E1
Погода

Сейчас+21°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода+21°

облачно, без осадков

ощущается как +17

6 м/c,

зап.

734мм 46%
Подробнее
3 Пробки
USD 91,78
EUR 98,03
Реклама
Культура 300-летие Екатеринбурга Свои в доску истории Пережил донос и предательство. История композитора, который заразил музыкой весь Свердловск

Пережил донос и предательство. История композитора, который заразил музыкой весь Свердловск

Рассказываем про великого пианиста Маркиана Фролова

Благодарим Ирину Винкевич за предоставленные материалы

Маркиан Петрович Фролов родился в белорусском городе Бобруйске в 1892 году в семье военного инженера, а детство провел в Омске и в китайском Харбине. Кто бы мог подумать, что его имя будет так тесно связано с культурными достижениями Свердловска 1930–1940-х годов. Он одним из первых поднял вопрос об открытии в городе музыкального вуза, филармонии и профессионального Союза композиторов. Фролов прожил всего лишь 51 год, и 15 из них посвятил Уралу и его развитию.

Мы продолжаем специальный проект «Свои в доску», приуроченный к 300-летию Екатеринбурга. Это истории горожан, которые много лет назад стали знаменитостями: написали книги, сделали большие открытия, спасли человеческие жизни. На очереди — история жизни и творческих исканий Маркиана Фролова. Музыковед и исследователь его творчества Ирина Винкевич рассказала, почему этот композитор стал одним из выдающихся личностей в истории культуры нашего города.

— Маркиан Фролов — личность уникальная, его жизнь наполнена географическими перемещениями. Его отец Петр Лукич, окончив Петербургское техническое артиллерийское училище, находился на военной службе. Переехав с семьей в Омск, поступил на работу в железнодорожные мастерские. С этим оказалась связана и дальнейшая карьера Фролова, который в 1912 году поступил в единственный в то время в России Институт инженеров путей сообщения, называемый тогда Путейским, — рассказала Ирина Винкевич.

Творчество Маркиана Фролова часто вспоминают в Свердловской филармонии

Несмотря на планы продолжить отцовскую профессию, Маркиан всё равно занимается музыкой. Его первым учителем стала мама, а в дальнейшем он уже получал частные уроки в Харбине, куда Фроловы переехали в 1904 году. Там же он заканчивает коммерческое училище, но по-прежнему мечтает стать великим музыкантом.

— Когда я работала с архивом, мне показали знаменитую «Харбинскую тетрадь», в которую Фролов записывал свои первые опыты, — поделилась музыковед. — Поразила удивительная каллиграфия — оформление нотных листочков, каждое название окружено какими-то узорами, на страницах рядом с нотами детские рисунки. Удивление вызывает тот факт, что она вообще уцелела, выдержав многочисленные переезды, и это подтверждение того, как в русских семьях берегли творческие опыты своих детей.

В 1912 году Фролов переезжает в Санкт-Петербург и по настоянию отца поступает в Путейский институт. Через год он понимает, что не может оставить музыку, и становится студентом Петербургской консерватории. Там его сразу принимают на старший курс. Помимо учебы, Маркиан много читает, увлекается поэзией и живописью.

— Очень примечательный факт: в Петербурге он живет в монастырской келье (скромное жилище монаха), что свидетельствует об особой сосредоточенности его творческого сознания, — рассказала Ирина Винкевич. — В Петербургской консерватории главными его наставниками стали выдающаяся пианистка и педагог Анна Николаевна Есипова, в фортепианный класс которой ему посчастливилось попасть. К сожалению, в то время она уже была тяжело больна, и после ее ухода он продолжил обучение у Натальи Николаевны Позняковской, которую впоследствии Фролов уговорит переехать в Свердловск. Позняковская будет более 20 лет возглавлять фортепианную кафедру в консерватории, открытой ее учеником в 1934 году.

Маркиан Фролов за рабочим столом

После революции вплоть до 1921 года будущий композитор живет в Киеве, продолжая обучение в консерватории, которая в то время была переименована в Музыкально-драматический институт имени Лысенко. К занятиям по фортепиано добавляются уроки композиции под руководством талантливого композитора, педагога и дирижера Рейнгольда Морицевича Глиэра, общение с которым перерастет в дружбу. Но, так и не окончив обучение в Киеве, Фролов возвращается уже в советский Петроград, в консерваторию, которую блестяще — с Первым фортепианным концертом — окончит как пианист и композитор.

— Шостакович, Мясковский, Глиэр, Шебалин — это то самое близкое его окружение, с которым он сдружился в 1920-е годы, а в годы войны, когда весь оргкомитет Союза композиторов оказался в Свердловске в эвакуации, он вернулся к прежнему дружескому общению. Для него это было очень важно, — пояснила историк.

Рейнгольд Морицевич Глиэр был верным другом Фролова

После окончания консерватории в Петрограде Фролов возвращается на Украину, где в то время жили его родители, и преподает в Киевском высшем музыкально-драматическом институте имени Лысенко. В Киеве он становится известен как талантливый пианист, выступающий соло и с оркестром, здесь исполняются его первые собственные сочинения.

В 1920-е годы с началом процесса «украинизации» многие музыканты предпочли покинуть Киев и Одессу. Ученики Фролова старались его прикрывать: при визите проверяющих, которые появлялись на уроках, необходимо было сразу переходить на украинский язык. Когда это стало уже совсем невыносимо, композитор принял приглашение директора Уральского музыкального техникума (так в то время называлось училище) Виктора Андропова. Так в 1928 году начинается новая «уральская глава» в его жизни.

Фролов приезжает в Свердловск, начинает преподавать в музыкальном училище и очень скоро становится инициатором создания «трехступенчатой системы музыкального образования».

— Маркиан Петрович создавал эту систему, на практике реализуя идеи Болеслава Яворского (российский и советский композитор, педагог. — Прим. ред.) и реализуя свою мечту. Когда он приехал в наш город, то искренне полагал, что будет преподавать в консерватории, — рассказала историк. — Уже в 1929 году, обеспечивая студентам училища возможность заниматься педагогической практикой, он открывает Опытно-показательную школу, которая два года спустя превратилась в ДМШ № 1 и сегодня с гордостью носит имя своего создателя. Открытие первой музыкальной школы дало старт появлению детских учебных заведений в разных районах города. А всего через пять лет, в 1934 году, именно Фролов при поддержке единомышленников, и прежде всего Нейгауза, откроет первый на Урале музыкальный вуз, шефство над которым возьмет Московская консерватория.

Фролов за роялем. Примерно 1935 год
Сейчас на здании консерватории есть памятная доска, посвященная Маркиану Фролову

Тяжелым испытанием для Фролова станет 1937 год. В период репрессий ему припомнят его «харбинское прошлое», по ложному доносу исключат из коммунистической партии и снимут с поста ректора. Композитору придется пережить и предательство коллег, и тяжелую болезнь. Лишь благодаря вмешательству и помощи преданных друзей, Глиэра и Мясковского, ему удастся избежать тяжелого приговора.

Фролов с Глиэром. 1939 год

После сложной операции он найдет в себе силы вернуться в консерваторию, хоть и ушел с фортепианной кафедры, оставив за собой заведование кафедрой композиции и своих учеников. На пост ректора он вернулся в 1943 году, после реэвакуации Киевской консерватории.

— И это был прежний Фролов — деятельный, полный энергии, перспективно мыслящий. Он начал ремонт зданий, мечтал о строительстве нового концертного зала, расширении учебного пространства здания, разрабатывал планы открытия специальной музыкальной школы-десятилетки и даже мечтал открыть в городе фабрику по производству стальных труб, — поделилась Ирина Винкевич.

Фролов со своими учениками. Уральский музыкальный техникум. 1930 год

Маркиан Фролов скончался 30 октября 1944 года, совсем немного не дожив до юбилейных торжеств, связанных с десятилетием созданной им консерватории.

— Чем больше погружаешься в то, что ему удалось только на Урале за 15 лет жизни, тем больше поражаешься, какого масштаба была личность, — подводит итог разговора Ирина Винкевич. — В одной из своих лекций я перефразировала выражение Владимира Васильевича Стасова о М. Балакиреве: «Не будь Фролова, судьбы уральской музыки были бы совершенно другими». Это была уникальная личность — композитор, оставивший масштабное наследие, автор первых произведений на уральскую тему, и это прежде всего «Поэма об Урале», педагог, создавший свои школы — пианистическую и композиторскую, великолепный исполнитель и потрясающий организатор с лидерскими качествами. Подтверждением масштаба личности и достойными результатами его деятельности стали созданная им система музыкального образования, Уральская консерватория и филармония, а также организованный Союз композиторов Свердловской области.

Ранее мы рассказывали историю жизни Владимира Трошина — исполнителя песни «Подмосковные вечера». Легендарный артист провел свое детство в Свердловске. Прочитайте про Беллу Дижур — писательницу и маму Эрнста Неизвестного.

Также обратите внимание на историю свердловской примы Галины Умпелевой и легендарного ученого, в честь которого назвали улицу в Академе.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления