Государство придумало, как пересмотреть итоги "первой волны" приватизации и получить за это около 1,5 трлн рублей. В Госдуму внесен законопроект, предлагающий собственникам, выкупившим предприятие на залоговых аукционах, уплатить единовременный налог в размере 20% от полученной сверхприбыли за первые 10 лет. Компенсация может привести к многократному повторению "дела ЮКОСа", опасаются эксперты, опрошенные РБК daily.љ
Недавно глава РСПП Александр Шохин заявил, что бизнес в принципе не против того, чтобы пересмотреть некоторые приватизационные сделки 90-х годов. До этого момента о пересмотре итогов "первой волны" не вспоминали довольно долго. В 2005 году Счетная палата подсчитала, что за десять лет федеральному бюджету в результате несправедливой приватизации был нанесен ущерб в 905,61 млрд рублей. Основная часть нарушений - это отсутствие четкого описания активов и их недооценка. По результатам проверок Генпрокуратурой было возбуждено 702 уголовных дела.
Депутаты четвертого созыва Госдумы оказались находчивее аудиторов: они предлагают государству вернуть упущенную прибыль от приватизации через уплатуљединовременного налога. Законопроект "О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ", подготовленный "единороссами" Александром Лебедевым, Владимиром Семаго и "эсером" Андреем Самошиным, предлагает уплачивать такой налог со сверхдоходов, полученных от приватизации.
Налоговая база рассчитывается как разница между чистой прибылью, полученной предприятием за первые десять лет его деятельности, и первоначальной ценой приобретенных акций (долей, паев). Если разница окажется положительной, то полученную сумму предлагается обложить налогом по ставке 20%. Планируется, что законопроект вступит в силу с 1 января 2009 года.
Как уточняет Александр Лебедев, инициатива коснется только тех, кто приобрел компании на первичном рынке в ходе залоговых аукционов, добросовестных покупателей это не затронет. По оценкам разработчиков, под налогообложение попадут более 200 крупнейших российских компаний: прежде всего собственники предприятий ТЭК, горнодобывающей, металлургической и химической промышленностей. Исключение ждет и тех, кто перекупал собственность в дальнейшем: например, "Газпром", купивший "Сибнефть". По расчетам авторов, введение налога на сверхдоходы принесет в федеральный бюджет 1,5 трлн рублей.
Бизнес рассматривает эту плату как налог на наиболее эффективные предприятия. К тому же может возникнуть ситуация, как с ЮКОСом, когда сумма налоговой претензии окажется больше капитализации компании. "Собственникам, которые приобрели предприятия, пусть по низкой цене, но на стадии упадка, и сумели повысить их капитализацию, придется выплатить больше, чем неэффективным владельцам, - убежден замруководителя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП Сергей Беляков. - Это дискриминационный подход к налогоплательщикам".
Кроме того, он нарушает налоговые принципы: налог не может бытьљвведен задним числом, категория налогоплательщиков не может быть выделена в зависимости от того, как он приобрел имущество. Но юристы допускают это. "Зная, как эволюционировала судебная практика за последние годы по налогам, вспомнить хотя бы продление сроков налоговых проверок, я не стал бы категорически говорить, что эта штука непроходная", - говорит партнер юрфирмы "Джон Тайнер и партнеры" Валерий Тутыхин.