E1
Погода

Сейчас+3°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+3°

пасмурно, дождь

ощущается как +1

1 м/c,

вос.

726мм 92%
Подробнее
5 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Реклама
Культура фоторепортаж Люди, которые играют: один день из жизни мастеров Екатеринбургского театра кукол

Люди, которые играют: один день из жизни мастеров Екатеринбургского театра кукол

E1.RU приглашает на виртуальную экскурсию по закулисью.

До спектакля «Маленькая Баба-Яга» в Екатеринбургском театре кукол остается несколько минут: из зала доносится детский смех, а мы наблюдаем скрытое от зрителей закулисье, изнанку представления.

«Снимать можно отсюда, но на дороге у актеров не стойте. Они несколько раз будут здесь пробегать туда-сюда и менять одежду», — дают наставления сотрудники театра: сегодня актеры играют на одной сцене с куклами. И даже в те моменты, когда артисту нужно только дергать за нужные ниточки, все эмоции отражаются у них на лице — и гнев, и радость, и недоумение. Именно поэтому им нужно подготовить не только кукол, но и себя, проверить костюм, грим. Последний взгляд в зеркало — и актеры отправляются на сцену дарить радость десяткам ребятишек.

Запасные ноги ждут своего героя

Пока идет спектакль, в малом цехе театра кипит работа. Поднимаемся в комнату, где рождаются куклы. Здесь трудятся четыре человека, все разные, но на столах у них одинаково-творческий беспорядок. Все здесь хочется потрогать: подержать в руках готовых кукол, повертеть и внимательно рассмотреть составные части будущих «актеров».

За распитием утреннего кофе мы застаем одну из сотрудниц художника-бутофора Юлию Пономареву. В Кукольном она трудится уже 7 лет, и ни сколько не жалеет об этом.

«Я училась на искусствоведа в УрГУ, окончила вуз, потом пробовала себя в различных специальностях. Была даже менеджером», — рассказывает Юля. — Но все было не мое, потом вот увидела объявление, что театр ищет сотрудников. Пришла и осталась».

Работа Юле сразу понравилась: творческая и связана с ручным трудом. Правда, размеренной ее не назовешь, авралы случаются и в театре во время подготовки к новому спектаклю. В апреле состоится премьера «Маленьких трагедий Пушкина», и сотрудники цеха вовсю создают будущих героев спектакля, для него нужно изготовить 15 кукол.

Юля, надев рабочий халат, проводит нас к своему рабочему месту. У стола стоит большой мешок с синтепоном, который ждет своей очереди, чтобы стать начинкой для кукол. Тут же лежит пара чьих-то ножек. Юля надевает их на пальцы и проходится куриными лапами по столу. Как поясняет художник, их делали для куклы Бабы Яги, но они так и не понадобились, поэтому пока ждут своего героя.

Обычно на создание куклы уходит неделя. Это сложный и кропотливый процесс. Для головки по эскизу художника делается гипсовая форма, по которой лепится маска из папье-маше. Затем детали, а для головы их две (лицо и затылочная часть), снимают с формы и кладут сохнуть. Юля дотягивается до батареи и снимает с нее слепок женского лица: «Это Лаура у нас. Теперь берем две половинки и склеиваем, получается голова, потом заделываем шов».

Папье-маше делается из кусочков газеты, поэтому маска-слепок пестрит типографскими словами. Но при этом все изгибы и выпуклости основы передаются удивительно точно. Несколько раз куклы кочуют по цехам мастерских: из швейного цеха в конструкторский, потом в столярный, потом снова к художникам.

Главное, чтобы кукла «сидела»

В среднем кукла живет 2–4 года. А потом ей нужны «пластические операции». «Все зависит от условий ее жизни: как часто она выступает, какой у нее механизм. Ну, и как с ней обращаются, — поделилась Юля. — Если что-то сломалось, реанимируем. Бывает, что нужно что –то добавить к образу, тогда снова несут к нам, а потом — на сцену.

Одна из сотрудниц театра показывает нам куклу-русалку. У нее красивые длинные белые волосы, у фигурки шевелится хвост, двигаются руки, а еще она кивает головой. Рядом с русалкой соседствует грустная Герда.

«Волосы у нее в отличие от русалки сделаны из сизаля — волокна, получаемого из агавы. Этот материал нам как раз подошел для волос», — проводит Юля рукой по коротким жестким завитушкам Герды.

С куклами-дамами соседствует стойкий оловянный солдатик. Это, как поясняет художник, планшетная кукла из дерева.

«Здравствуйте, здравствуйте», — сотрудница театра дергает солдатика за ниточки, и он покорно открывает рот.

Куклы выполняются в разных техниках. Технология зависит от задачи: марионетка, перчаточная, мимирующая. Бывает, для одного спектакля делают двух одинаковых героев, если требуются дубликаты. Например, когда в спектакле кукла несколько раз меняет одежду. В таком случае проще сделать несколько дубликатов в разной одежде. В общем, все зависит от замысла режиссера. Как куклы готовы, начинаются репетиции. Под кукол здесь подбирают актеров.

«У нас тут висит списочек, — художник показывает рукой листок с описанием актеров. — Мы знаем у каждого размер руки, в процессе работы приглашаем людей примерять куклу. Ведь главное, чтобы было удобно, чтобы они сработались, чтобы человек понимал, как ее оживить. Тут нужно почувствовать, что это — моя кукла».

Завеса тайны над Моцартом приоткрыта

«А это ничего, если мы Моцарта покажем? До спектакля ведь еще далеко», — удивленно спрашивает Юля у своей начальницы. Нас томить не стали показали и Моцарта, и Сальери, которые будут играть в пушкинских «Маленьких трагедиях». Героев готовят к премьере в соседнем цехе — конструкторском.

Здесь нас встречает Владимир Овсянников. Ученик Омского авиационного училища и подумать не мог, что его занесет в Кукольный театр. В мастерские его позвал сын-актер. Теперь седовласый мужчина оживляет кукол. Ему нужно сделать так, чтобы кукла могла перебирать руками и ногами, вертеть головой и открывать рот. «Вот тогда она и живая», — замечает мастер. На столе у него разложены деревянные детали будущего злодея Сальери. На чертежах показано как они будут соединяться между собой. Рядом лежат рабочие инструменты — есть все, чтобы поставить героя на ноги.

Куклы преследуют даже дома

Юля призналась, что свою работу очень любит и не променяет ее ни на какую другую. «А без любви не родится ни одна кукла», — замечает девушка. Как оказалось, куклы окружают ее не только на работе, но и дома.

«Да, дома тоже есть, но немного. Делаю их более простым способом, чем в театре. Например, из гипса или из глины. Потом люблю друзей одаривать. Когда появятся дети, с удовольствием буду их знакомить со своим увлечением и играть в куклы», — делится планами художник.

Попрощавшись со всеми, мы заглянули в каморку, где живут все-все-все куклы-актеры. Прямоугольное помещение заставлено фигурками. В несколько ярусов на нас смотрят русалки, зайцы, петрушки и другие герои спектаклей.

Большинство кукол крепятся к «вешалке» на колесах. С ее помощью проще все вывезти к нужному представлению, а потом вернуть на место.

Всё, закрываем тихонько дверь и уходим. Куклы ждут, когда они снова будут блистать на сцене. А мы заглядываем в афишу — выбираем момент, чтобы увидеть всю красоту, теперь уже со стороны зрительного зала.

Фото: Евгения ЛЯЛИНА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления