Вроде как и не хотел смотреть, но все же интересно узнать с чего начинается, как говорят, новая веха в истории российского кино... Кстати, вы заметили, что об этом фильме как-то мало пишут? По мне так, хвалить-то особо не расхвалишь, а ругать... да как-то и не поругать. Хотя упрекнуть Хотиненко есть за что.
Ну да, первый фильм о сотрудничестве РПЦ с фашистами. Молодцы, что заговорили. Но, если судить по фильму, вина и ответственность исчерпывается одной этой фразой — «сотрудничество с фашистами». Не более. Все будто бы для людей и ради людей. Но простите, коль берешь такую тему, так давай по полной ее разворачивай — с великорусскими национал. движениями, с власовцами, с реальным заигрыванием с Гитлером. Хоть упоминанием. А то все православные — «в белом», а настоящими коллаборационистами оказываются вчерашние советские менты. И это, вообще изумляет. Абсолютное зло у Хотиненко — большевики: они и церковь осквернили, они и попа репрессировали, и даже партизаны красные — красные от крови. А немцы, если и зло, то какое-то неубедительное, местами даже нелепое да с «мятежными» душами вроде полковника Фрокгаузена — православного, стало быть, почти своего, в финале и вовсе в глазах зрителя (и попа) почти реабилитированного. В результате, силами логики зарождается крамольная полумысля, кою и всерьез не хочешь воспринимать, что, мол, нынешние церковники, картину курировавшие, тоже бОльшую ненависть испытывают к большевикам... Но ведь едва ли. Потому списываю на неумелость мувимейкеров.
Неумелость эта и в чрезмерной разжеванности киноматериала, и пошловатых операторских приемчиках, и, что немаловажно, в искусстве занавеса. Симпатичней было бы грузовиком с попом и перекрестившимися солдатами закончить. А то вся эта чересчур явно метафоричная суета с «вавилонскими реками» и позднесоветской молодежью в финале уж очень грубо слеплена.
Теперь о том, что понравилось... Актеры. Как ни относись ко всем центральным персонажам/образам, а сыграны хорошо. Даже не столь поп-Маковецкий порадовал, сколько попадья-Усатова. Очень уж натуральна. В остальном скажу лишь, что за развитием сюжета следишь с интересом, а это для такого фильма уже плюс, в сравнении, например, с «Островом».
В итоге, мой вердикт — «скорее нет, чем да». Ибо в таких фильмах (на мой взгляд) нужно делать фокус на людях и их добродетелях/пороках, а все остальное (включая вопросы веры и обычаев) использовать в качестве инструментария. Здесь же вышло ровно наоборот. Хотя, может, так оно и задумывалось...
З. Ы. Искренне пытаюсь оценить фильм, постаравшись забыть вообще о помешанной на православии еврейской девочке, о том как добрый поп отговаривал ее креститься и о фразах, вроде «из всей семьи она одна выжила... все-таки не зря крестилась!» Азохн вей! Как одной второстепенной сюжетной линией можно оставить навязчивое послевкусие средневековой проповеди от вполне себе любопытного фильма...
Сказ о попЕ
Фильм Владимира Хотиненко «Поп» — еще одна «новая веха» в истории российского кино.
Написать комментарий
Алексей Измалков
Автор мненияПО ТЕМЕ