4 июня известный российский писатель Алексей Иванов встретился с екатеринбуржцами. Читатели и журналисты заполнили весь кинозал в «Гринвиче», зрителей набралось больше двухсот человек.
Писатель удивился, увидев, сколько людей пришло послушать и поговорить с автором бестселлеров «Географ глобус пропил», «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Общага-на-Крови» и телепроекта «Хребет России». Иванов пошутил, что он, наверное, в настоящий момент единственный российский писатель, на встречу с которым приходит столько читателей. Был ли в курсе Алексей Викторович или нет, но эти люди даже заплатили за вход, интеллигентно повозмущавшись, что, мол, встречи с читателями принято проводить в неформальной обстановке и уж никак не за деньги…
Тем не менее, зал был полон и встреча началась. Писатель говорил много и о разном.
О фильме «Географ глобус пропил»
— В процесс съемок я не вмешивался, хотя, конечно, интересовался, как он идет. Я написал книгу и отдал ее режиссеру. Все, дальше не моя работа. Мне повезло, что режиссер Александр Велединский очень аккуратно подошел к экранизации романа. Те фрагменты, которые увидел, мне очень понравились! Константин Хабенский так легко и органично вошел в роль Служкина, что иного актера и представить невозможно на этом месте. Когда мне показали ребят, которые будут играть учеников, но еще не сказали, кто кого конкретно, — я по их поведению, жестам, взглядам сразу определил всех своих персонажей.
Очень хорошо, что съемки проводились там, где происходит действие романа. Это моя школа в Перми, где я десять лет проработал, это мой район, где я жил, это та природа, куда я водил учеников в походы. Одну сцену снимали в Свердловской области, на Ревуне, это знаменитый, очень сложный по проходимости, порог на Исети. Съемочной группе помогала группа профессиональных спортсменов-туристов из Перми.
О новой книге про Екатеринбург девяностых и начала нулевых
— Я хотел показать, как обычный серый закрытый рабочий Свердловск за 10–15 лет превращается в современный, колоссальный, энергичный Екатеринбург. Как уральский характер, создавший триста лет назад горнозаводскую цивилизацию, теперь рождает капиталистический мегаполис, равного которому нет в стране, не считая двух столиц. Екатеринбург — это эталон, по которому можно отслеживать историю современной России, начиная с первых ельцинских реформ и до сегодняшнего дня. Екатеринбург — это срез российской жизни. Этот город, в отличие от других российских провинций, всегда историчен: все, что происходит в столицах, в стране — немедленно находит отражение в екатеринбургском мире.
К тому же, я очень люблю Екатеринбург, здесь прошла моя молодость, я сам был свидетелем и участником перемен 90-х годов. Я работаю сейчас над книгой и в процессе разговариваю со многими людьми — героями и свидетелями событий того времени: политиками, художниками, музыкантами, бизнесменами. Это будет не художественная книга, а полностью документальная, иллюстрированная фотографиями. Я постараюсь обойтись без вымыслов, выдумок и легенд, но если почувствую в процессе, что информация не соответствует действительности, я так и скажу: «По мнению такого-то...».
Об уральском характере
— Из всего, за что бы екатеринбуржцы ни взялись, получается предприятие. Были банальные рэкетиры с Уралмаша — стала мощная индустриально-политическая империя. Были подпольные музыканты — получилось предприятие под названием Свердловский рок-клуб. Была епархия — получилась православно-туристическая индустрия. Потому что главная ценность уральцев — производство, труд.
Об уральских брендах
— Как бы ни пытались нынче придумать для Урала позитивный бренд, пока ничего не выйдет. У Екатеринбурга есть два бренда: Уралмаш как бандитское сообщество и место расстрела царской семьи. Они не вызывают позитива, но ничего не поделаешь.
Об архитектуре Екатеринбурга
— Екатеринбург растет вверх. Вполне естественно, что появляются современные небоскребы. Конечно, жаль, что для их строительства сносят старые особняки. Но давайте вспомним, как эти особняки строились. А так же, как теперь небоскребы: дерзко убирали более старые дома, на их месте строили большие и новые. Архитектура меняется, но принцип застройки остается. Это черта Екатеринбурга.
О Ройзмане
— Когда-то говорили, что последний народный герой — это Ермак. До этого были Пересвет, Садко и так далее. Так вот, это неправда: Ермак — предпоследний. Последний народный герой — Евгений Ройзман.
О наивном искусстве
— Когда подпольные художники перестали быть таковыми и начали устраивать выставки, оказалось, что их постмодернизм не актуален для людей. Екатеринбург смог выразить себя только через наивное искусство. Это не только Старик Букашкин или Алексеев-Свинкин. Наивность отразилась и выразилась во всем творчестве Екатеринбурга девяностых: от музыкантов до поэтов, как Борис Рыжий, и драматургов, как Олег Богаев и Николай Коляда.
О строительстве метро
— Мне рассказали историю про метро, это как раз Екатеринбург 90-х. Когда метрополитен еще строили, купили вагоны, и они стояли там где-то в тупике уже лет 10. А вагонам нельзя просто стоять, для них это губительно, им нужно ездить. И вот несколько раз в месяц, представляете, бригада подземных бурлаков за тросы гоняет вагоны по рельсам туда-сюда, туда-сюда...
Добавим, что фильм «Географ глобус пропил» выйдет в прокат в октябре 2013 года. А новая книга про Екатеринбург, у которой пока нет названия, увидит свет в 2014 году.