– А вы чай продаёте? – интересуется пенсионерка у японца, который предлагает попробовать напиток.
– Нет, тут запрещено торговать, но вы можете его попробовать, – отвечает хозяин стенда.
Гото Эйсукэ переехал в Россию пару лет назад, язык выучил по самоучителям. У него есть небольшой магазинчик японских чаёв в Питере, плюс к тому он продаёт их оптом. За прошлый год удалось реализовать три тонны.
– Нам оплатили половину стоимости стенда и аренды, а потому мы согласились. В первый день было разочарование, так как народу и контактов было маловато, но следующие два дня порадовали. Столько людей! – говорит Гото и делает большущие глаза.
В японском павильоне жизнь кипит – народу действительно очень много. Большинство из них – обычные горожане, которым было просто любопытно прийти и посмотреть на достижения японской промышленности. Министр экономики Японии Хиросиго Сэко на открытии честно признался, что компании из этой страны привезли в Екатеринбург то, что уже производится и продаётся. Так что это уже не научная фантастика.
Но и до этого уровня нашей стране пока как до Луны. Наблюдал такую картину, от которой хотелось сесть и заплакать. Щуплый японец и крепкий русский мужик вдвоём пересаживали парня-инвалида из старенькой коляски в суперсовременную. Я сам лично видел его глаза и улыбку, когда он дёрнул за джойстик, и чудо японской техники поехало.
– Она может подниматься, чтобы человеку было удобнее пересесть, например, с коляски на диван. Это очень удобно, поскольку защищает от падения. Также у коляски есть дистанционное управление – её можно подвезти к себе или отогнать в угол, – пояснил японец со стенда, где демонстрировали эту чудо-коляску.
На вопрос о стоимости он ответил не сразу, а через паузу. За такую коляску придётся отдать примерно 550 тысяч рублей. Нереально для наших инвалидов. Парень тем временем продолжал кататься и наслаждаться японской разработкой.
Из той же сферы ещё один небольшой стенд, где предлагают гигиенические средства для ухода за тяжелобольными людьми.
– У нас в Японии очень развиты технологии для ухода за больными и пожилыми гражданами. Мы пока не представлены в России, но считаем ваш рынок очень привлекательным. Ищем партнёров, но соглашений пока не заключили, – объяснил Кои Китано.
На самом деле очень важная тема.
– У вас в городе чувствуется история. Только вот пробки были ужасные. В Японии они тоже есть, но здесь они были хуже, – поделился впечатлениями от Екатеринбурга Тои.
Всего из Страны восходящего солнца в Екатеринбург приехало около 800 человек, а в павильоне представлено 168 компаний. В японском павильоне действительно есть что посмотреть.
Конечно же, много роботов. К примеру, на стенде Kawasaki робот берёт коробки, цепляет их присоской и ставит на конвейерную ленту.
– Мы год назад начали сотрудничать с Kawasaki – используем их роботов для автоматизации различных процессов. Такой робот может заменить 20 человек. Один проект мы уже сделали, а ещё несколько на подходе, – рассказал Алексей Истомин, директор 1-го конвейерного завода из Санкт-Петербурга.
По его словам, стенд полностью оплатили японцы. "Иннопром" бизнесмену из Петербурга понравился.
– Огромная выставка, с размахом сделана. Получили достаточно много контактов. Так что будем надеяться на отдачу, – сказал Андрей Истомин.
Роботы – штука хорошая, но в бытовой жизни пока мало применима. А вот различную зелень в магазине каждый покупает. Так что останавливаюсь у стенда, где стоит прозрачная витрина с салатом, а на фотографиях нечто вроде теплиц, но почему-то в гаражах. Японцы это называют фабриками растений.
– Мы приехали сюда, чтобы оценить спрос на такие фабрики. У нас, к примеру, салат вырастает примерно в два раза быстрее, чем обычно. Секрет в том растворе, которым поливают их. Плюс к тому под каждое растение подбирается цветовая волна. Но такая зелень несколько дороже стандартной, – пояснил Такеши Маекава и широко улыбнулся.
Вообще японцы на стендах позитивны и всегда улыбаются.
– Я думал, что русские люди злые, что ли, а оказалось наоборот – очень добрые и открытые. Только вот ко времени относятся, как бы сказать… никуда не торопятся, одним словом, – отметил Такеши.
Больше всего народу было у двух стендов. На первом – угощали японскими сладостями.
– Вот попробуйте эти витаминки. Они освежают дыхание, чем-то похожи по вкусу на аскорбинку из детства, – рассказывает стендистка и раздаёт их всем.
Потом следует шоколадка, какие-то странные чипсы.
– Те, кто уже всё попробовал, пожалуйста, отойдите в сторону, – просит она и внимательно вглядывается в лица, чтобы никто из первой партии посетителей не остался на вторую кормёжку.
Японцев на этом стенде нет, так как компания небольшая, и они не смогли позволить себе приехать в Россию, но партнёров найти рассчитывают.
Второй популярный стенд – с унитазом. Два весёлых японца с удовольствием демонстрируют возможности девайса.
– Потрогайте сиденье – он тёплое. А ещё есть встроенное автоматическое биде, – с гордостью говорит мне Риота Фукао и нажимает на пульт.
Откуда-то прямо в унитазе выезжает такой маленький душик.
– Вот нажми – ты можешь регулировать температуру и напор. Крутая штука. У нас в Японии 80% людей пользуются такими унитазами, – продолжает Риота.
Цена, кстати, сравнима со стоимостью iPhone – 60 тысяч рублей. Но это базовая версия, а в самой богатой – 250 тысяч рублей. За унитаз. Дорого, адски дорого. Но хотя бы посмотреть стоит.
Вообще в этом году павильон страны-партнёра выставки, на мой взгляд, получился интереснее, чем прошлогодний. Большинство россиян вряд ли когда-то доберутся до Японии, но вот хотя бы чуть почувствовать эту страну можно, посетив "Иннопром". Сегодня последний день – выставка работает только до 16 часов. Только обязательно зарегистрируйтесь на сайте, так как на месте за это придётся заплатить 300 рублей.
Напомним, "Иннопром" стартовал 9 июля – выставку лично открыл президент Владимир Путин. Президент также посетил и саму экспозицию, которую осматривал около 2 часов. В течение всех дней мы следим и подробно рассказываем о главных событиях "Иннопрома" в нашем большом онлайне. Все новости мы собрали в специальной рубрике.
Видео: Маргарита ВЛАСКИНА / E1.RU