В субботу в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в 13-й раз вручали национальную премию "Золотая маска".
Можно не обращать внимания на черных кошек или рассыпанную соль, но магия числа 13 явно существует. 13-я "Золотая маска", увы, не избежала общей участи. Прошедший сезон был исключительно сильным, в номинациях сошлись более чем достойные фамилии и имена. И жюри внушало уважение. А вручать призы были приглашены именитые зарубежные гости: великий Арлекин Феруччо Солери, хореограф Джон Ноймайер, человек-театр Резо Габриадзе, режиссеры Деклан Доннеллан и Кристиан Люпа. Шла церемония под звуки оркестра под управлением Валерия Гергиева. Словом, все было придумано, чтобы состоялся праздник. Но праздника не получилось.
Председатели музыкального и драматического жюри в своих речах практически извинялись за получившийся расклад лауреатов. Как сказал Адольф Шапиро, "мы не сумели выстроить вертикаль, и наши решения оказались неожиданностью для нас самих". Увы, извиняться жюри есть за что. Более шокирующих решений, пожалуй, в истории "Маски" еще не было. В этом мнении едины иљ театралы и освещавшие мероприятие журналисты.
Четыре "Золотые маски" получил Сергей Женовач. Приз за лучшую режиссуру, за лучший спектакль в малой форме ("Захудалый род"), за лучший спектакль большой формы ("Мнимый больной"). Кроме того, спецприз жюри получила исполнительница главной роли в "Захудалом роде" Мария Шашлова. В "масочных" наградах часто ищут политику или интриги, конъюнктуру или чью-то злую волю. В этом году в решении жюри не было ни первого, ни второго, ни третьего. Но, как выясняется, глупость - худший из видов политики. "Назвать Женовача лучшим режиссером в том списке номинантов, который представлен в этом фестивальном наборе, - бестактность, бросающая тень не на Женовача, но на жюри", - пишут сегодня "Новые известия".љ
Довольно-таки убедительно были распределены награды в драматическом театре, хотя, как обычно, "дополнительные" призы удачно и кстати компенсировали трудности выбора: приз критики достался "Рассказу о семи повешенных" Театра Табакова, а приз зрительских симпатий - "Затмению" театра "Ленком". За лучшую женскую роль наградили Марию Миронову ("Федра. Золотой колос", Театр наций), за мужскую - Евгения Миронова ("Господа Головлевы", МХТ им. Чехова).
"Я болела совсем за другую актрису!" - вздохнула Маша Миронова, получая приз "за лучшую женскую роль". И она была абсолютно права. В беспомощном спектакле "Федра. Золотой колос" молодая актриса демонстрирует разве что профпригодность. Свою первую "Маску" - приз за лучшую мужскую роль получил Евгений Миронов, сыгравший Иудушку Головлева. Спецприз жюри отдало Петру Семаку, сыгравшему короля Лира. Обоих актеров называют лучшими в сегодняшней России. Но если исполнение Порфирия Головлева трудно отнести к достижениям Евгения Миронова, то Лир-Семак - действительно роль, вошедшая в историю театра.
В оперных и балетных номинациях соревновались между собой только столичные постановки, и здесь жюри постаралось раздать всем сестрам по серьгам. Лучшей оперой признан "Поворот винта" из Мариинки - похожий одновременно на голливудский ужастик и готическую графику. Лучшим режиссером стал Александр Титель, выпустивший на Малой сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко камерную версию оперы Моцарта "Так поступают все", в которой зрители максимально приближены к героям и порой чувствуют себя участниками событий. А дирижер Вольф Горелик, который в этом спектакле вместе с оркестром сидит на антресолях над головами зрителей, выиграл в конкурсе дирижеров. Татьяна Печникова (Норма из "Нормы" "Новой оперы") и Флориан Беш (Папагено из "Волшебной флейты" Большого театра) победили в номинациях лучшая мужская и женская роли соответственно.
Спектакли, показанные в номинации "Современный танец", выглядели в этом году откровенно провальными. Эксперты отобрали постановки малоизвестных провинциальных хореографов, чьи робкие достоинства на столичной сцене превратились в недостатки. В итоге приза за лучший спектакль современного танца решили не присуждать. Точно так же,љнедостойной "Золотой маски", по мнению членов жюри, оказалась работа режиссера в мюзикле. Но лучший мюзикл сезона все же был назван: "Золотая маска" за интересный, вызвавший споры и разногласия спектакль "Figaro" отправляется в Екатеринбург ("Театр Музыкальной комедии"), и не в одиночку, а вместе с премией за лучшую женскую роль (ее получила Елена Костюкова, исполнившая Керубино).
С лучшим балетом тоже вышла неувязка. "Золушка" - победитель этой номинации - получила приз за свои музыкальные достоинства, что вполне объяснимо: за дирижерским пультом стоял Теодор Курентзис. Но балет - не опера. Даже совершенное музыкальное исполнение не может компенсировать вялой и невыразительной хореографии. Остальные премии поделили между собой Большой театр и Мариинка. Алексей Ратманский стал лучшим хореографом (балет "Игрок"), "маски" за лучшие женскую и мужскую роли увезли в Петербург Андрей Иванов и Евгения Образцова из Мариинки.љ