Туроператоры должны были вернуть деньги клиентам, чьи поездки не состоялись из-за цунами в Юго-Возточной Азии. Такое мнение высказал вчера в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" руководитель федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский.
Он подчеркнул, что ситуация с цунами в декабре 2004 года не является форсмажорной, т.к. форсмажор, по словам главы агенства, - это "невозможность выполнения обязательств с двух сторон, а не с одной". Следовательно, по мнению В.Стржалковского, турфирмы не защищены законом от претензий туристов. Тем более, как считает глава агентства, эти претензии были справедливы: "Изменились условия поездки, и естественно, многие не захотели ехать туда. Федеральное агенство по туризму рекомендовало туроператорам возвращать средства за несостоявшиеся поездки. Но многие этого не делали, - сказал В.Стржалковский. - Те клиенты, которые попытались вернуть свои деньги через суд, выиграли дела".
Некоторые фирмы оказались просто не в состоянии расплатиться по претензиям из-за отсутствия достаточного объема средств или имущества. При этом, как отметил В.Стржалковский, крупный ущерб в результате цунами получил небольшой объем туррынка - преимущественно мелкие фирмы, которые заранее проплатили места в гостиницах. "Серьезные фирмы никода не проплачиают 100% объема мест. Большинство работает через депозиты, - сказал он. - После цунами они просто перенесли депозиты на более поздний срок". Кроме того, по словам В.Стржалковского, крупные игроки турбизнеса понесли меньше потерь благодаря тому, что работают не напрямую с отелями, а только через местные турфирмы.
Комментируя ситуацию, сложившуюся в результате декабрьского цунами, В.Стржалковского отметил, что законодательство в сфере турбизнеса требует совершенствования. В частности, по вопросу финансовой ответственности туроператоров за результаты своей работы.