлых 12 месяцев блок крупных корпоративных клиентов вышел с кредитным портфелем в районе 60 миллиардов – как у подразделений крупных госбанков: "В данный момент мы делаем упор на безрисковые доходы: расчётное обслуживание, обслуживание внешнеторговых контрактов, сервис по расчётам, инкассация, конвертация и валютный контроль". Что касается граждан, то и здесь приоритеты сместились в сторону обслуживания.
– 2014-й был очень удачным годом для розничного бизнеса. Наш основной показатель – чистая прибыль – вырос в сравнении с 2013 годом на 53%. Мы получили рост по кредитному портфелю на 36%, а на 21% выросло количество счетов до востребования. За прошедшие 12 месяцев количество наших клиентов выросло на 25 тысяч человек. К новым реалиям мы, конечно, подготовились и теперь выдаём кредиты только самым проверенным нашим клиентам. Основная задача сейчас – сделать так, чтобы максимальная часть наших клиентов пользовались нашим банком как основным, а только, например, в рамках зарплатного проекта, – отметила директор по розничному бизнеса Альфа-Банка на Урале Наталья Воронкова.
Руководитель блока массового бизнеса Сергей Возчиков рассказывает, что с момента "чёрного вторника" заметил ряд изменений в поведении клиентов. Они, например, больше не спрашивают про надёжность.
– Из того, что мы увидели по изменениям рынка: мы сейчас практически не говорим с клиентами про надёжность. Это уже все и так знают, кому сейчас можно доверять свои счета и свои деньги. Сейчас вопросы и требования другие. Клиенты хотят получать за те деньги, которые банк получает в виде комиссий, качественный интернет-банк, быстрый отклик, персональных менеджеров, возможность дозвониться в кол-центр за 10-15 секунд, – рассказывает руководитель массового бизнеса Альфа-Банка в Екатеринбурге Сергей Возчиков.